Задачи и принципы уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа системы уголовного права Российской Федерации и реальных условий ее функционирования, с учетом основных теоретических подходов, представленных в юридической научной литературе, исследовать природу и содержание задач и принципов уголовного права России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: изучить задачи уголовного законодательства Российской Федерации, выяснить соотношение между задачами уголовного законодательства, указанными в ч. 1 ст. 2 УК РФ, и задачами уголовного права Российской Федерации, установить научные критерии оценки задач, исследовать принципы уголовного права Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Правовая характеристика уголовного законодательства ……………………………5
1.1 Общая характеристика уголовного законодательства ……………………………..5
1.2 Задачи уголовного законодательства………………………………………………..7
2. Принципы уголовного законодательства и их конституционное значение…...….22
2.1 Принципы уголовного законодательства…………………………………………..22
2.2 Конституционное значение принципов уголовного права………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...33
Приложения……………………………...……………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Задачи и принципы УЗ.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Функция уголовного законодательства, если даже отождествлять ее только с ролью, едва ли определяется его задачами. Дело в том, что и то и другое в конечном счете «есть нечто извне данное исполнителю» законодателем, пусть и обусловленное «материальными условиями жизни». Закон выполняет только ту роль и ту задачу, которые возложил на него законодатель. Значение же исполнителя как при осуществлении задач, так и при исполнении роли уголовного законодательства одинаково подчиненное.

Задача — это «то, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения». Отсюда, скорее, функция как нечто внутренне присущее закону, «проявление свойств какого-либо объекта», его «жизнедеятельности» имеет приоритет над задачей, которая хотя и «дана», «предложена» законодателем, но все же находится дальше, чем функция, от факторов, обусловливающих содержание уголовного законодательства. Задача дается извне законодателем, а функция складывается изнутри при формировании содержания уголовного закона факторами социальной действительности. Не надо забывать, что задачи уголовного законодательства впервые были четко сформулированы лишь в советский период, однако тем не менее свою роль российское уголовное законодательство исполняло всегда, начиная с эпохи Древней Руси.

И сейчас в уголовно-правовой литературе общий подход к задачам  и функциям уголовного законодательства, сформулированный М. И. Ковалевым, в целом не изменился. И дело не только в том, что «главнее» — функции или задачи, а прежде всего в уяснении действительной роли функции уголовного права в формировании содержания уголовного законодательства. В этой связи, к сожалению, до сих пор в теории уголовного права остается в тени отношение к «функции» уголовного права как к его «назначению»5

Даже в последней, пожалуй, самой фундаментальной в российской юридической литературе работе по рассматриваемой проблеме при верном понимании в целом данного вопроса указывается, что «с началом действия функции уголовно-правовой нормы, то есть с момента передачи содержания нормы посредством воздействия на сознание и волю физического лица, начинает обеспечиваться задача уголовного права». В основном это так. Верно, что «функция» первичнее «задачи» уголовного законодательства. Однако действует (что очень важно) отнюдь не функция уголовного законодательства, а содержание нормы, содержание уголовного законодательства реализуется посредством их воздействия на поведение людей. Функция в этом смысле сама по себе есть лишь обозначение осуществления, реализации содержания чего-либо и не более того. Вряд ли вообще можно серьезно писать, что именно функция — «то качественное свойство любой отрасли права, отдельных ее норм, которое связывает физическое лицо с правом, а через него с общественными отношениями». Нельзя также сказать, что «функция права связывает право с социальной жизнью». Качественные свойства уголовного законодательства и его отдельных норм коренятся в содержании уголовного права, а отнюдь не только в их названиях и во «внешнем проявлении» уголовного законодательства, которое, кстати, зависит подчас и от воли заинтересованного законодателя. Потому с социальной жизнью уголовное право связывает совсем не его функция, а напрямую (без «посредничества») его содержание.

Таким образом, в самом  общем плане, с позиций социального  предназначения, социальной роли уголовного права, сохранения качественной определенности общей системы уголовного права следует выделить три его основные функции: охранительную, регулятивную и функцию обеспечения справедливости.

В этом наиболее широком  значении содержание функций и задач уголовного права в целом совпадает. Реализация же функций (а значит, и задач) уголовного права в уголовном законодательстве имеет много направлений и аспектов. Социальное назначение уголовного права воплощается как во всей системе уголовного законодательства, так и фактически в каждой из его норм Общей и Особенной частей. И если применительно к нормам Особенной части данное утверждение вряд ли требует каких-либо особых доказательств (диспозиция всякой такой нормы содержит правило поведения («регулирует»), а санкция — угрозу наказанием («охраняет»); и лишь норма, содержащая достаточный потенциал справедливости, способна эффективно воздействовать на поведение людей), то в отношении норм Общей части УК подобный вывод может показаться чрезмерным. Между тем в действительности и посредством норм Общей части УК реализуются охранительная и регулятивная функции, осуществляется функция обеспечения справедливости.

Так, нельзя не заметить, например, охранительного аспекта норм, предусмотренных статьями главы 9 («Понятие и цели наказания. Виды наказаний»), главы 10 («Назначение наказания»), главы 11 («Освобождение от уголовной ответственности»), главы 12 («Освобождение от наказания») и главы 14 («Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних») УК. Тем более, что многие из норм, закрепленных в статьях упомянутых глав УК, одновременно несут в себе и регулятивные функции. Ведь регулятивная функция уголовного права по своему содержанию гораздо шире простой совокупности правил поведения, установленных в Особенной части уголовного законодательства для граждан («не убий», «не причиняй вреда здоровью», «не оставляй в опасности другого человека», «не клевещи», «не оскорбляй», «не насилуй», «не совершай развратных действий», «не кради» и т. д. и т. п.). Помимо этого она включает в себя отнюдь не только правила правомерного поведения при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и правила применения принудительных мер медицинского характера. Главное, что нормы Общей части УК регулируют и отношения между государством и гражданами по вопросам условий привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших предусмотренные в УК деяния, определяют правила назначения наказания и освобождения от него и уголовной ответственности. Потому к числу таких норм необходимо отнести и нормы, определяющие действие уголовного закона во времени и в пространстве (глава 2 УК), возраст, с которого наступает уголовная ответственность, содержание невменяемости или ограниченной вменяемости, форм вины, неоконченного преступления и соучастия в преступлении, систему и виды наказания, общие и специальные начала назначения наказания, виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

В еще большей степени, чем охранительная и регулятивная функции, в нормах Общей части УК представлена функция справедливости уголовного права, ибо обеспечение справедливости в уголовном праве происходит путем реализации как охранительной, так и регулятивной функций и по отдельности, и вместе взятых.

Кроме непосредственного  выражения социального назначения уголовного права в содержании норм уголовного закона, законодатель, как  уже отмечалось, счел необходимым  специально в ст. 2 УК сформулировать и закрепить задачи Уголовного кодекса, что, безусловно, не только помогает правоприменителям и гражданам четче уяснить социальный смысл и предназначение уголовного закона, но и позволяет им эффективнее его применять и точнее сообразовывать свои поступки с его требованиями.

В юридической литературе среди таких задач прежде всего  выделяют охранительную, ибо «охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая, как отмечалось, от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики». «Текст статьи дает основания заключить, — пишет А.И. Бойко, — что на первое место ставится охранительная функция уголовного права. Собственные ценности и регуляторы уголовного закона отставлены на второй план6. Уголовное право как бы имеет двойное служебное назначение: консервировать, защищать от посягательств существующий миропорядок и  обеспечивать исполнение регламентов так называемых созидательных отраслей — гражданского, земельного, экологического, налогового и т. п. права ». «Социальная ценность уголовного права, — подчеркивает И.Я. Козаченко, — состоит прежде всего в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности человечества, личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка от преступных посягательств»7.

Верно, что охранительная  задача уголовного законодательства является его основной исторической задачей, ставится на первое место, что именно она обусловливает социальную ценность уголовного права. Вместе с тем излишне категорично и терминологически невыдержанно, некорректно высказывание А.И. Бойко, ибо охранительная функция уголовного права как раз и представляет его собственную и главную социальную ценность. Нельзя же в самом деле серьезно писать о «двойном служебном назначении» уголовного права в сферах «консервирования существующего миропорядка» и «созидательных отраслей права» (прямо какой-то «философско-агро-строительный» стиль изложения). Если в первом случае подразумевается объект уголовно-правовой охраны, не урегулированный «созидательными отраслями», то это только свидетельствует о наличии «собственных ценностей и регуляторов уголовного закона», об отсутствии «двойственного служебного значения» уголовного права. Ибо «собственному» предмету в неменьшей мере подчинены и «созидательные отрасли права». Уголовное право не обеспечивает «регламенты созидательных отраслей», а охраняет общественные отношения, урегулированные этими отраслями. Потому опять-таки можно говорить лишь о социальной обусловленности уголовного права, но не о его зависимости от указанных «регламентов»8.

Наиболее глубокое в  теории уголовного права исследование содержания охранительной задачи проведено Б.Т. Разгильдиевым, в результате чего он пришел к заключению, что «уголовно-правовое понятие охрана — более широкое. Оно включает в себя охрану существующих, еще не уничтоженных совершенным преступлением общественных отношений. И осуществляется эта охрана посредством удержания лиц от совершения преступлений. Удержание включает в себя и случаи привлечения виновных в совершенном преступлении к уголовной ответственности. Однако в этой ситуации охраняются не те общественные отношения, которые уничтожены совершенным преступлением, — их нет, потому и нечего охранять. Охраняются другие, еще не уничтоженные общественные отношения. Когда совершено преступление и лицо привлекается к уголовной ответственности, то имеет место защита общественных отношений, что, как представляется, является частью охраны общественных отношений». «В последнем случае речь идет о защите еще не уничтоженных общественных отношений, о самозащите общества против нарушений условий его существования. Таким образом, защита выступает органической частью охраны»9.

Б.Т. Разгильдиевым правильно выделены два аспекта охранительной задачи: первый связан с удержанием лиц от совершения преступлений посредством воздействия на них охранительных и регулятивных уголовно-правовых отношений; второй — после совершения преступления и разрыва виновными этих отношений — обусловлен содержанием возникшего уголовно-правового отношения ответственности, реализация которого также тесно связана с охраной существующих общественных отношений как от лица, совершившего преступление и обычно уже причинившего ущерб объекту уголовно-правовой охраны, так и от других лиц. Поскольку, однако, речь идет о едином механизме уголовно-правовой охраны, о реализации единой охранительной задачи, пусть и на разных этапах и разными средствами, едва ли имеет смысл акцентировать внимание на различии в содержании понятий «охрана» и «защита». Тем более что такие различия несущественны. «Самозащита общества против нарушения условий его существования» происходит уже с момента издания уголовного закона, а защищать «отношения, которые уничтожены совершенным преступлением», нельзя так же, как и охранять. Между тем и на стадии привлечения лица к уголовной ответственности ничто не препятствует охране (защите) ненарушенных общественных отношений от преступных посягательств10.

«Охрана общественных отношений от преступных посягательств, — пишет далее Б.Т. Разгильдиев, — как задача уголовного права имеет свои границы, то есть имеет начало и конец. Она (охрана) определена рамками: от удержания лиц от совершения общественно опасного деяния (начало) до их привлечения к уголовной ответственности в случаях совершения преступления (конец). Такое понимание роли уголовного права подчеркивает действительные его возможности, в то же время исключает несвойственные ему задачи — регулирование общественных отношений. Подводя итог сказанному о задачах уголовного законодательства, можно дать их следующее определение. Задачи уголовного законодательства — это уголовно-правовое обеспечение целостности строго определенных общественных отношений путем удержания лиц от посягательств на них»11.

Уголовное право действительно не способно регулировать базисные общественные отношения (предмет уголовно-правовой охраны), содержание которых обусловливается факторами социально-экономического порядка. Однако не следует упускать из виду, что уголовное право все-таки имеет свой предмет регулирования — поведение людей и что по поводу именно этого поведения в связи с базисными отношениями и возникают на основе уголовного права общественные отношения, связи между государством и гражданами, пусть и называемые уголовно-правовыми и непосредственно не признаваемые объектом уголовно-правовой охраны. Уголовно-правовые отношения — тоже общественные отношения, и об этом не надо забывать.

Применительно к охранительной  задаче уголовного законодательства в  целом можно согласиться и  с приведенным выше определением. Тем не менее для отрицания наличия у уголовного законодательства регулятивной задачи достаточных оснований не имеется.

Итак, охранительная задача — это  обеспечение охраны наиболее важных общественных отношений средствами уголовного права. Регулятивная задача уголовного права состоит в обеспечении граждан системой таких правил поведения, соблюдение которых исключает их привлечение к уголовной ответственности; а нарушение порождает возникновение строго определенных уголовно-правовых отношений ответственности между лицами, совершившими преступления, с одной стороны, и государством — с другой. Задача обеспечения справедливости в уголовном праве связана с сохранением соответствия, поддержанием адекватности уголовного права системе социальной справедливости существующего общества. Причем необходимо еще раз подчеркнуть, что выполнение упомянутых задач обеспечивается содержанием всей системы уголовного права. Тем более что хотя в ч. 1 ст. 2 УК и сделан очевидный акцент на охранительной задаче, но для ее реализации требуется все законодательство, ибо, по существу, в ч. 2 ст. 2 УК именно оно и имеется в виду.

Охранительная задача в ч. 1 ст. 2 УК сформулирована в целом применительно  к структуре объектов, закрепленных в разделах Особенной части УК. Последние же как раз и отразили «иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах, а именно: личность, общество, государство».

Получившая свое четкое и концентрированное выражение в ч. 1 ст. 2 УК иерархия объектов уголовно-правовой охраны тем более необходима, что в нынешней редакции понятия преступления (ч. 1 ст. 14 УК) таковая отсутствует. Между тем «ранжирование» объектов охраны имеет не только важное теоретическое, но и сугубо практическое значение. Так, без законодательного масштаба относительной ценности общественных отношений, охраняемых уголовным правом, исключительно сложно, если вообще возможно, разрешение вопросов применения норм, определяющих условия правомерности причинения вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37–42 УК).

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства