Акты об амнистии и их применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение актов помилования и амнистии, а также различий между ними.
Задачами данной курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия и признаков амнистии, а также распространение ам-нистии;
- раскрытие понятия помилования;
- разграничение понятий амнистии и помилования, раскрытие их различий.

Содержание

Введение ……………………………… 3
1 Понятие и признаки ……………………………… 5
2 Институт амнистии в уголовном праве ……………………………… 13
3 Акты об амнистии: судебная практика ……………………………… 18
Заключение ……………………………… 25
Глоссарий ……………………………… 27
Список использованных источников ……………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

Литовкина А.В. КР. Уголовное право.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

По этой амнистии были освобождены от наказания лишением свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний,  которые не связаны с лишением свободы, осужденные:

а) служившие в составе  действующей армии либо участвовавшие  в боевых действиях по защите Отечества;

б) кавалеры орденов или  медалей СССР либо Р Ф, являющимися  государственными наградами;

в) женщины, у которых  несовершеннолетние  дети, а также  беременные женщины;

г) мужчины старше 60 лет , а также женщины старше 55 лет;

д) инвалиды I и II группы, больные туберкулезом, отнесенные к I и II группе диспансерного учета.

Были также освобождены  от наказания малолетние, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях. Уголовные  дела, которые находились в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, касающиеся преступлений, совершенных до вступления в силу этого постановления, были прекращены в отношении:

а) граждан (см. выше);

б) граждан, которые совершили  преступления по неосторожности, за которые  предусмотрено наказание не более трех лет лишения свободы;

в) граждан, совершивших  преступления, которые подпадают  под наказания, не связанные с  лишением свободы.

г) малолетних, совершивших  преступления, за которые предусмотрено  наказание не более трех лет лишения свободы, и не отбывавших ранее наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных лагерях;

Итак эта амнистия может быть охарактеризована как  амнистия, преследующая принципы гуманизма, направленная на исправление «не  особо опасных и случайных» преступников12.

Амнистия не должна распространяться на граждан, которые совершили государственные  и иные особо опасные преступления, на  граждан  ранее освобождённых  от наказания  по амнистии или помилованию, на граждан, признанных особо опасными рецидивистами, на неисправимых нарушителей режима отбывания наказания. По постановлению Государственной Думы от 18.7.1999 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» неисправимыми нарушителями режима считаются граждане:

а) осужденные, в  отношении  которых  принято соответствующее  решение начальника исправительного  учреждения;

б) осужденные, которые  содержались в  колониях  -  поселениях  и были направлены в  исправительные колонии  других  видов, при условии, что, когда судья выносит постановление о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения ,они находились под стражей меньше  одного года на тот день, когда принято постановление о применении акта об амнистии. Исчисляется срок наказания со момента заключения приговоренного под стражу;

в) приговоренных  к  исправительным работам,  которым  за злонамеренное  уклонение от отбывания  наказания  неотбытый  срок  заключения  был  заменен судом наказанием в форме лишения свободы,  приусловии, что они находились под стражей менее 6-ти месяцев  на  день  принятия постановления о применении акта об амнистии; осужденных к принудительным работам без тюремного заключения и исправительным работам,  совершивших повторное преступление до учета их  в  уголовно  - исполнительных службах;

г) приговоренных,  совершивших  предумышленные преступления до вступления  приговора  в  законную  силу,  а также совершивших  преднамеренное  преступления  в период отбывания  наказания,  в течение предписанного судом испытательного срока или  на этапе  отсрочки отбывания наказания, или исполнения приговора;

д) тем осужденных, которым  судом отменено условное осуждение  или  отсрочка  наказания,  когда  после вынесения решения судьи  о  направлении  указанных осужденных в места заключения  они  находились  под стражей меньше, чем один год на день вступления в силу Постановления об амнистии;

е) осужденных,  которые  не уплатили без уважительных причин штраф в  установленные законом  или судом сроки13.

Теперь дадим характеристику амнистии как государственно-правовому акту.

Во-первых, она в любом  случае имеет нормативный характер, т.е. распространяется на круг граждан, индивидуально не определённый, на неопределённое количество уголовных  дел, вне зависимости от нахождения, на процессуальной стадии.

Во-вторых, инициирует их издание всегда государственный  орган.

В-третьих, акты амнистии носят общеобязательный характер и  для правоохранительных органов, призванных применять акты амнистии, и для  граждан, попадающих под амнистию. Существует только одно исключение - граждан, которые признают себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивают на судебном разбирательстве. Если гражданин считает, что он не  совершил преступление, этому гражданину в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством дается право возражения против применения к нему акта амнистии. В этом случае уголовный процесс будет продолжен обычным порядком и закончен вынесением обвинительного  или оправдательного приговора.

В-четвёртых, акт амнистии только  создаёт нормативное основание  для освобождения гражданина, определяет категории граждан, которые подлежат амнистии, порядок и условия её применения.

Юридическая же основа для  освобождения от уголовного преследования (наказания) - индивидуальный акт применения норм права:

- решение об отказе  в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении  уголовного дела;

- обвинительный вердикт  суда с освобождением от наказания;

- решение начальника  исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо решение специальной комиссии по освобождению из мест заключения и т.д.

2 Институт амнистии в российском уголовном праве

 

Суть амнистии определяется правовым и  политическим ее значением  как государственной акции милосердия и гуманизма, направленной на то, чтобы смягчить юридическую участь лиц, которые подвергаются ответственности и наказанию.

Амнистией называется форма  государственного прощения лиц, которые  совершили преступления (при переводе с греческого «амнистия» означает -прощение, забвение, ).

Амнистия - это прежде всего конституционно-правовой институт, который регулирует отношения, увязанные  с освобождением от ответственности  и наказания, а именно его правовых последствий, в соответствии с волей государства. Объявляя амнистию, Государственная Дума выражает прямой интерес государства , реализует конституционную государственную политику в части взаимоотношений с личностью. По существу субъектом предоставления амнистии выступает государство в целом - Российская Федерация, чей интерес в отношении амнистии представляет Государственная Дума. Наделение нижней палаты российского парламента полномочиями объявлять амнистию объясняется политической необходимостью, связанной с представительным характером нижней палаты, а также историческими традициями.

У Государственной Думы  существует  исключительное право  объявления амнистии и она, соответственно, имеет исключительное  право официального толкования амнистии. Как правило, акт  амнистии в России сопровождается актом  применения амнистии, в нём Государственная Дума разъясняет условия и пределы амнистии, что является официальным объяснением акта амнистии.Как правило акты амнистии принимаются в связи с определенными знаменательными событиями в жизни государства. Например, 16.04.2010 г. Государственная Дума Федерального собрания Р Ф вынесла постановления №3519-5 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов» и №3521-5 ГД о порядке реализации постановления Государственной Думы Федерального собрания Р Ф «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Исключительная  принадлежность амнистии государству, ее публично-правовое значение дает право утверждать, что  амнистия – это важный показатель государственного суверенитета как верховенства, независимости и самостоятельности государственной власти, которая единственно полномочна  отказываться от юридической ответственности и юридического преследования в интересах укрепления  безопасности и престижа государства.

Анализируя правовую природу амнистии, можно сформулировать следующее определение: амнистия  есть акт милосердия и  гуманизма  государства, который направлен  на освобождение от судебного преследования, наказания, на его облегчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на соразмерности и  справедливости, а также на соотношении конституционных ценностей в сфере противодействия правонарушениям, согласованном с конституционной ответственностью страны за обеспечение  законных интересов и прав граждан и общественной безопасности.

Может показаться что, применение амнистии к  уголовному  преследованию  входит в противоречие с принципом  презумпции невиновности как важному  конституционному праву в сфере  правосудия. Согласно Конституции РФ любой ,кто обвиняется  в совершении правонарушения, считается невиновным до тех пор , пока его вина не доказана в соответствии с федеральным законом и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Но завершение уголовного преследования по амнистии может быть приравнено к признанию вины амнистируемого, так как амнистия рассматривается как нереабилитирующее основание от ответственности и наказания. Исходя из этого уголовно-процессуальное законодательство дает  обвиняемому с целью потребовать реабилитацию, возможность и  право требовать продолжения производства по возбужденному делу, и это требование является обязательным для юридических органов, предварительного следствия и суда. В соответствии со статьей 27 УПК РФ закрытие  дела по акту амнистии не допустимо, в случае если обвиняемый возражает против этого. В такой ситуации производство по делу  должно продолжаться  в обычном порядке.

Как уже упоминалось  выше, акт об амнистии не снимает  преступности и наказуемости предусмотренных им правонарушение. В этом состоит одно из его принципиальных отличий от уголовного закона, в соответствии с которым правонарушение декриминализируется, что значит исключение  из числа уголовно наказуемых деяний. Амнистия освобождает от наказания и  уголовной ответственности, или же облегчает наказание только в отношении некоторой  категории лиц, которые совершили преступления до издания этого акта, но не имеет распространения на деяния, которые произошли после его издания. Говоря иначе, акт об амнистии - это одноразовый акт, не имеющий юридической силы по отношению к действиям, которые могут быть  совершены в будущем. Даже в тех из случаев, когда акт об амнистии применяется длительное время спустя после принятия (правонарушение не было своевременно раскрыто, преступник скрылся и т.п.), он влияет только на деяния, совершенные до момента его издания.

Лишь в крайних случаях  акт об амнистии может быть распространен  на деяния, совершенные в течение  некоторого  промежутка времени  после вступления его в силу, если амнистируемым лицом выполняются условия, указанные в данном акте действий, скажем явки с повинной.

В соответствии с ч. 2 статьи 84 УК РФ акты об амнистии предусматривают:

а) освобождение от наказания,

б) освобождение от уголовного преследования,

в) сокращение предусмотренного приговором суда наказания,

г) замену наказания , назначенного судом, более легким видом наказания,

д) снятие судимости.

е) снятие дополнительного наказания.

Акт об амнистии охватывает круг лиц, индивидуально неопределенный . Вопрос о неприменении или применении амнистии к определенному лицу, должен решаться органами, принимавшими решение об амнистии или в решении о его применении,  специально созданным для данной цели.

Официальной юридической  основой освобождения от уголовной ответственности (наказания), облегчения, или применения других мер, которые предусмотрены актом об амнистии, есть решения данных органов. В этом случае окончательное решение принимается ими на основе общих критериев, определенных актом об амнистии, учитывающим  оценки личности амнистируемого,  в зависимости, например, от того, признается человек злостным нарушителем порядка отбывания наказания или нет. Иначе говоря, неприменение  или применение амнистии к конкретному лицу во многом зависит от органа, который исполняет  акт об амнистии. Таким образом  строгое следование закону на стадии исполнении этих гуманных актов приобретает особое значение. В предупреждении вероятных при этом злоупотреблений, попранием законности значительную роль играет прокурорский надзор за выполнением соответствующих законов при применении амнистии.

В уголовном кодексе  нет определения порядку  применения амнистии. Освобождение от уголовного преследования на основе акта об амнистии в соответствии со статьей 27 УПК  РФ формируется: на стадии возбуждения уголовного дела:

-решением об отказе  в его возбуждении, на этапе  расследования или в тех делах,  по которым завершено расследование,  несмотря на то, что они не  были направлены в суд; 

- решением о закрытии  уголовного дела по поступившим  в суд делам, в случае когда решениеоб амнистии вступил в законную силу до начала судебного процесса;

- решением судьи о  закрытии уголовного дела. Когда  возможность амнистии выявляется  в стадии судебного процесса, согласно ч. 6 статьи 302 УПК РФ, суд  доводит расследование дела до завершения и оглашает обвинительный вердикт с освобождением осужденного от наказания.

Информация о работе Акты об амнистии и их применение