Должностные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 10:58, реферат

Краткое описание

В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика категории «должностное лицо»
1.1. История законодательства о должностных преступлениях.
1.1. Понятие должностного лица.
Глава 2. Должностные преступления.
2.1. Понятие должностных преступлений.
2.2. Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность.
2.3. Превышение должностных полномочий.
Глава 3. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 108.06 Кб (Скачать файл)

В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния субъектом которых являются должностные лица, и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. Эти деяния обоснованно, на наш взгляд, именовать коррупционными преступлениями. Они составляют наиболее опасное проявление коррупции.*

Повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с данными преступлениями может быть обеспечено путем совершенствования действующего уголовного, гражданского законодательства и Конституции РФ в разнообразных направлениях. Основными, первоочередными и неотложными из таких направлений являются:

1. преобразование специальных норм  о должностных преступлениях, в  частности, с привилегированными  составами, в специальные нормы  с квалифицирующими составами  либо составами, соответствующими  по степени общественной опасности, отраженной в санкциях, основному;

2. исключение из санкций статей  об ответственности за

_______________

*С. В. Максимов. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: «ЮрИнфор». 2000г.

*Уголовное  право. № 4. 2000г. Ст. 11.

должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление предусмотренное ст. 289 УК РФ, — не ниже пяти лет;

3. установление за совершение этих  преступлений абсолютно определенных  санкций с запрещением применять  ст. ст. 64-65 УК РФ и включением  в санкции таких дополнительных  наказаний, как лишение права  занимать определенные должности  или заниматься определенной  деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград и конфискация имущества;

4. исключение из УК РФ ст. 304;

5. исключение из ГК РФ п. 3 ст. 575;

6. включение в ст. ст. 91, 98 и 122 Конституции  РФ оговорки, согласно которой  статус неприкосновенности неприменим  в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно  опасных деяний, предусмотренных  УК РФ. Последнее направление  может быть реализовано путем  референдума.*

Коррупция в любой системе управления включает две существенно отличающиеся составляющие:

а) коррупция в аппарате – классическая проблема обеспечения надежности всех звеньев управленческой системы; применительно к корпоративному управлению основные рецепты давно известны; не идеальные, но практические решения найдены, и проблема заключается лишь в желании их осуществить;

б) коррупция «на самом верху» управленческой системы, как правило, изо всех сил замалчиваемая и растворяемая в первой проблеме. Именно она является ключевой проблемой развития современного российского общества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе анализа основных факторов исключения злоупотребления должностными полномочиями установлено, что предупредительная работа играет одну из ключевых ролей в обеспечении жизненно важных интересов страны. Это, в первую очередь, обусловлено потребностью создания развитой и защищенной правовой среды общества, так как именно посредством должностных преступлений сегодня реально осуществляются угрозы правовой безопасности в различных сферах деятельности государства, в том числе, при осуществлении экономических преобразований в стране.

Злоупотребления должностными полномочиями являясь своеобразным системообразующим фактором во всех сферах правовой защиты, активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других составляющих правовой деятельности государства. В то же время они представляет собой самостоятельную сферу правовых нарушений, в которой необходимо обеспечить защиту кадровых ресурсов, систем их формирования и использования.

Работа над данной темой приводит к мысли, что принципиальной особенностью нынешней ситуации является объективная необходимость перехода в сфере предупреждения злоупотребления должностными полномочиями от концепции «защиты» к концепции «противоборства». При этом к основным задачам исследуемой проблематики должны, на наш взгляд, быть отнесены: выявление, оценка и прогнозирование злоупотреблений должностными полномочиями; разработка национальной политики обеспечения предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями, мероприятий и механизмов ее реализации; развитие форм, методов и средств предотвращения, парирования, нейтрализации и ликвидации их последствий.

Изучение литературы показало, что до настоящего времени многим аспектам предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями должного внимания не уделяется. Вместе с тем люди живут и действуют в конкретной местности, работают в конкретной сфере. Обеспечение их жизнедеятельности требует усилий не только на уровне федерального центра, но и на региональном и местном уровнях.

Полученные результаты исследований позволяют предложить некоторые меры по предупреждению  злоупотреблений должностными полномочиями.

Так, особое внимание в деятельности федеральных органов власти сегодня должно быть уделено разработке нормативной базы и принятию соответствующих правовых законов. Кроме того, требуется формирование новой концепции защиты государственных и военных должностных лиц, в основу которой должны быть положены новые подходы к защите персонала от должностных правонарушений.

Таким образом, реализация упомянутых выше мер в деятельности федеральных и региональных органов власти позволит РФ в новом тысячелетии организовать действительно эффективное управление всеми сторонами жизни общества, решить целый ряд первоочередных задач предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями.                     

       Список использованной литературы:

 

1. Ст. 2 Федерального закона «О воинской  обязанности и военной службе»  от 28 марта 2004г.

2. Сводный перечень государственных  должностей РФ, утвержденный Указом  Президента РФ от 11 января 2001г.

3. Реестр государственных должностей  федеральных государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 11 января 2001г.

4. Ст. 16 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  от 28.08.2001г.

5. Сборник постановлений Пленумов  Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по уголовным делам. – М.: Спарк, 2002г. ст.354.

6. Пункт 2,3 постановления Пленума ВС  СССР «О применении судами  законодательства об ответственности  должностных лиц за нарушение  порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан  и преследование за критику»  от 18.04.1986г. – М.: СПАРК, 2002. С. 291.

7. Постановление Пленума ВС СССР  «О квалификации преступлений  по службе, совершенных контролерами  исправительно-трудовых учреждений  и следственных изоляторов» от 16.01.1986г. – М.: СПАРК. 1992. С. 290.

8. П. 9 постановления Пленума ВС  СССР от 30.03.1990г. – М.: СПАРК, 1992. С. 353.

9. П.10 указанного постановления Пленума  ВС СССР от 30.03.1990г. – М.: СПАРК, 1992. С. 354.

10. Ст. 50 и51 Правил судебно-медицинской  экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденных приказом Минздрава  РФ от 10.12.2002г. с изм., внесенными  приказом от 5.03.2003г.

11. П.17 постановления Пленума ВС  РФ «О судебной практике по  делам об умышленных убийствах»  от 22.12.1992г. Сб. Пост. Пленума и ВС  РФ (1961-2002гг.) М., 2003г. С.341.

12. Ст. 1-5 Федерального закона «Об  оружии» от13.12.2002г. СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 5681

13. Ст. 16 Федерального закона РФ «О  статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания РФ»  от 8.05.2000г. СЗ РФ 2000. № 2 ст. 74.

14. Ст. 1 и 13 Федерального закона РФ  «О счётной палате РФ от 11.01.2001г. СЗ РФ 2001. № 3. Ст.167

15. Ст.2 и 3 Федерального закона РФ  «Об основах гос. службы РФ  от 31.07.2001г. СЗ РФ. 2001. № 31. Ст.2990

16. Ст. 7 Федерального закона РФ «Об  основах муниципальной службы  в РФ» от 8.01.2004г. СЗ РФ, 2004. № 2. Ст.224.

17. п. 9 постановления Пленума ВС  СССР «О судебной практике  по делам о взяточничестве»  от 30 марта 1990г. – Спарк. 1992. С 347

18. п. 5 Федерального закона РФ «Об  информации, информатизации и защите  информации» от 20 февраля 2001г. СЗ  РФ. 2001. № 8 ст. 609.

19. Бюллетень ВС РФ Опред. СК ВС РФ от 7.10.1999г.

20. Бюллетень ВС РФ, 2000, № 8 с.19.

21. Косвенные упоминания о должностных  преступлениях имелись в некоторых  актах, изданных и ранее. См., например, обращение Народного комиссара  по Министерству почт и телеграфов  от 9 ноября 1917г. «О борьбе с саботажем  высших почтово-телеграфных чиновников»  нормального течения работ высшими  чиновниками вследствие легкомысленного  или злостного преступного отношения  к интересам народа.

22. СУ РСФСР, 1917, № 4 ст. 50.

23. СУ РСФСР, 1917, № 12, ст. 170.

24. СУ РСФСР, 1918, № 90, ст.908.

25. СУ РСФСР, 1918, № 98, ст.929.

26. СУ РСФСР, 1919, № 58, ст. 549.

27. «КПСС в резолюциях…» т. 2, стр. 133.

28. СУ РСФСР, 192, № 1-2, ст.7.

29. СУ РСФСР, 1920, № 34, ст.163.

30. СУ РСФСР, 1921, № 20, ст. 122.

31. СУ РСФСР, 1921, № 6, ст.421.

32. СУ РСФСР, 1922, № 1, ст.4.

33. СУ РСФСР, 1922, № 6, ст.54.

34. СУ РСФСР, 1922, № 63, ст.808.

35. СУ РСФСР, 1923, № 48, ст. 479.

36. СЗ СССР, 1932, № 50, ст.298.

37. «Ведомости Верховного Совета  СССР», 1953, № 4.

38. «Ведомости Верховного Совета  СССР», 1961, № 22, ст. 225.

39. «Ведомости Верховного Совета  СССР», 1962, № 8, ст. 85.

40. «Ведомости Верховного Совета  РСФСР», 1962, № 29, ст. 449.

41. «Материалы XXIV съезда Коммунистической  партии Советского Союза». Политиздат, 1917, стр.81.

42. Уголовный кодекс РФ. М.: «Спарк» 2004.

43. Комментарий к Уголовному РФ. М.: «Норма» 2001г.

44. Уголовный кодекс РФ с постатейными  материалами М.: «Спарк» 2004г.

45. Уголовное право РФ. Особенная  часть. – М.: «Юрист», 2002г.

46. Комментарий к Уголовному коде6ксу  РФ. – М.: «ЮРИСТ» 2002г.

47. Уголовное право № 4 1999г.

48. Уголовное право № 3 1999г.

49. Уголовное право № 1 2000г.

50. Уголовное право № 4 2000г.

51. Законность № 6 2000г.

52. Законность № 9 2000г.

53. Российская юстиция № 4 1999г.

54. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2. Экономика. Реферативный журнал  М., 2000г.

55. Курс Советского Уголовного права. М.: «Наука» 1971г.

56. Комментарий законодательства и справочные материалы. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003г.

57. А. В Галахова. Должностные преступления. М., 2004г.

58. Кан Шухуа. Изд. Пекинского университета. 2000г.

59. С. В. Максимов. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: «ЮрИнфор» 2000г.

60. С. В. Максимов. Управление персоналом. № 4. 1999г.

61. Стратегия для России: Повестка  дня для Президента. М.: «Вагриус». 2000г.

62. П. С. Яни. Экономические и служебные преступления. М.: «Интел-Синтез». 2003г.

 

 

 

 

 

[1] Уголовный кодекс РФ с постатейными  материалами. Москва. «Спарк». 2004.

 

[2] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». Москва.2001.

 

 

 

[3] Озерским Городским судом Челябинской  области 2 апреля 1999 года Панова осуждена  по ч. 3 ст. 204 УК Рф, а Машковская по ч.1 ст. 204 УК РФ.

 

[4] *Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000, № 8, с. 19.

 


Информация о работе Должностные преступления