Граждане как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин РК характеризуется его правовой связью с Казахстанским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие субъекта административного права....................................................5
1.2 Административно-правовой статус граждан РК, административная правоспособность и дееспособность граждан..........................................................7
1.3 Государственные служащие как субъекты административного права..........13

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Административные-правовые гарантии охраны прав и граждан...................16
2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства................................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................

Вложенные файлы: 1 файл

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие право ограничения. Об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, то есть вынудившие других участников движения резко изменить скорость, направление движения или принимать иные меры к обеспечению собственной безопасности или безопасности других граждан, а также невыполнение водителем требований работника милиции об остановке транспортного средства. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия. Республики Казахстан Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Несмотря на то, что Конституция Республики Казахстан устанавливает равенство прав и свобод всех граждан Казахстана, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, безработных и некоторых других категорий людей.

Так, Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года N 341-1 "О занятости населения" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Казахстан на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 1 п.2 данного закона устанавливает понятие безработного:

1. безработные - граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, готовые трудиться;

Порядок регистрации безработных граждан устанавливается ст.6 данного закона.

1.Уполномоченный орган по вопросам занятости, физические и юридические лица любой формы собственности, занимающиеся трудовым посредничеством, регистрируют и ставят на учет безработных.

2.Физические и юридические лица любой формы собственности, занимающиеся трудовым посредничеством, обязаны представлять статистическую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

3.Уполномоченный орган по вопросам занятости представляет государственную статистическую отчетность в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

4. Центральный исполнительный орган представляет в государственный статистический орган статистическую отчетность в порядке и сроки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закреплённую Конституцией Республики Казахстан При этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

-статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

-адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.

Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений- это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта:

Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений (юридический) факт.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут складываться в связи:

-с реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти;

-с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;

- с нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

- с нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан Республики Казахстан в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РК и конкретизированных в законах и других правовых актах.

На пример граждане РК имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей.

Граждане РК имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый, кто законно находится на территории РК, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РК и беспрепятственно возвращаться.

Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей, которые закреплены в Конституции РК и других законодательных актах.

Установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например: Республика Казахстан гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Указом Президента утверждено Положение о Комиссии по правам человека при. Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Казахстанских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации. Она составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения прав участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.

Административно- правовое положение граждан может быть различным.

Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, то есть быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен располагать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Конституция провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, социальной, культурной и административно - политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством . Например, не все граждане по состоянию здоровья, согласно Закону “О воинской обязанности и военной службе”, могут быть зачислены на действительную срочную военную службу.

Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течении соответствующего срока, а также лишения воинского или специального звания. Предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами. Законом “О чрезвычайном положении” предусмотрена возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16лет.

Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью, однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или стороной, реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.

Конституцией определено, что права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается. Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Казахстанских граждан и казахоязычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РК.

1.3 Государственные служащие как субъекты

административного права

 

Государственным служащим является гражданин Республики Казахстан, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт государственного бюджета. Должность - основа характеристики правового положения служащего

Государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт государственного бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.

В связи с распадом СССР и созданием СНГ в органах исполнительной власти в первую очередь на региональном уровне, необходимо сформировать служащего нового типа, способного эффективно и правомерно действовать не в замкнутой аппаратной среде, а общаясь с представителями других независимых государств- регионов, организаций, основанных на различных формах собственности. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов:

-законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц;

-подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РК к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих;

-стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

Информация о работе Граждане как субъект административного права