Виды должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Раскрыть понятие должностного лица.
2. Рассмотреть различные виды должностных преступлений.
3. Дать общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
4. Исследовать проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1 Понятие должностного лица.........................................................................5
Глава 2 Понятие должностных преступлений........................................................13
Глава 3 Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность..15
3.1. Злоупотребление должностными полномочиями.................................15
3.2. Нецелевое расходование бюджетных средств.......................................17
3.3. Превышение должностных полномочий................................................18
3.4.Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате...................................................................................................20
3.5. Присвоение полномочий должностного лица.......................................23
3.6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности................25
3.7. Получение взятки.....................................................................................27
3.8. Дача взятки................................................................................................32
3.9. Служебный подлог...................................................................................34
3.10. Халатность..............................................................................................36
Заключение.................................................................................................................39
Библиографический список......................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.25 Кб (Скачать файл)

Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги, то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и квалифицируется по ст.160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или других выплат, его действия следует квалифицировать по ст.159 и 292 УК РФ при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других лиц все незаконно полученные средства или их часть.

Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений, предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной совокупности преступлений.

Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления.

3.10. Халатность

Халатность, как сказано в ч.1 ст.293 УК РФ - это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Халатность (ст. 293 УК). Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Уголовный закон определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Объективная сторона халатности образована тремя признаками: 1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; 2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связью между деянием и последствиями.

Состав преступления материальный, оно окончено в момент наступления общественно опасных последствий. Если же должностное лицо и не выполняло возложенных на него обязанностей, но последствия не наступили в силу разных причин, состава рассматриваемого преступления не имеется.

Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека.

В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст.293 УК РФ необходимо установить, что в результате халатности наступили преступные последствия. И хотя законодатель в с.285, 286 и 293 УК РФ сформулировал их одинаково, содержание существенного нарушения соответствующих прав и интересов в умышленном и неосторожном преступлениях различно. В первую очередь это относится к размеру имущественного ущерба. При халатности он должен быть значительно больше. Ущерб при халатности может быть как нематериальным, так и материальным.21

Существенным считается также нарушение работы предприятия, организации, учреждения.

Квалифицированный вид халатности образует неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. По ч.2 ст.293 УК РФ следует квалифицировать, например, неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем туристической группы обязанностей по организации и безопасному проведению туристического похода или путешествия, если это привело к гибели человека.

Характеристика иных тяжких последствий в каждом конкретном случае подлежит тщательному установлению.

Таким образом, должностное преступление – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.

Вывод по субъектам должностных преступлений можно сделать такой: Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении должно находиться либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершаться хотя и вне служебной деятельности, но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.

Субъективная сторона данных составов как указано в законе, выражается только в умышленном совершении преступления.

В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации) заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления и ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший), требующий воздаяния причиненного вреда по закону, адвокат защищающий интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющий обоснованный приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности. Наиболее опасные посягательства из такого рода считаются должностные преступления.

Прежде всего, на тенденцию роста преступления влияют многие причины и условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база, неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в России приводят к тому, что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения закона - сами нарушают законодательство и совершают различные преступления связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть и других государственных организаций.

Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего совершенства.

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с последними поправками от 30 декабря 2008 №7 ФКЗ).
  2. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 №63- ФЗ (с последними изменениями и дополнениями на 20 апреля 2013 года).
  3. Комментарий к Уголовному РФ. М.: "Норма" 2011 г.
  4. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ (с последними изменениями от 14 февраля 2010).
  5. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. ст. 14
  6. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в действующей редакции от 01.09.2013)
  1. Федеральный закон РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" ст.17. от 8.05.1994г № 3-ФЗ//СЗ РФ 1994. №2 ст.74.

  1. Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 32.
  2. Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 2001 года.
  1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по уголовным делам. - М.: Спарк, 1996г. ст.354.

Литература:

  1. Кан Шухуа. Изд. Пекинского университета. 2000г. с.248.
  2. Галахова. А.В. Должностные преступления.М., 1998г. с.238.
  3. Долгих Д.Г., Регулирование уголовной ответственности за служебные преступления: исторический анализ Российского законодательства. // История государства и права. – 2009. – №1.
  4. Дуюнов В.К., Уголовное право России. Общая и особенная часть. – М.: «Риор», 2009.
  5. Иногамова-Хегай Л., Черебедов С., Квалификация преступлений, совершенных с использованием служебного положения. // Уголовное право. – 2008. – №4.
  6. Макаров С.Д., Квалификация взяточничества и коммерческого подкупа по объективным признакам. // Уголовный процесс. – 2008. – №9
  7. Сверчков В.В., Уголовное право. Особенная часть. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

1 Уголовный кодекс РФ. Москва. изд. «Эксмо». 2013

2 Уголовный кодекс РФ. Москва. изд. «Эксмо». 2013

3 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28. 03.1998г. № 53-ФЗ

 

4  Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11.01.2001г.// СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 173; 2002. № 52. Ст. 5912; 2004.№ 43. Ст. 5337.

5 Уголовный кодекс РФ. Москва. изд. «Эксмо». 2013

6 Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11. 01.1995г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст. 5912; 1998. № 43. Ст. 5337.

 

7 Кан Шухуа. «Понятие должностных преступлений». Изд. Пекинского университета. 2000.

8 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по уголовным делам. М.: СПАРК, 1996.С. 354.

9 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд-во «Норма».М. 2011.

 

10 ст. 17 Федерального закона РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ» от 8. 05.1994 г. № 3 - ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

11 Уголовный кодекс РФ. с постатейными материалами Москва. изд. «Эксмо». 2013

12 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма».М., 2001.

13 Уголовный кодекс РФ. с постатейными материалами Москва. изд. «Эксмо». 2013

14 п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы в РФ» от 27.07.2004. № 79-ФЗ

15 ст. 14Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ

16 А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998г. Ст. 34.

17 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «НОРМА».М., 2010

18п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6

19 ст. 291 Уголовного кодекса РФ. Москва. изд. «Эксмо». 2013

20 А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998 г. Ст. 43.

21 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Норма. 2010 г. Ст. 745.


Информация о работе Виды должностных преступлений