Экскурсия как творческий процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат

Краткое описание

Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искус­ствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методоло­гию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни пресле­довали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКСКУРСИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Занятие 26. Заклпкание весны. (Задание: лепка и роспись глиняных свистулек и игрушек.)

Занятие 27. Обновление природы. Пасха. (Задание: а) роспись пасхальных яиц; б) изготовление подставки под яйцо.)

Занятие 28. Троичная обрядность как развитие сим­вола «Древо жизни». (Задание: а) силуэтная апплика­ция; б) копии вышивок.)

Занятие 29. Соотнесение жизненных циклов с при­родными и отражение их в народном календаре. (Зада­ние: изготовление кукольных персонажей традицион­ной свадьбы.)

Традиционная культура каждого народа выявляет его понимание мироустройства: отношение к Жизни и Смерти, к Правде и Кривде, к Добру и Злу, что позво­ляет каждому человеку соотнести себя с окружающим миром и найти своё место в нём.

В современных мегаполисах подходы к освоению традиционной культуры должны быть более универ­сальны. В связи с этим Л. Ф. Пекрылова делает следу­ющий вывод: «Сегодня важно продолжать творческий поиск в этом направлении, чтобы уроки прошлого ока­зались полезными нынешним и будущим поколениям; чтобы это прошлое оказалось неиссякаемым источни­ком и нсскудеющей сокровищницей для человека ра­зумного и творческого, направляющего свою энергию на осмысление и преобразование мира, увеличивая и обогащая то, что Вернадский гениально назвал Ноос­ферой».

вкусице и китчу. В каждом материале нужно найти толь­ко ему свойственные особенности — пластичность, конструктивность, цвет, фактуру, выявить его способ­ности к формообразованию и декорированию и полно­ценно использовать их в процессе работы. Образ про­изведения декоративно-прикладного искусства являет­ся результатом сложного взаимодействия трёх реалий: природы, внутреннего мира человека, культуры.

Всё, что сочиняется и исполняется в материале уче­ником «Детской творческой мастерской», имеет опре­делённую цель: учебное задание, творческая выставоч­ная работа, подарок, оформление интерьера, конкурс­ная работа и т. д. Ничто не делается просто так — таков принцип материального творчества в декоративно-при­кладном искусстве.

Детское творчество есть, в первую очередь, возмож­ность для ребёнка выразить себя и мир своих увлече­ний. Это радость познания и открытий, проб и ошибок. Конечно, детские работы невозможно причислить к произведениям профессионального искусства. Но упор­ное внутреннее совершенствование, повышение уров­ня своего образования и навыков практической работы непременно приведёт в будущем увлечённого ученика к профессиональным достижениям. Тропинка «приро­да — творчество — искусство» может стать жизненным путём для всех, кто этого захочет.

А для детей искусство начинается с музея. На про­тяжении всего обучения в «Детской творческой мастер­ской» они посещают музеи и, в зависимости от темы задания, знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства. Начинается всё с посещения Зоологического и Этнографического музеев, где ребя­та осуществляют «первые шаги в искусстве», осваива­ют особую музейную культуру. Посещение выставок вкартинных галереях и выставочных залах города при­учает их следить за течением художественной жизни в городе.

Сам город, его архитектура, парки, транспорт, люди являются особой школой, своеобразным «наглядным пособием» для осмысления жизни.

Хорошей практикой с целью закрепления изучен­ного является для детей участие в выездных творчес­ких мастерских и мастер-классах, где они охотно демон­стрируют свои успехи и достижения. Обычно эти ме­роприятия проходят в рамках выставок, фестивалей, конкурсов. Участие в выставках, конкурсах, фестива­лях социально закаляет и адаптирует ребёнка в обще­стве, делает его более коммуникабельным, открытым, способствует формированию идеалов патриотизма, кол­лективизма; воспитывает чувство собственного досто­инства.

Выставочная деятельность для воспитанников «Дет­ской творческой мастерской» — один из видов учебной деятельности. Здесь у них формируются умения вни­кать в суть выставочной проблемы, правильно выбрать тему, формат и материал для работы, оформить и гра­мотно её экспонировать. Всё это — плюсы в творческую копилку ребёнка, а получаемые им знания и навыки никогда не могут быть лишними.

Итак, работа с природными материалами содейству­ет развитию способности художественного восприятия природы и гармонизирует личность ребёнка, что очень важно в наше беспокойное время. Многообразие мате­риалов, которые изучают дети, способствует становле­нию у них исследовательского интереса и аналитичес­кого мышления, необходимых для самостоятельной художественно-практической деятельности.



Информация о работе Экскурсия как творческий процесс