Дознание как форма предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать дознание как форму предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;
раскрыть понятие дознания;
обозначить особенности производства дознания;
исследовать органы дознания: их виды и процессуальные полномочия;

Содержание

Глава 1 Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации….………………………………..….....................................................6
Понятие и значение предварительного расследования...…..….…..….....6
Формы предварительного расследования.……....…….........…......……12
Глава 2 Особенности производства дознания....................................................19
2.1. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия…..…....…...19
2.2. Правовой статус дознавателя.………....….….….…………......…….……24
Заключение ………………………………...………………………………...….31
Список литературы…………………………………….…….……………....….34

Вложенные файлы: 1 файл

кур.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая  определяла бы в систематизированном  виде полномочия лица, производящего  дознание.[1] В настоящее время в УПК РФ такая статья есть – она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 УПК РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Новый уголовно-процессуальный закон более детально определил  полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК  РФ, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать  процессуальные решения, за исключением  случаев, когда в соответствии с  УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция  прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует отметить, что в  Большом юридическом словаре  под термином «процессуальный статус»  понимается установленное нормами  процессуального права положение  его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.[2]

Так, дознаватель наделен  следующими основными правами:

при проверке сообщения о  преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и  привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);

ходатайствовать о продлении  срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях  – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

применять меры процессуального  принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);

обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование  дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;

иные права, предусмотренные  УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие  обязанности:

осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

принять, проверить сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении (ст. 144 УПК РФ);

в установленный законом  срок принять решение по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

уведомить заявителя о  принятом решении по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить  уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);

рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в  порядке, установленном главой 15 УПК  РФ (ст. 159 УПК РФ);

принимать меры попечения  о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению  сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

устраниться от участия в  производстве по уголовному делу при  наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.[1]

Отдельно следует заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом  ходатайство об избрании в отношении  лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает  на дознавателя и соответствующую  обязанность – составить обвинительный  акт не позднее 10 суток со дня  заключения лица под стражу. При  невозможности составить обвинительный  акт в предусмотренный законом  срок изменяется форма расследования  преступления с дознания на предварительное  следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования  преступления – дознание – остается прежней (ст. 224 УПК РФ).[2]

По завершении расследования  дознаватель составляет обвинительный  акт. Он оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два  процессуальных акта – постановление  о привлечении в качестве обвиняемого  и обвинительное заключение. Составление  обвинительного акта имеет правовым следствием изменение уголовно-процессуального  статуса лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и  обязанностей в уголовном судопроизводстве. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств  преступления и личности лица, привлекаемого  к уголовной ответственности. Составление  обвинительного акта обязывает дознавателя  ознакомить обвиняемого и его  защитника с этим документом, а  также с материалами уголовного дела. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его  рассмотрения судом по существу.

Из анализа норм УПК  РФ видно, что основное назначение дознавателя  – осуществление дознания по уголовным  делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.[1]

Как и по любому другому  уголовному делу, независимо от его  подследственности, в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ. Это ориентир для дознавателя в работе по уголовному делу, а конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления. Дознавателю разрешается производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после возбуждения уголовного дела (гл. гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ).

В юридической литературе нередко возникали споры о  том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия своим сотрудникам. Новый УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, возлагаются на дознавателя  начальником органа дознания (ст. 41 УПК РФ). К сожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить. Представляется, что  начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению  которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган  дознания, он делегировать другому  лицу не может и обязан осуществлять сам.

Необходимо отметить, что  новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).[1]

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное  и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.[2]

Взаимодействие следователей и органов дознания является одним  из главных условий быстрого и  полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную  деятельность, направленную на раскрытие  и расследование преступлений.3

Сущность взаимодействия заключается в соединении усилий различных служб в раскрытии  преступлений, в согласованности  действий при соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым субъектом своих обязанностей при  руководящей роли следователя.[1] Формы взаимодействия принято разделять на процессуальные и организационные.

Процессуальные формы  взаимодействия регламентируются УПК  Российской Федерации. К ним относятся:

выполнение поручений  и указаний следователя, обязательных к исполнению и касающихся:

производства розыскных  и следственных действий (ч. 4 ст. 38 УПК  РФ);

оказания по требованию следователя  содействия при производстве отдельных  следственных действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);

исполнения постановления  о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК  РФ);

производства розыска  обвиняемого, скрывшегося от следствия  или в случае неизвестности его  местонахождения (ст. 210 УПК РФ);[2]

2) возбуждение уголовных  дел и проведение по ним  неотложных следственных действий  и оперативно-розыскных мероприятий  по преступлениям, по которым  производство предварительного  следствия обязательно (ст. 157 УПК  РФ).

Организационные формы взаимодействия регламентированы ведомственными и  межведомственными нормативными правовыми  актами. Например, совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий; согласование работы следователей и оперативных работников при  планировании расследования по делу; взаимный обмен информацией о  результатах расследования и  проведения оперативно-розыскных мероприятий  и др.[3]

Определенный интерес  вызывает рассмотрение соотношения  понятий «начальник органа дознания»  и «дознаватель». УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания. Можно  предположить, что наличие данной статьи упростило бы правоприменение УПК РФ в сфере производства дознания и выполнения неотложных следственных действий. Однако, учитывая содержание определенных статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40, 144, 146, 148, 157 и др.) можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа – обвинительного акта. Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем.[1] Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. Можно предположить, что это необоснованно и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразно будет ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании дознания» дополнить словами «орган дознания».

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Предварительное расследование  в уголовном судопроизводстве РФ – это урегулированная законом  деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию  преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в  качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса

Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  две формы расследования преступлений – дознание и предварительное  следствие.

Отличительная особенность  нового Уголовно-процессуального кодекса  Российской Федерации – это возрастание  роли дознания как одной из форм предварительного расследования.

Роль дознания заключается  в том, что оно позволяет более  эффективно и мобильно производить  предварительное расследование  по преступлениям малой и средней  тяжести, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить  на три четко выраженные группы: начало дознания – раскрытие преступления – окончание дознания.

Сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК  РФ). В противном случае дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования. Это объясняется  тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому  остается только смена формы расследования, что и происходит на практике.

Действительно, в современной  практике расследования по целому ряду категорий дел, например, связанных  с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых веществ  является обязательным. Известно, что  отдельные экспертизы проводятся в  течение достаточно длительного  срока.[1]

Представляется, что в  УПК РФ должна быть предусмотрена  возможность продления срока  проведения дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для  завершения экспертизы по делу.[2]

По окончании дознания составляется обвинительный акт  или постановление о прекращении  уголовного дела либо о прекращении  уголовного преследования. Лицо, в отношении  которого вынесен обвинительный  акт, признается обвиняемым.

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования