Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. В отечественной и зарубежной науке уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права достаточно широко изучены проблемы эффективности различных видов досрочного освобождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Институт амнистии в уголовном праве России…………………...7
1.1. Историческое развитие института амнистии ………………………………7
1.2. Законодательная и правоприменительная практика амнистии ………….16
Обстоятельства, исключающие применение амнистии…………….….26
Глава 2. Понятие и юридическая природа помилования по УК РФ……30
2.1. История помилования в России………………………………………..…..30
2.2. Уголовно – правовая характеристика помилования……………………...37
2.3. Порядок применения помилования…………………………………….….46
Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах ……………………………………………………….….59
Заключение……………………………………………………………………...68
Источники и литература………………………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. предусматривало институт помилования и рассматривало амнистию как одну из форм помилования. Согласно ст. 170-171 Уложения помилование могло исходить от Верховной Самодержавной власти и Монаршего милосердия и выражалось в устранении для виновного карательных последствий за совершенное им преступление.

Амнистия была возможна в форме прощения или смягчения наказания, либо неприменении или прекращении уголовного преследования в отношении большого количества виновных.

Прекращение уголовного преследования по акту помилования  не устраняло всех последствий, возникших для виновного в связи с совершенным им преступлением. Так, лицо, совершившее преступление и амнистированное, не освобождалось от церковного покаяния. Последнее прекращалось или продолжалось по усмотрению духовной власти. При освобождении виновного от уголовной ответственности по акту амнистии могло применяться другое, не уголовно-правовое, последствие, упомянутое в ст. 171 Уложения.

Новый этап развития института амнистии связан с вышедшим в 1903 г. Уголовным Уложением, которое предусматривало институт амнистии, дословно воспроизводило формулировку Уложения 1845 г. В отношении амнистии Уложение использовало термин «общий милостивый манифест».

Прерогатива монарха  осуществлялась, как правило, в форме Манифеста. Так, 11 августа 1904 г. был издан Манифест о помиловании преступников по случаю рождения наследника престола. С 1905 г. амнистия становится актом верховного управления, издаваемого в форме Указа, а не Манифеста.

После революционных  событий 1905 г. в России ожидалась  амнистия за политические преступления. Однако этого не произошло, хотя 21 октября 1905 г. был издан указ о помиловании. Второй указ о помиловании был издан 21 февраля 1913 г. по случаю 300-летия династии Романовых. Помилованию не подлежали деятели революционного движения за преступные действия, направленные на изменение в России образа правления или порядка наследования престола.

После революционного переворота Временным правительством 7 марта 1917г. был издан Указ об амнистии, в первых строках которого говорилось об объявлении общей политической амнистии. Данный правовой акт считается первым дореволюционным актом, принятым в виде амнистии.

Таким образом, можно  констатировать, что в законодательстве царской России не делалось различий между амнистией и помилованием. Дореволюционное российское законодательство фактически не пользовалось термином «амнистия», а употребляло такие слова, как «помилование» или «прощение».

В советский период амнистия законодательно закреплялась как правовой институт во всех Конституциях и других законах.

Амнистия в этот период впервые упоминается в Конституции РСФСР от 10.07. 1918 г. П.«с» ст.1 гласил: «Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежит право амнистии, общей и частичной».

Конституция СССР от 31.01.1924 г. в п.«ц» ст.1 провозглашала: «Ведению СССР, в лице его верховных органов, подлежит право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза»2.

Конституция РСФСР от 11.05.1925 г. в п.«и» ст.16 закрепляет: «Исключительному ведению Всероссийского Съезда Советов подлежит право амнистии, общей и частной, на территории РСФСР».

В период до принятия Конституции СССР 1936 г. в виде исключения пользовались правом амнистии и помилования и отдельные автономные республики, когда это право предусматривалось для соответствующих союзных республик. В УК УССР, например, было предусмотрено, что право освобождать осужденных от мер наказания и понижать установленную законом меру наказания в отношении приговоров народных судов и Главного суда Молдавской АССР принадлежит не только ЦИК УССР, но и ЦИК Молдавской АССР (ст. 47). Автономные республики неоднократно издавали акты об амнистии, но лишь на основе полномочий, специально предоставлявшихся им высшими органами государственной власти той союзной республики, в которую входила данная автономная республика3.

Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. в п.«ш» ст.14 упоминаела об амнистии: «Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежит: издание общесоюзных актов об амнистии».

Исходя из данного  законодательного положения возникает  вопрос по поводу определения конкретных органов, издающих акты амнистии. По данной проблеме в литературе было высказано два предложения.

В период с 1938 по 1969 годы все акты об амнистии исходили от Президиума Верховного Совета СССР, и лишь один из них был утвержден самим  Верховным Советом СССР.

Право амнистии принадлежало исключительно Верховному Совету СССР, и акты об амнистии должны были приниматься сессией Верховного Совета СССР либо, будучи принятыми Президиумом Верховного Совета СССР, должны были утверждаться на ближайшей сессии Верховного Совета. В пользу такого решения может быть приведен следующий довод: актом амнистии определенная категория лиц изымается из сферы действия уголовного закона, в частности Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждаемых Верховным Советом.

Акты об амнистии издавались Президиумом Верховного Совета СССР в силу его собственной компетенции во исполнение полномочий главы государства. Такое решение представлялось исследователям более правильным. Хотя акт амнистии в отношении определенной категории лиц ограничивает действие уголовного закона, однако закон по существу остается неизменным, актом амнистии он не пересматривается, следовательно, и нет необходимости в вынесении этого вопроса на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР, равно как и в утверждении им указа об амнистии. Издание Президиумом Верховного Совета  СССР актов об амнистии не нарушало социалистической демократии, ибо Президиум Верховного Совета СССР — коллегиальный орган, тесно связанный с Верховным Советом, от него производный, избираемый Верховным Советом из числа его депутатов, по своему составу и назначению являвшийся органом не только народного  представительства, но и непосредственного представительства союзных республик — субъектов СССР4. Т.А. Синцова отдает приоритет в этом вопросе Президиуму.

УПК 1960 г. в п.4 ст.5 гарантировал: «Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению: вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц».

Ст.98 Исправительно - трудового  кодекса РСФСР от 18 декабря 1970 г. устанавливала, что «осужденные освобождаются от отбывания наказания…в силу акта амнистии».

Конституция СССР от 7 октября 1977 г. устанавливает, что Верховный Совет СССР «издает общесоюзные акты об амнистии».

Президиумы Верховных  Советов союзных республик пользуются правом амнистии граждан, осужденных судебными  органами союзной республики.

Амнистия, не отменяя  ни уголовного Закона, предусматривающего ответственность за те или иные преступления, ни приговора суда, освобождала от уголовной ответственности или наказания или заменяла назначенное судом наказание более мягким и т. п. Применение амнистии являлось и является в настоящее время проявлением гуманизма и доверия к лицам, совершившим преступления5.

Амнистии обычно издавались в связи с наступлением  каких-либо знаменательных событий или юбилейных дат: годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, победы в Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и т. д. Акты амнистии применялись к определенным категориям или группам лиц, которые в акте амнистии индивидуально не обозначены.

Амнистия 31 октября 1967 г. распространялась, в частности, на осужденных к лишению свободы до пяти лет включительно; женщин, имеющих детей до семилетнего возраста; беременных женщин; совершеннолетних до 18-летнего возраста; мужчин старше 60 лет; женщин старше 55 лет; лиц, совершивших преступления по неосторожности, и т. п.

Особый интерес представляет амнистия от 27 марта 1953 г., в соответствии с которой на свободу вышли  «уголовники» — воры, грабители, убийцы и другие, а лица, в большинстве своем не представлявшие большой общественной опасности (так называемые «политические») оставались в местах лишения свободы. Это свидетельствовало об амнистии как инструменте политического воздействия.

Амнистия могла освободить от уголовной ответственности или наказания. Так, амнистия от 1 ноября 1957 г. освобождала от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления до I ноября 1957 г., за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, а также лиц, осужденных к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Амнистия могла освобождать как от основного, так и от дополнительного наказания.

Наказание, назначенное  судом, амнистией могло быть сокращено. Причем в изданных актах амнистии можно было различать два вида сокращения наказания: назначенного судом или же оставшейся неотбытой части наказания. Так, амнистией от 4 ноября 1977 г. в связи с 60-летием Великой Октябрьской социалистической революции была сокращена на одну треть неотбытая часть наказания лицам, условно осужденным к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, и лицам, условно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, работающим на предприятиях и стройках народного хозяйства (п. «б» ст. 6).

В акте амнистии иногда указывалось, что ее применение связывается с определенным поведением виновных лиц. Так, в амнистии от 31 октября 1967 г. было указано, что она не распространяется на лиц, злостно нарушающих режим во время отбывания наказания.

Истории отечественного законодательства известны акты амнистии, освобождающие виновных от административной и дисциплинарной ответственности. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1957 г. "Об амнистии в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции" и от 31 октября 1967 г. "Об амнистии в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции" были освобождены от мер взыскания граждане, совершившие проступки, преследуемые в административном порядке.

Освобождение  от дисциплинарных взысканий предусматривали  республиканские акты об амнистии. Так, Постановлением ЦИК Армянской ССР от 28 ноября 1935 г. "Об амнистии в ознаменование пятнадцатилетия Советской Социалистической Республики Армения" освобождались военнослужащие частей Рабоче-крестьянской Красной армии от всех взысканий, наложенных на основании правил дисциплинарного устава Рабоче-крестьянской Красной армии.

Постановлением Всегрузинского Центрального исполнительного комитета от 24 февраля 1936 г. "Об амнистии в  ознаменование пятнадцатилетия  установления Советской власти в  Грузии" снимались все не приведенные в исполнение взыскания, наложенные в дисциплинарном порядке6.

К лицам, совершившим  длящиеся преступления, амнистия была применима лишь в том случае, если весь комплекс действий, входящий в это преступление, был осуществлен до издания амнистии или установленной в ней даты. Поэтому действия, лица, совершившего, например, побег из мест лишения свободы, не подпадало под амнистию, если преступника не задержали или он не явился с повинной до указанных выше дат. То же правило распространялось и на продолжаемые преступления.

В актах амнистии обычно ограничивалось или исключалось применение ее к определенным категориям лиц. Так, амнистия от 31 октября 1967 г. не применялась, в частности, к лицам, ранее освобождавшимся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания по амнистии, в порядке помилования, условно-досрочно или по другим основаниям и вновь совершившим умышленное преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Законодательная и правоприменительная практика амнистии

 

   В отличие от  УК РСФСР Уголовный кодекс  РФ 1996 г. содержит специальную  ст. 84, в которой определены порядок  и последствия амнистии. Термин  «амнистия» в переводе с греческого  языка означает «забвение, прощение». Актом прощения высший законодательный орган власти России стремится оказать воспитательное воздействие на правонарушителей, дает им шанс осознать преступность своего поведения, раскаяться в содеянном и стать правопослушными гражданами, не совершающими преступлений7.

Амнистия является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса. Так, согласно ч.2 ст.84 УК: «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».

На протяжении последнего полувека амнистия объявляется в  нашей стране применительно к  лицам, совершившим преступления. Однако не исключается ее применение при освобождении от ответственности иных категорий граждан. Ранее уже указывалось, что в советский период акты амнистии также предусматривали освобождение от  административной и дисциплинарной ответственности.

Несмотря на отсутствие за последние годы практики применения амнистии за административные правонарушения, административным законодательством  предусмотрено освобождение от назначения административного наказания и  от его исполнения в связи с  амнистией. Например, в числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, значится издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, согласно п. 1 ст. 31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.

Помилование за административные правонарушения, тем более за дисциплинарные проступки, нашим государством не осуществляется8.

Таким образом, административное законодательство хотя и предусматривает  институт амнистии, но он фактически не действует. Исходя из этого можно констатировать, что фактически амнистия применяется только к лицам, совершившим преступления.

Информация о работе Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права