Граждане как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин РК характеризуется его правовой связью с Казахстанским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие субъекта административного права....................................................5
1.2 Административно-правовой статус граждан РК, административная правоспособность и дееспособность граждан..........................................................7
1.3 Государственные служащие как субъекты административного права..........13

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Административные-правовые гарантии охраны прав и граждан...................16
2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства................................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................

Вложенные файлы: 1 файл

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В целях урегулирования рынка трудовых ресурсов и борьбы с безработицей ими был проведен ряд мероприятий. Во-первых, было принято решение о введении запрета на осуществление индивидуальной коммерческой деятельности на рынках, расположенных на территории РК, иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими в РК по служебным, частным делам, на учебу, лечение, в качестве туристов. Сегодня ни для кого не секрет, что уже на протяжении ряда лет иностранные граждане, пребывающие в РК, в нарушение действующего законодательства занимаются индивидуальной коммерческой деятельностью на рынках городов и регионов РК.

Анализ правонарушений показывает, что основные противоречия заключаются в несоответствии задекларированной в приглашении и визе фактической цели нахождения иностранных граждан в РК. Вот поэтому мы и становимся свидетелями таких фактов, как создание иностранными гражданами, торгующими на казахстанских рынках, совместных предприятий. Основная цель иностранных граждан при этом - любыми способами продлить сроки своего пребывания на территории РК.

Несмотря на то, что органами правопорядка проводятся профилактические мероприятия, которые, кстати, очень часто приводят к неоднократным случаям массового сокращения пребывания и выдворения с территории республики граждан Китая, Кыргызстана, Таджикистана и других государств. Среди них не редки случаи и неправомерного выдворения. В этой связи нужно пересмотреть в законодательном порядке полномочия миграционной полиции РК на местах, так как, с одной стороны, они несколько "урезаны", что не позволяют ей самостоятельно и эффективно действовать в отношении обеспечения контроля за иностранными лицами. С другой стороны, назрела необходимость устранить те противоречия в деятельности миграционной полиции, которые заключаются в том, что эта структура зачастую выдворяет иностранных граждан с территории страны незаконно и без решения суда, при этом ссылаясь только на решение силовых структур. Решение суда для иностранных граждан, против которых ведется процесс выдворения, очень важный аспект, поскольку они должны иметь право на предоставление доводов против своего выдворения, право на пересмотр своего дела в суде и иных государственных органах. Кстати, это право предусмотрено Указом Президента РК "О правовом положении иностранных граждан" и Законом РК "О государственной границе РК" (ст.33). Однако в вышеназванном указе отсутствует важная норма о том, что запрещается индивидуальное и коллективное выдворение иностранных граждан на основании расовой принадлежности, религии, культуры, родового и этнического происхождения. Поэтому в национальном законодательстве необходимо воспроизвести норму международного права, закрепленную в ст.7 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Она гласит: "Иностранец, на законном основании находящийся на территории государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на предоставление доводов против своей высылки...".

Аналогично, на наш взгляд, было бы предусмотрительно внести в Указ Президента РК от 15.07.1996 г. в ст.19 "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК" норму, определяющую гарантии безопасности этих лиц. Эти нормы, ко всему прочему, отличали бы их правовой статус от общего статуса иностранцев. В первую очередь, в нормах гарантий лицам, которым будет предоставлено политическое убежище, необходимо закрепить обязанности самого государства, которые должны заключаться в следующем:

1) в отношении таких лиц не осуществляется выдача;

2) они не могут быть высланы или выдворены, во всяком случае в те страны, где они могут подвергаться преследованиям. (Такое положение предусмотрено Декларацией о территориальном убежище, принятой ООН от 14.12.1967 г);

3) они имеют право пользоваться особыми льготами (например, освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу им документов на выезд за границу).

Нельзя не добавить, что в указе необходимо четко определить позицию РК относительно предоставления только территориального убежища и непризнания дипломатического убежища. Но это необходимо сделать, поскольку РК является участницей Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (дата присоединения РК от 31.03.1993 г.). В ней содержится следующая норма (ст.41 п.3): "помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитованным государством и государством пребывания".

Таким образом, если дипломатическое представительство, которому адресована вышеназванная норма, нарушает запрет, то в данном случае речь должна идти о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Указанные пробелы в казахстанском законодательстве по регулированию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства не являются исчерпывающими и требуют большего внимания к их разрешению. Все еще остается дискуссионным как в законодательном, так и в практическом плане такой актуальный вопрос, как привлечение иностранной рабочей силы в РК. В республике до сих пор не ратифицирован ряд международных документов, касающихся как трудовой миграции в РК, так и вопросов лицензирования в соответствии с международными стандартами. Правительство РК приняло ряд нормативов, касающихся регулирования трудовой миграции, такие как:

Правила выдачи лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из РК за границу;

Правила, условия и размеры внесения гарантийного и залогового взносов;

Правила оказания посреднической помощи гражданам по трудоустройству за границей;

Правила защиты внутреннего рынка труда при выдаче разрешений работодателя на привлечение иностранной рабочей силы.

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты населения РК некоторые вопросы трудовой миграции рассмотрело в разъяснительном письме от 12.06.2000 г.

Накопленная законодательная база позволяет республике заключать двусторонние договоры в этом направлении. Это необходимо сделать, поскольку при отсутствии таких договоров и граждане РК пребывают в некоторых зарубежных государствах незаконно. Примером тому могут послужить неоднократные случаи, когда граждане РК пребывают в Южной Корее по туристическим визам с целью трудоустройства. Понятно, что это противоречит законодательству как самой Южной Кореи, так и РК, а порой приводит и к трагическим последствиям.

Открытыми вопросами остаются и семейно-брачные отношения граждан РК с иностранными гражданами, например, проблема выплаты алиментов иностранного гражданина, покинувшего РК и имеющего ребенка от бывшего брака с гражданкой РК. Важно отметить, что Республика Казахстан подписала отдельные соглашения по обеспечению правовой помощи с государствами СНГ, Турцией и другими, но до сих пор у нас нет принятых международных соглашений, которые могли бы полностью обеспечить выплату алиментов со стороны иностранных граждан дальнего зарубежья, имеющих несовершеннолетних детей в РК и отказывающихся от данной выплаты. Указанная проблема актуальна и требует особого внимания со стороны казахстанских законодателей.

Вышеобозначенные пробелы относительно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РК говорят о том, что требуется систематизация республиканского законодательства в данном вопросе. Необходимо принять новый единый закон РК, который включал бы в себя весь комплекс вопросов, мог бы однозначно и более конкретизировано определять регулирование этого правового поля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить актуальность рассмотрения проблемы административного  права  одного из наиболее удачно начавших свой новый путь, соседствующего с нами государства.  Являясь молодыми государствам идущими бок о бок и по довольно таки схожему пути во многих сферах жизни с Республикой Казахстан, реформах, переходах к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и , что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления., мы должны набираться опыта друг у друга, советов, и попытаться усовершенствовать любую отрасль правового регулирования. Активность и эффективность экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов. Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Проблема  заключается в осознании политическим (государственным)  руководством и  широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления.

Исследование административно-правовых гарантий прав и свобод граждан, их основных характеристик (понятия, сущности, системы, субъектов, содержания механизма и форм их обеспечения) позволяет сделать ряд выводов и рекомендаций. Часть из них нашли свое отражение в соответствующих главах настоящего исследования, а в обобщенном изложении выглядят следующим образом.

1. Права и свободы граждан являются изначальной ценностью, присущей человеку как представителю человеческого рода и их развитие, степень защищенности гражданина рассматриваются как один из важнейших показателей прогрессивного развития общества.

Вместе с тем права и свободы гражданина (личности, человека) реальны лишь тогда, когда они обеспечиваются должным поведением со стороны государства, которое, являясь органом публичной власти, законодательно закрепляет как собственные обязанности по охране (защите) прав и свобод своих граждан, а также обязанности иных субъектов не допускать нарушений этих прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности граждан. Это в полной мере относится и к сфере охраны общественного порядка, в которой реализуется значительная часть прав и свобод граждан. В этом смысле можно говорить об административно-правовой охране, защите прав и свобод граждан, важное место в которой принадлежит охранительной функции административного права.

2. Права и свободы граждан в сфере охраны общественного порядка могут быть реально обеспечены только совокупностью (системой) как общих (экономических, политических, социальных), так и специальных (юридических) гарантий. Общие гарантии создают условия для более полного осуществления юридических гарантий. Практика становления демократического государства свидетельствует, что в условиях существующей социально-политической нестабильности обеспечение, например гарантий прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка, осложняется обострением национальных конфликтов, доходящих до военного единоборства. В этом процессе, на наш взгляд, существуют как прямые, так и обратные связи. От нестабильности в межнациональной сфере до нестабильности в состоянии общественного порядка, продуцирующей нарушения прав и свобод граждан, путь весьма короток. С другой стороны, нарушения прав граждан как представителей конкретной национальности влечет за собой нарушение прав этих национальностей, что негативно влияет на состояние общественного порядка, дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в целом. На сегодняшний момент можно с достаточной степенью определенности констатировать, что права и свободы человека зависят по-прежнему от того, где он живет, а не от его собственных усилий, способностей и умений. Таким образом, решение проблем, существующих в структуре общих гарантий — это и решение проблемы защищенности личности как человека и гражданина во всех сферах их жизнедеятельности, в том числе и в сфере охраны общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Конституция РК от 30 августа 1995г. (с изменениями от 7 октября 1998г. Алматы. Жеті Жарғы, 2003г.)

2.                  Гражданский Кодекс РК от 27 декабря 1994г. (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2006г. Алматы, Юрист).

3.                  Всеобщая декларация прав человека принятая Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.

4.                  С. П. Гришаев. Гражданское право. 1 часть. В вопросах и ответах. Москва, Юристъ, 2009г.

5.                  О. А. Зайцева. Правоведение. Курс лекций. Москва. «Экзамен» 2006г.

6.                  А. Г. Диденко. Гражданское право. Общая часть, учебное пособие. Алматы, 2008г.

7.                  Б. К. Абдыкадыров. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие в схемах. Алматы, Юрист, 2009г.

8.                  Е. А. Лукашева. Права человека. Учебник для вузов. Москва. НОРМА, 2007г.

9.                  Ю. Г. Сулейменов, Ю. Г. Басин. Комментарии ГК РК. Общая часть. Алматы, Жеті Жарғы, 2008г.

10.             В. А. Белов. Гражданское право. Общая часть. Москва, 2006г.

11.             А. Г. Диденко, Ю. Г. Басин, О. С. Мофоре. Гражданское право, пособие по изучению курса общей части Гражданского права. Алматы, 2009г.

12.             М.К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. ГК РК. Комментарий. Алматы, Жеті Жарғы.

13.             Гражданское право.  Словарь – справочник. Москва, 2006г.

14.             Ю. К. Тостой, А. П. Сергеева. Гражданское право. Часть 1. Учебник. Москва, ТЕИС, 2006г.

15.             В. Ф. Чигир. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. Минск, 2005г.

16.             М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. Гражданское право. 1 том. Учебник для вузов (академический курс) Алматы, 2009г.

17.             Мауленов К. С. «Основы гражданского права» в учебном пособии «Основы государства и права Республики Казахстан». Отв. ред. Г. С. Сапаргалиев - Алматы: Жеті жарғы, 2009 (с.99-140);

18.             Р. Т Тусупбеков. Закон и время (научно-правовой журнал) №12(58), 2004г., Алматы.

19.             Фемида (Республиканский юридический научно-практический журнал) Алматы, Заң, №10(94), 2007г.

6

 



Информация о работе Граждане как субъект административного права