Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Культура Беларуси являет собой исторический феномен. В ней воплощены исконные славянские традиции. Вместе с тем, развиваясь на пересечении трансъевропейских культурных путей, она синтезировала уникальные качества на стыке восточных и западных традиций.
Национальная культура определяет степень привлекательности страны для делового и гуманитарного сотрудничества. Ее потенциал в современном мире можно сравнить по степени экономической значимости с потенциалом природных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….…….4
1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6
1.1 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6
1.2 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10
1.3 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18
1.4 Виды экскурсий……………………………………………………………...22
1.5 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26
2 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31
2.1 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32
2.2 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33
2.3 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36
2.4 Церковь св. Николая……………………………………………………….37
2.5 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38
2.6 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40
2.7 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43
3 Заключение…………………………………………………………..………..46
4 Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 2.99 Мб (Скачать файл)

любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне.

Наша просьба ко всем:

пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,

чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим: Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею! [29]

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии [27].

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.

[Автобус движется  по Витебскому шоссе, далее направо  после указателя 5-6 км по асфальтированному шоссе и останавливается у мемориального комплекса «Дальва»]

 

2.7 Мемориального комплекса «Дальва».

 

Деревня Дальва в исторических источниках упоминается в конце XVII века. По рассказам старожилов, которым, в свою очередь, рассказывали старики, когда-то в этих местах был дремучий лес, составлявший одно целое с Березинским заповедником. Сначала лес отступал перед небольшими полянками, а позже они соединились в значительные поля и луга. Но лес окончательно не сдался, он глубоко пустил свои корни в торфяники, овраги, берега рек и сыпучие пески [22, с.263-267].

  В архивных документах указано, что в 1804 году Раймунд Полевич купил фольварок у помещиков Коверских. К этому имению относились деревни Дальва, Рубеж и Бытнова. После смерти отца имение и усадьбу унаследовал его средний сын Альфонс. В конце XVIII века имение перешло родственнику Мельхедру Стефановичу. Грянул 1917 год и Стефанович с семьей сбежал в Польшу. А Дальва… Как деревне, Дальве суждено было просуществовать ещё ровно 27 лет.

“Дальва” – мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс в память о жителях деревни Дальва, включен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 19 июня 1944 г. деревня была сожжена вместе с жителями за несколько дней до освобождения Белоруссии. В огне пожара погибло 44 человека, в том числе 29 детей, 13 женщин и 2 мужчин. Из них чудом выжил только 13-летний мальчик - Коля Гирилович.

  Мемориал “Дальва” строился на общественных началах, на средства, собранные от концертной деятельности творческих коллективов Белтелерадиокомпании, военнослужащих и пожертвований общественных организаций. Инициатором этой работы был тот самый единственный уцелевший свидетель трагедии деревни Дальва Николай Петрович Гирилович, который всю жизнь посвятил сохранению памяти об односельчанах. [28]

  Комплекс повторяет планировку бывшей деревни Дальва. Композиция мемориала состоит из отдельных элементов, свободно размещенных в пространстве, и занимает площадь 5 га. 

 Этот мемориал не  такой грандиозный, как Хатынь, но тем не менее, завораживает уже с первого взгляда. Слева деревянный домик с надписью «Музей». Здесь в 2009 году была создана экспозиция «Дальва»: героизм, трагедия, милосердие», где собраны архивные фотографии и документы, рассказывающие об истории деревни начиная с конца XVII века. 

  По мощёной серой плиткой дорожке начинается путь к мемориалу. В начале этой дорожки стоит камень с высеченной на нём надписью:«До 19 июня 1944 г. здесь была деревня Дальва. За 10 дней до освобождения гитлеровцы живыми сожгли её жителей»: Дорожка выводит к основному монументу. Стена памяти с именами уничтоженных жителей деревни, на месте общей могилы положен крест. На фоне сгоревших останков дома высится скульптура женщины-матери, прижимающей к себе неодетого ребёнка.

  Начало мемориалу было положено в 1955 г., когда на месте братской могилы с останками жителей бывшей деревни был поставлен памятник. В 1963 г. его заменили на обелиск. Наверху обелиска была пятиконечная звезда, чуть ниже надпись: «Потомки не забудут вас». А далее фамилии и имена заживо сожженных 44 человек. Еще ниже - надпись: «Жителям деревни Дальва, сожженным гитлеровцами в июне 1944 года».  Торжественная траурная церемония открытия мемориального комплекса, сооруженного на месте сожженной деревни, состоялась 15 июля 1973 года. На открытие приехали и пришли бывшие воины и партизаны, жители окрестных и дальних деревень, школьники и воины Плещеницкого гарнизона, родственники дальвинцев. Многие выступали, вспоминали войну.

От основного монумента отходит дорожка на единственную улицу деревни. По обе её стороны расположены фундаменты сгоревших домов с двумя ступенями, словно приглашающими по ним ненадолго вернуться в прошлое. 

В сегодняшнем мемориале на этой улице стоят всего 5 макетов сожжённых домов. Но и этого вполне достаточно, чтобы до конца проникнуться ужасом случившегося несчастья.

  В конце улицы стоит камень с плитой, на которой высечены слова:

«Спалил нас враг июньской порой

 Дедов, женщин, подростков  и детей.

 Простите, люди добрые  за то,

 Что вас не встречаем  как гостей».

[Автобус возвращается  в Логойск]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурно-историческое наследие прошлого имеет непреходящее значение для нравственного и эстетического воспитания человека. На белорусской земле сохранились замки, дворцы, ратуши, храмы, жилые дома, целые комплексы исторической застройки, представляющие для республики богатый потенциал экскурсионных ресурсов.

Логойщина располагает богатым историко-этнографическим, архитектурным и литературно-культурным наследием, привлекательными живописными пейзажами и природными ресурсами, прекрасными условиями для отдыха, оздоровления и спорта. Логойский парк культуры и отдыха "Логойская криница" является памятником садово-паркового искусства, он был создан в первой половине 19 века при дворе графов Тышкевичей. В центре Логойска возле Свято-Николаевской церкви находится родник, рядом с которым построена купальня, куда приезжают паломники со всей Беларуси, из России и Украины, а также гости из дальнего зарубежья, чтобы искупаться в святом источнике и испить чистой воды. Познакомиться с историей и культурой края можно в Логойском историко-краеведческом музее им. К. и Е. Тышкевичей. На месте сожженных во время войны деревень Хатынь и Дальва построены мемориальные комплексы.

Экскурсия на тему «По следам прошлого» была разработана в целях эстетического и нравственного воспитания человека, ознакомления с историей и культурой Логойщины.

Экскурсию можно предложить использовать в учебных экскурсиях. Данная экскурсия является исторической и основной позновательно-воспитательной целью ставит ознакомление учащихся с историей города, нравственными традициями и культурным наследием. Экскурсия строилась на точном документальном материале с учетом временной последовательности изложения событий и показе объектов – памятников истории и культуры, монументов, памятников архитектуры, а также экспозиций музеев и выставок. Также экскурсию можно использовать для пожилых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Проблемы изучения, сохранения и презентации культурного наследия нашей страны непосредственно связаны с развитием и совершенствованием внутреннего и въездного культурного туризма. В последние годы во многих странах мира достигнуты большие успехи в области интерпретации культурного наследия.

На территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых более 2,5 тыс. объектов имеют национальное значение. Одним из важнейших элементов национального историко-культурного наследия является сохранившийся (преимущественно в сельской местности) потенциал богатой и самобытной традиционной материальной и духовной культуры.

Для эффективного развития туризма с использованием историко-культурного наследия необходимо обобщить и применить опыт европейских стран. В Европе объекты историко-культурного наследия являются приоритетными при составлении экскурсионных маршрутов. Европейские культурные пути разрабатываются на основе тем, общих для европейских народов. Создание подобных маршрутов, конкретным и наглядным образом иллюстрирующих единство и внутреннее многообразие европейской культуры, полностью соответствует целям и идеалам укрепления европейской идентичности и стимулирует развитие культурного туризма.

В ходе выполнения данной работы были решены, поставленные задачи. Во-первых, была исследована структура экскурсионных объектов Беларуси. Историко-культурное наследие Беларуси представлено отечественными памятниками материальной и духовной культуры разных видов, около 15 тысяч которых на сегодня не используются в туризме. Во-вторых, было раскрыто понятие историко-культурное наследие. Были приведены различия между понятиями «культурная ценность» и «памятник культуры». В-третьих, были изучены объекты находящиеся под охраной, методы охраны историко-культурного наследия. Самые значимые объекты от Республики Беларусь включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это – замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской области, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и «Дуга Струве». В-четвертых, изучили эффективность использования историко-культурного наследия в различных видах экскурсий. Эффективное использование историко-культурного наследия обусловлено наличием памятников, их видами и спецификой развития туризма в определенном регионе. Сравнительно-хронологическая классификация отечественных памятников имеет пересекающийся характер с классификацией экскурсий, что обуславливает эффективное использование исторического наследия в экскурсиях разных тематики. Разработка запланированных (предполагаемых) туристско-экскурсионных маршрутов возможно в тесном сотрудничестве туристических организаций с представителями и/или коллективами науки, учебных и просветительских учреждений на финансово-расчетных условиях. Эффективное использование исторического наследия обеспечивается включением в учебные программы таких форм занятий, как «выездные», т.е. проведение экскурсий по историческим, искусствоведческим, природоведческим, литературным, культурологическим и другим дисциплинам. В-пятых, была исследована Логойская туристическая зона. И наконец, был разработан маршрут экскурсии «По следам прошлого».

Информация о работе Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания