Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)

С момента принятия Закона РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 « местном самоуправлении в Российской Федерации» который стал единым для страны нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящих в систему органов государственной власти.

Кроме того, ГК РФ в ст. 34 закрепил обязанность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Вместе с тем ни в одном нормативном акте не упоминалось о какой-либо государственной поддержке муниципалитетов при исполнении ими таких непростых обязанностей, как обеспечение прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной социальной защите в форме опеки (попечительства).

Вместо этого ГК РФ декларировал возложение на органы местного самоуправления ранее свойственных им (в качестве местных органов государственной власти, правопреемниками которых являются органы местного самоуправления) государственных функций.

В довершение этого вступивший в силу с 1 января 1996 г. СК РФ в части  регулирования семейных отношений  также обозначил органы местного самоуправления в качестве органов опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Таким образом, два основополагающих нормативно-правовых акта (ГК РФ и СК РФ), регулирующих основную и наиболее значительную область всех правоотношений, связанных с осуществлением социальной защиты, императивно закрепили за органами местного самоуправления государственные обязанности в виде опеки и попечительства.

Но невозможность полноценного осуществления функций по организации  опеки и попечительства органами местного самоуправления привела к пересмотру модели и концепции осуществления организации опеки и попечительства.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными  граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма  устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ.

Работа органов опеки  и попечительства как исполнителя государственной воли, связанной с защитой интересов ребенка в семейно-правовой сфере, отличается большим разнообразием, о чем свидетельствует перечень их прав, обязанностей в СК, в других законах и подзаконных актах, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. Причем в одних регионах, например в Ростовской области, Краснодарском крае, перечень разрешаемых этими органами вопросов отличается определенной краткостью, в других - дается более подробно, в частности в Воронежской, Ивановской, Московской, Смоленской и др. областях. Что же касается Москвы, то здесь данный перечень существенно отличается своим большим объемом. Однако в любом случае правовой основой деятельности органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере служит СК РФ. Его текст свидетельствует о разнообразии полномочий органов опеки и попечительства, призванных осуществлять функции по защите интересов ребенка в семье.69

Устройство ребенка  под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

А.М. Нечаева отмечала, что поскольку не каждый ребенок, особенно малолетний, в состоянии  определить свое отношение к опеке (попечительству), а подростки вообще зачастую стремятся к полной независимости, имеет смысл, следуя предписаниям Закона, выявлять мнение несовершеннолетнего косвенным образом. Что же касается назначения опекуна ребенку, достигшему 10 лет, то и здесь его согласие целесообразно выявлять косвенным образом.70

К опекунам предъявляются  определенные требования. Так, согласно ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве).

Опекун или попечитель могут быть назначены только с  их согласия. При этом должны учитываться  их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

А в п. 3 ст. 147 СК РФ отмечено, что не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень заболеваний, препятствующих назначению опекуном или попечителем, установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542. 71

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Закона N 48-ФЗ).

В п. 7 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, указано: в случае назначения ему (ребенку) нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.72 Следовательно, наличие супружеских отношений является одним из возможных оснований для учреждения совместной опеки и в России. К сожалению, иных оснований назначения нескольких опекунов (попечителей) одному подопечному в настоящее время нормативные акты не содержат. Из этого можно сделать вывод, что решение этого вопроса отдано на усмотрение органов опеки и попечительства.

Возникает вопрос о том, сохранится ли совместная опека (попечительство) в случае расторжения брака между  супругами. Следует придти к выводу, что сохранится, однако бывшие супруги должны распределить свои обязанности по опеке (попечительству).

Закон «Об опеке и  попечительстве» предусмотрел установление опеки (попечительства) на время (п. 1 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве). Временно назначенный опекун или попечитель обладает всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Закон об опеке и попечительстве предусматривает так называемую предварительную опеку и попечительство (ст. 12). Особенность предварительной опеки и попечительства заключается в том, что они не требуют специальной процедуры по выявлению обстоятельств, позволяющих установить опеку (попечительство). Совершеннолетнему, желающему стать опекуном (попечителем), достаточно представить документ, удостоверяющий его личность, а органам опеки и попечительства провести обследование условий его жизни. Таким образом, при предварительной опеке (попечительстве) всесторонняя проверка человека, которому государство в лице органов опеки и попечительства доверяет воспитание ребенка, не требуется (п. 2 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве).

Согласно п. 6 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

При устройстве ребенка  под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора (п. 7 ст. 145 СК РФ). Отметим, что в законодательстве отсутствуют ограничения на заключение договора о возмездном осуществлении опеки и попечительства для родственников несовершеннолетнего73.

Что касается прав детей, находящихся под опекой (попечительством), то они указаны в ст. 148 СК РФ. Следует отметить, что они включают все права, которые имеют дети, воспитывающиеся в семье. В частности, это право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ) право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ). Кроме того, они имеют ряд прав, вытекающих из их статуса подопечных. Эти права, перечисленные в ст. 148 СК РФ.

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя - попечителя. Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.74

Итак, опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

3.2. Приемная  семья

В обновленном семейном законодательстве нормативная дефиниция «приемная семья» приводится в п. 1 ст. 152 СК РФ, согласно которому «приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре».

Практически та же формулировка содержится и в п. 2 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»75, согласно которому приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Обращение к действующему законодательству свидетельствует  о том, что законодатель рассматривает  приемную семью как разновидность  опеки (попечительства), на что прямо  указывает не только п. 1 ст. 152, но и ряд иных норм СК РФ. Сам договор о приемной семье признается законодателем разновидностью договора об опеке и попечительстве.

Иными словами, расширив правовое регулирование института  опеки (попечительства), законодатель тем самым фактически лишил институт приемной семьи всех некогда индивидуализирующих его специфических особенностей, ибо договорные отношения и возмездность труда теперь допустимы и при установлении опеки (попечительства) над детьми, что ясно следует, в частности, из содержания п. 6 и 7 ст. 145 СК РФ.76

Более того, анализ и сопоставление  положений глав 20 и 21 СК РФ указывают на отсутствие различий в содержании правоотношений по опеке (попечительству) над детьми, с одной стороны, и правоотношений приемных родителей с переданными им детьми - с другой. Некоторые же особенности в содержании договора о приемной семье, а также в условиях и порядке его прекращения, предусмотренные ст. 153.1 и 153.2 СК РФ, также не могут рассматриваться как принципиальные, ибо носят исключительно формальный характер.

Вместе с тем более  детальный анализ действующего законодательства дает основания утверждать, что законодатель по-прежнему рассматривает приемную семью как самостоятельный институт семейного права. Такой вывод  может быть подтвержден следующими аргументами.

Приемной семье по-прежнему посвящена отдельная глава СК РФ (глава 21), тогда как в противном случае нормы, посвященные приемной семье, было бы логичнее включить в главу 20 СК РФ («Опека и попечительство»). Кроме того, согласно п. 3 ст. 32 Закона об опеке и попечительстве договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу.

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей