Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- и выявить особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 11
1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 11
1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
ГЛАВА 2. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ 33
2.1. Понятие, условия и порядок усыновления 33
2.2. Правовые последствия усыновления ребенка 44
2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 48
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 56
3.1. Опека и попечительство 56
3.2. Приемная семья 63
3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 72
3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 601.50 Кб (Скачать файл)

Приемную семью можно определить как платную (со стороны государства) опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по срочному договору.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Кроме того, в настоящее время дети передаются на воспитание в патронатные семьи и семейные детские дома.

4. При решении задачи  выявления проблем законодательного  регулирования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и предложить пути их решения, в качестве вывода следует отметить следующее: по нашему мнению, влияние на рост численности детей, лишившихся попечения родителей, оказывают дефекты в реализации законодательных и иных правовых требований по защите прав и интересов несовершеннолетних. Между тем, правоприменение свидетельствует, что многие важнейшие нормативные правовые акты, направленные на охрану прав и интересов детей, перегружены декларативными положениями, которые не обеспечены надлежащими экономическими и организационными мерами. К примеру, согласно статье 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обязаны осуществлять их профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство. Вместе с тем, работодатели практически всегда требуют от поступающих опыт работы и поэтому несовершеннолетние лица, оставшиеся без попечения родителей, не могут воспользоваться предоставленным им правом на труд.

Несмотря на то, что  в СК установлены 4 различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельные вопросы остаются неурегулированными.

В связи с чем в работе предлагаются мероприятия по совершенствованию законодательного регулированию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1) Представляется, что необходимо уточнить понятие «форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей» как «определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями». В связи с чем необходимо придать данному определению статус нормативно-правового, дополнив им ч.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, и, соответственно, изменить название раздела VI Семейного кодекса РФ «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», на - «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

2) Практика свидетельствует, что в настоящее время механизм единого централизованного учета детей, лишившихся родительского попечения, во многих регионах страны функционирует недостаточно эффективно, в частности, отсутствует обмен информацией между муниципальными образованиями в рамках одного субъекта РФ, в связи с чем дети длительное время не могут обрести родителей, а лица, желающие усыновить ребенка, вынуждены обращаться во многие инстанции, чтобы получить доступ к базе данных учета таких детей в рамках одного субъекта РФ. В настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы о юридической ответственности в сфере учетных функций.

Для ускорения процесса усыновления предлагаем создать  в каждом субъекте РФ единую информационную базу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, посредством которой будет осуществляться межмуниципальный обмен электронной информацией в рамках одного субъекта Российской Федерации. Реализация этого предложения позволит органам опеки и попечительства муниципальных образований, а также СРО (если таковые в данной сфере будут созданы) обмениваться информацией с целью более оперативного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

3) Усыновление - процесс непростой и крайне важный как для самого усыновляемого ребенка, так и для всего общества. Исследование практических проблем досудебной стадии усыновления позволило сделать вывод: необходимо предоставить лицам, желающим стать усыновителями, право воспользоваться услугой органов местного самоуправления в сборе документации, подтверждающей наличие критериев, необходимых для усыновления. Для реализации такого права необходимо разработать и утвердить Административный регламент оказания данной муниципальной услуги с размещением информации на сайте соответствующего муниципального образования.

4) По нашему мнению, норму п.1 ст. 128 СК РФ предложено изложить в следующей редакции: «Разница в возрасте между усыновителем, не состоявшим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена или увеличена, но не более чем на пять лет».

5) Нечеткость законодательных формулировок приводит к сложностям в реализации прав усыновителей (а соответственно, и усыновленных) и частым нарушениям тайны усыновления, поскольку при возникновении трудностей и проволочек в случае обжалования действий должностных лиц в вышестоящие органы число лиц, информированных об усыновлении ребенка, возрастает, что особенно негативно влияет на сохранение тайны усыновления в небольших городах и иных населенных пунктах.

Предлагаем дополнить  СК РФ статьей 139.1 «Обеспечение тайны усыновления» следующего содержания:  «1. Лица, которым стал известен факт усыновления, обязаны не разглашать его, в частности, и тогда, когда усыновление для самого ребенка не является тайной.

При разглашении тайны усыновления усыновители и ребенок имеют право на компенсацию морального вреда.

2.Сведения об усыновлении выдаются судом лишь с согласия усыновителя, кроме случаев, когда такие сведения требуются правоохранительным органам, суду в связи с гражданским или уголовным делом, находящимся в их производстве».

3. Тайна усыновления  может быть раскрыта усыновленному ребенку, достигшему совершеннолетия».

Таким образом, для более  успешной реализации прав как детей-сирот, так и усыновителей необходимо внести изменения в некоторые нормативные  акты. Отмена же тайны усыновления  на современном этапе состояния  российского общества является преждевременной, не соответствующей правам и интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и усыновителей.

6) По нашему мнению, необходимо усиление ответственности усыновителей за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязанностей, в случае если отмена усыновления произошла по их вине. В целях усиления ответственности усыновителей за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязанностей, предлагаем ст. 141 СК РФ «Основания к отмене усыновления ребенка» привести в соответствие со ст.69 СК РФ «Лишение родительских прав», дополнив ее такими основаниями:

«а) отказ усыновителей без уважительных причин взять усыновленного ребенка из лечебного или воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты или других аналогичных учреждений;

б) совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка, либо против жизни или здоровья супруга;

в) установление факта  усыновления, произведенного без намерения  воспитывать ребенка (фиктивное  усыновление)».

7) Отсутствие действенного контроля за усыновленными иностранными гражданами детьми, позволило сделать вывод, что в РФ международное усыновление должно проводиться на основе соответствующей правовой базы, обязательной составляющей которой станут акты международного права и международные договоры между Россией с одной стороны и другими государствами, граждане которых берут российских  детей на усыновление. Посредством указанных договоров станет возможным разрешить различные вопросы в практике международного усыновления с учетом особенностей внутреннего законодательства государств - участников, закрепив в них порядок возврата усыновленного ребенка в страну в случае отмены усыновления.

8) В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)», подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г. (эта рекомендация не выполнена по сегодняшний день).

9) В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами, считаем необходимым пункт 1 ст.29 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Усыновленный ребенок имеет право на сохранение своей национальной идентичности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, иными международными договорами».

10) Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжелобольных детей необходимо:

- законодательно установить  особый режим усыновления для  детей-инвалидов (т.е. возможность  иностранного усыновления на равных с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т.п.);

- создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в т.ч. путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

- включить соответствующие  меры в Федеральный перечень  реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка.

11) В настоящее время в действующем семейном законодательстве Российской Федерации отсутствует должное правовое регулирование института патроната, что влечет утрату сущности правоотношений о патронатном воспитании и затрудняет устройство детей, оставшихся без попечения родителей. На основании проведенного исследования целесообразным представляется ввести в СК РФ главу 21 статью, посвященную патронатной семье, где предложено предусмотреть разграничение законного представительства между учреждением и патронатной семьей, так как именно это составляет механизм вывода детей из учреждений (они становятся ответственными за устройство ребенка в семью и за качество воспитания и проживания в семье).  

12) Взаимодействие судебной практики и норм семейного права способствует выявлению ситуаций, требующих законодательного разрешения. Однако следует согласиться с профессором А.М. Нечаевой в том, что «совершенствование семейного законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов - не единственная задача правоприменительной практики, которая способствует также единообразному применению судами законов»96. Очень важно, чтобы судебная практика не была оторвана от теории, и наоборот, только так можно добиться эффективного правового регулирования и правоприменения.

13) В современной России необходимо создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Нормативные  акты

1.1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.

1.2. Декларация прав ребенка, провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ declarat/ childdec.htm.

1.3. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // ВСНД СССР и ВС СССР. - 1990. - N 45. - Ст.955

1.4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993. - N 237

1.5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 30 ноября 2011 г.) N 223-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16

1.6. Федеральный закон от 24.04.2008г. (ред. 1 июля 2011 г.) № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. – 2008. - № 17. - Ст. 1755.

1.7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (ред. от 25 июня 2012 г.) N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900

1.8. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. (ред. от 3 декабря 2011 г.) N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - N 28. -1.9

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей