Экскурсия «И с ним говорила морская волна…». Творческий путь И.К. Айвазовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей методики подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
изучить особенности методики подготовки искусствоведческих экскурсий;
рассмотреть методику проведения искусствоведческих экскурсий;
подготовить и провести экскурсию по творчеству И.К. Айвазовского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Методика подготовки и проведения искусствоведческой
экскурсии………………………………………………………………………….5
1.1. Методика подготовки искусствоведческой экскурсии………………....5
1.2. Методика проведения искусствоведческой экскурсии………………..12
2. Методическая разработка экскурсии «И с ним говорила морская волна» Творческий путь И.К. Айвазовского……………………………………….…..21
2.1. Характеристика экскурсии………………………………......................21
2.2. Маршрут…………………………………………………………………22
2.3. Контрольный текст……………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников.………………………………………….38
«Портфель экскурсовода»……………………………………………..………..40

Вложенные файлы: 1 файл

образец курсовой работы ИЭД.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА  И СЕРВИСА

КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Информационно-экскурсионная деятельность

на предприятии»

на тему: Экскурсия «И с ним говорила морская волна…»

Творческий путь И.К. Айвазовского

 

 

Выполнила:

студентка группы 170809                                                                Муленко С.Г.

 

Руководитель:

К.э.н., доц.                                                                                   Вишневская Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………............. 3

1. Методика подготовки  и проведения искусствоведческой

экскурсии………………………………………………………………………….5

1.1. Методика подготовки искусствоведческой экскурсии………………....5

1.2. Методика  проведения искусствоведческой  экскурсии………………..12

2. Методическая разработка экскурсии «И с ним говорила морская волна» Творческий путь И.К. Айвазовского……………………………………….…..21

2.1. Характеристика экскурсии………………………………......................21

2.2. Маршрут…………………………………………………………………22

2.3. Контрольный  текст……………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованных источников.………………………………………….38

«Портфель экскурсовода»……………………………………………..………..40

 

Введение

 

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу  не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к  необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии. Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.

Важное условие  успешного проведения экскурсии  – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Курсовая работа посвящена изучению жизни и творчества выдающегося художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Выбор темы обусловлен большим интересом к творчеству этого мариниста и недостаточной изученностью этой темы,  а так же тем, что  изучение творчества знаменитых людей всегда актуально.

Целью курсовой работы  является рассмотрение особенностей методики подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий. Исходя из цели поставлены следующие задачи:

  • изучить особенности методики подготовки искусствоведческих экскурсий;
  • рассмотреть методику проведения искусствоведческих экскурсий;
  • подготовить и провести экскурсию по творчеству И.К. Айвазовского.

Во время  исследования были использованы следующие источники: интернет ресурсы, учебная, учебно-методическая, научно-популярная литература. Использование данных источников помогло всестороннее изучить и раскрыть тему исследования.

 

1. Методика подготовки и проведения

искусствоведческой  экскурсии

 

    1. Методика подготовки искусствоведческой экскурсии

 

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова- совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания. Любая методика- это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике- это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной  работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего  подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2.   Какие  вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3.  Как проводить  экскурсию (методические приемы)?

4.  Как возбудить  и сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,

связанных друг с другом частей:

- методики разработки  новой для данного бюро темы;

- методики разработки  экскурсоводом новой для него  темы, но уже

разработанной в данном бюро;

- методики подготовки  экскурсовода к проведению очередной

экскурсии;

- методики проведения  экскурсии;

- методики послеэкскурсионной  работы.

Аспекты экскурсионной  методики: основа профессионального  мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями  как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики –  подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Методика экскурсионной  работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Этапы подготовки экскурсии.

1. Определение цели и  задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Ознакомление с экспозициями  и фондами музеев.

5. Отбор и изучение  экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута  экскурсии.

7. Подготовка текста экскурсии.

8. Комплектование «портфеля экскурсовода».

9. Составление методической  разработки.

10. Проведение  пробной экскурсии и ее утверждение.

В процессе подготовки искусствоведческой экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная  ценность;

2. известность  (популярность);

3. необычность  (экзотичность), неповторимость;

4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);

5. сохранность  (состояние объекта в данный  момент, его подготовленность к показу);

6. месторасположение  (расстояние до объекта, удобство  подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

 Изучение  объектов экскурсоводами не должно  ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ. [1]

По мере сбора  сведений об объекте рекомендуется  заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:

1. наименование  объекта (первоначальное и современное);

2. историческое  событие, с которым связан объект, дата события;

3. местонахождение  объекта и на чьей территории  он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);

4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5. источники  сведений об объекте: литературные  и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);

6. сохранность  памятника (состояние памятника  и территории, на которой он находится, дата реставрации);

7. охрана памятника  (на кого возложена, каким решением);

8.  в каких  экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;

9. дата составления  карточки, фамилия и должность  составителя.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой  рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивид-го текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же.

Основное отличие  индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. [2]

Индивидуальность  экскурсии состоит в том, что  у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Работа над  любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии- это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Задачи экскурсии- достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы зависит  от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка- определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Информация о работе Экскурсия «И с ним говорила морская волна…». Творческий путь И.К. Айвазовского