Амнистия и помилование в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Подписание Советским Союзом в 1989 году Венских соглашений и принятие обязательств привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека во многом обусловили реформу уголовного законодательства, увенчавшуюся заменой УК РСФСР 1960 года новым УК РФ, который не только аккумулировал в себе достоинства дореволюционной и советской науки уголовного права, но и воспринял многие достижения современной уголовно-правовой доктрины. УК РФ, основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, не содержит упоминания о целесообразности.

Содержание

Введение3
Глава I. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании5
Глава II. Амнистия и условия ее применения.9
Глава III. Помилование: понятие, формы и условия его применения22
Заключение33
Список литературы36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УП (2 курс).docx

— 115.11 Кб (Скачать файл)

    Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст.84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

    Помилование, так же как и амнистия, является внесудебным актом. В соответствии с Конституцией РФ помилование — это прерогатива Президента РФ, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу. Нет таких положений уголовного закона, которые могли бы ограничить это право Президента. Вследствие этого помилование не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части Уголовного кодекса.

    Реализуя свои конституционные полномочия по осуществлению помилования, Президент РФ своим Указом от 28 декабря 2001 г. № 1500 в целях обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, ликвидировал Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ и образовал на территориях всех субъектов РФ комиссии по вопросам помилования. Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.42

     Процедура помилования относится более к вопросам уголовно-исполнительного, нежели материального уголовного права. Однако рассмотрение такого вида освобождения, как помилование, без рассмотрения вопросов процедуры прохождения ходатайства о помиловании и принятии решения по ним было бы не совсем правильным.

    В соответствии с Положением помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

    Акт помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер. Он является актом применения права в конкретном случае.

    Акт помилования имеет индивидуальный характер, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному лицу или конкретным лицам.

    Акт помилования является юридическим основанием для освобождения от уголовной ответственности, наказания и т.д.43

     Ходатайство о помиловании всегда должно исходить от самого осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.   

    Положение ограничивает круг лиц, чьи ходатайства могут рассматриваться, только самим осужденным или лицом, имеющим судимость. Думается, что данное ограничение круга лиц, могущих подавать ходатайство о помиловании, ничем не оправдано, а в ряде случаев прямо противоречит закону. Так, согласно ст. 113 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы» УИК РФ в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Данное ходатайство возбуждается и готовится администрацией исправительного учреждения.

    Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии — это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов, следствия, дознания, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора. Обычно амнистии подлежат исполнению в течение шести месяцев.

    При применении амнистии лишь в некоторой степени учитывается поведение осужденного в местах лишения свободы, например, амнистия не применяется к злостным нарушителям режима. Применение помилования полностью зависит от поведения осужденного в местах лишения свободы.

    Наконец, для применения такого вида освобождения, как помилование, важное значение имеют решения Верховного Суда РФ по целому ряду уголовных дел и правовая позиция Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов помилования.44

    В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

    Хотя уголовный закон не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.45

   Ранее в теории уголовного  права указывалось, что с просьбой о помиловании к Президенту могут обращаются не только сами осужденные, но и их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

    В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации подробно излагается порядок представления ходатайств о помиловании, перечисляются прилагаемые к нему документы (копия приговора (приговоров), справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, характеристика осужденного и т.д.).

    Осужденный обращается с ходатайством  о помиловании к Президенту  Российской Федерации в письменной  форме. Ходатайство о помиловании  регистрируется администрацией  учреждения или органа, исполняющего  наказание, в специальном журнале  учета ходатайств о помиловании  в день его подачи.

    Положение предусматривает конкретные  сроки прохождения ходатайства  о помиловании по различным  инстанциям:

- срок его направления администрацией учреждения и органа, исполняющего наказание, в территориальный орган уголовно-исполнительной системы ( двадцать дней со дня подачи);

- срок представления его территориальным органом уголовно-исполнительной системы в комиссию ( не позднее чем через семь дней со дня получения;

- срок  представления Федеральной службой  исполнения наказаний в Администрацию  Президента РФ сведений о ходатайствах  о помиловании, поступивших  в  территориальные органы уголовно-исполнительной  системы и направленных в соответствующие  комиссии ( до 15-го числа месяца, следующего за отчетным), и Администрацией Президента РФ обобщенных сведений о ходатайствах о помиловании ( не реже одного раза в квартал);

- срок  представления комиссией заключения  высшему должностному лицу субъекта  РФ (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта РФ) о целесообразности  применения акта помилования в отношении осужденного (не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании);

- срок  внесения высшим должностным  лицом субъекта РФ ( руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) представления Президенту РФ о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость ( не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии).

    Гласность работы региональных комиссий обеспечивается путем предусмотренного в Положении опубликования списка лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к помилования, в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ.

    Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии.

    В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.46

    В качестве примера актов о помиловании в Российской Федерации можно привести Указ Президента РФ от 09.07.2010 N 873 «О Помиловании   Сутягина И.В. », Указ Президента РФ от 16.08.2002 N 903 «О помиловании Лукашкова Д.П. », Указ Президента РФ от 30.09.2003 N 1139 «О помиловании Истанбековой Ш.К.»

    Подводя итоги, следует отметить, что необходимость существования помилования определяется тем, что формальное ограничение различных видов освобождения от уголовной ответственности, наказания и судимости может вступить в противоречие с потребностями жизни, с целесообразностью осуществления нестандартного подхода к личности, совершившей преступление.

    С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим преступления, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.

    Институт помилования в нашей стране сейчас является институтом весьма ограниченного действия. Среди рекомендованных комиссиями субъектов нет «случайных» людей, рецидивистов и даже просто лиц с криминальной направленностью. Многоступенчатая процедура помилования в том виде, в котором она существует сейчас в нашей стране, позволяет очень тщательно подходить к процедуре отбора ходатайствующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В данной курсовой работе мною  были рассмотрены институты амнистии  и помилования. Из проведенного выше анализа можно сформулировать следующие выводы:

    1) помилование и амнистия с позиций системы права представляют собой институты права, состоящие из норм, регулирующих основания, содержание и механизм амнистии и  помилования в России;

    Политика амнистии и помилования в России характеризуется определенной тенденциозностью, свидетельствующей о ее масштабах и направленности, формулирующую общую политику государства в области амнистии и помилования, которая, как и всякая другая государственная политика, определяется главой государства, исходя из Конституции и законов.

    Помилование и амнистия, как государственная деятельность, во всяком случае, не могут быть чрезмерными, должны соответствовать своей природе как крайним мерам государственного прощения.

    2) cуществующий механизм амнистии и помилования включает ряд последовательных процессуальных стадий, содержащих действия органов и должностных лиц. Эти действия имеют фиксированные сроки и свой состав субъектов, наделенных определенными полномочиями. Так, решению главы государства о помиловании (отклонении ходатайства о помиловании) предшествует сложная и ответственная деятельность множества субъектов, среди которых выделяются комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ, несущие основное бремя идентификации лиц, достойных помилования;

    3)  амнистия и помилование имеют развернутую структуру, состоящую как в снятии наказания, так и в его смягчении в разнообразных формах и погашении. Причем этим формы в актах амнистии и помилования могут сочетаться, что придает амнистии и помилованию гибкое и комбинированное выражение.

    4) акты амнистии и помилования относятся к внесудебным правовым актам, они представляют собой конституционные действия, существующие в конституционно-правовом пространстве, форму внесудебного снятия или смягчения (погашения) наказания.

    В целом в российской юридической литературе амнистия и помилование  рассматриваются как гуманная, необходимая мера. Среди их положительных черт можно выделить  то, что они отвечают целям экономии уголовной репрессии, способствуют корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п. 47

    Очевидно, что осуществление амнистии и помилования в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным. Оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий.48 Все это требует дальнейшего  тщательного и системного исследования правовой природы институтов амнистии и помилования.

 

 

 

 

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:

  1. Конституция РФ (с поправками от 30 декабря 2008 г.).
  2. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ( в ред. от 11 апреля 2013 г.).
  3. УК РФ от 113 июня 1996 г. № 63-ФЗ ( в ред. от 28 марта 2013 г.).
  4. УПК РФ от18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ ( в ред. от 28 марта 2013 г.).
  5. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 (в ред. Указа Президента РФ от 16 марта 2007 г. № 359).

Информация о работе Амнистия и помилование в уголовном праве