Должностные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 10:58, реферат

Краткое описание

В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика категории «должностное лицо»
1.1. История законодательства о должностных преступлениях.
1.1. Понятие должностного лица.
Глава 2. Должностные преступления.
2.1. Понятие должностных преступлений.
2.2. Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность.
2.3. Превышение должностных полномочий.
Глава 3. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 108.06 Кб (Скачать файл)

Статья 285 УК РФ является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений. По правилам квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная норма. Однако, если в содеянном налицо реальная совокупность преступлений, возможно одновременное применение общей и специальной норм.

Подтверждением этому служит дело Кугута, осужденного Калининградским областным судом 17.09. 2003г. по ч. 1 ст. 285 и по

———————————————————————-

*п. 10 постановления Пленума Верховного  Суда СССР от 30.03.1990г. – М.: СПАРК, 1992. С. 354.

п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ. В кассационных жалобах осужденный Кугут и его адвокат, считая, что вина Кугута не доказана, просили приговор отменить и направить дело на дополнительное расследование. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, оставив приговор без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения, пришла к выводу, что вина Кугута как в получении взяток, так и в злоупотреблении служебным положением, доказана. Кугут, работая старшим инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности злоупотреблял своими должностными полномочиями и неоднократно при исполнении служебных обязанностей получал взятки. Доводы Кугута об излишней квалификации содеянного им по ч. 1 ст. 285 необоснованны. Исполняя свои обязанности, он являлся представителем власти, т. е. должностным лицом, и содеянное им содержит два самостоятельных состава преступления.*

 

2.3. Превышение должностных полномочий

 

Статья 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, т. е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех признаков: а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия:

1) входящие в компетенцию другого  должностного лица данного ведомства (контролер исправительно-трудового  учреждения водворяет нарушителя  режима в штрафной изолятор, в  то время как

———————————————————————————-

*Бюллетень  Верховного Суда РФ. 2004. № 1. С. 5.

это может сделать только начальник или дежурный помощник); 2) входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства (инспектор охотобщества, подозревая гражданина в том, что он охотился без соответствующего разрешения, производит обыск его автомашины); 3) которые могли быть совершены только коллегиально; 4) хотя и входящие в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условий. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда СССР от 30.03. 1990г. превышение полномочий могут образовать такие действия должностного лица, на которые закон вообще не управомочивает ни одно должностное лицо ни при каких условиях, например, применение насилия, оружия. Однако поскольку квалифицирующие признаки не могут изменять существо основного состава преступления, заключающегося в совершении действий, правомерных при определенных условиях, постольку нельзя говорить о такой форме превышения, как совершение должностным лицом запрещенных действий.

С субъективной стороны превышение должностных полномочий – это умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный характер совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства именно вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции действий; желает или сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично, т. е. совершает преступление с прямым или косвенным умыслом.

Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий назван в ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные ч. 1 или 2 ст., если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств либо; в) с причинением тяжких последствий. Для квалификации по ч. 3 статьи достаточно хотя бы одного из перечисленных признаков. Насилие может иметь форму истязания, т. е. причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иных насильственных действий (ст. 117 УК РФ).*

________________________

*ст. 50 и 51 Правил судебно-медицинской  экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденных приказом Минздрава  РФ от 10.12.2002г. с изм., внесенными  приказом от 5.03. 2003г.

Такое превышение совершается обычно в отношении лиц, находящихся в служебной зависимости от виновного. Для истязания как преступления против личности более характерна, например, материальная зависимость. Так же решается вопрос, если при превышении причинена смерть. Действия виновного, совершившего умышленное убийство при превышении должностных полномочий, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями, устанавливающими ответственность за умышленное убийство, и ч. 3 ст. 286 УК РФ.* Применение оружия означает его фактическое использование, употребление в соответствии с целевым назначением, т. е. для поражения живой цели, а также как средства физического насилия для нанесения ударов, побоев, телесных повреждений. Понятием оружия охватывается огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По признаку применения оружия при превышении полномочий подлежит ответственности должностное лицо, применившее оружие любого назначения: гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное оружие.*

При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае он совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без него нет состава преступления.

Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ.

В ст. 287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Обязательным признаком преступления является предмет –

—————————————————————————————

*п. 17 постановления Пленума ВС РФ  «О судебной практике по делам  об умышленных убийствах» от 22.12.1992г. Сб. Пост. Пленума ВС РФ (1961-2002гг.). М., 2003. С. 341.

*ст. 1-5 Федерального закона РФ «Об  оружии» от 13.12.2002г. СЗ РФ. 2002.№ 51. ст. 5681.

это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т. п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т. д.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации установлена, если за такой информацией обращается только Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.*

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять Счетной палате по требованию необходимые документальные подтверждения, операции и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянным действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.*

—————————————————

*ст. 16 Федерального закона РФ «О  статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Гос. Думы  Федерального Собрания РФ» от 8.05.2000г.//СЗ РФ.2000. № 2. Ст. 74.

*ст. 1и13 Федерального закона РФ «О  счетной палате РФ» от 11.01.2001г. // СЗ РФ. 2001.№ 3. Ст. 167.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на предусмотренность предоставления такой информации в

Федеральном Законе от 08.05.2000г. б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо под предлогом отсутствия в его распоряжении таких материалов, не поступления их с мест и т. п. не предоставляет необходимую информацию) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (предоставляя требуемую информацию, лицо сознательно изменяет ее содержание путем предоставления не всех сведений, расчетов, материалов, либо вообще искажает информацию, делая ее не соответствующей действительности).

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны – это умышленное преступление. Оно совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации, либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.*

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию.*

Квалифицированный вид преступления составляют деяния, предусмотренные в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный вид данного преступления образуют деяния, предусмотренные в ч.1 или 2 ст. 287 УК РФ, если оно: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Под сокрытием правонарушений понимается как сокрытие преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или

—————————————————————————————- *Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М., 2001.

*Уголовный  кодекс РФ с постатейными материалами. М.: «СПАРК». 2004.

пособничества, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений по ст. 287 и 316 (или по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. 5 ст.33 УК РФ). Под этот признак попадает сокрытие правонарушений совершенных должностными лицами только органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Сокрытие может быть совершено в отношении как нескольких правонарушений, нескольких должностных лиц, так и правонарушения одного должностного лица. Совершая это деяние, должностное лицо искажает фактическое состояние дел; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло должностное лицо, обязанное предоставлять информацию; в) повлекли тяжкие последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит установлению, К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения, преступности, исполнения бюджета, принятия их на основе неадекватного нормативного акта, при условии, что это стало возможным в результате предоставления по запросам неполной либо ложной информации.

Информация о работе Должностные преступления