Творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Целью исследования является творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика.
Задачи исследования:
- изучить поэтический мир М.В. Ломоносова;
- рассмотреть критическую деятельность Ломоносова;
- охарактеризовать научные исследования Ломоносова в сфере русского языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Ломоносов.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

Введение

 

М.В. Ломоносов - филолог, литератор. Его труды в области литературы, филологии ознаменовали подъем национальной культуры России. Трудно представить развитие в России литературного языка, поэзии, грамматики без основополагающих работ Ломоносова. Под его влиянием выросло целое поколение русских людей, которое приняло его передовые идеи и стремилось развивать их дальше.

Ломоносов был убежден в необходимости  синтеза в поэзии русского и церковнославянского  языков, создал русскую оду, первым начал писать стихи на языке, доступном  для широкого круга читателей. Несомненной  его заслугой в области русского языка можно считать создание первой русской грамматики и составление  первого учебника русого языка.

Своими  разнообразными учеными трудами, как  и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра  живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик. Он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Благодаря ему было поднято на более высокий уровень преподавание гуманитарных дисциплин, основные предметы стали вестись на русском языке [4. с. 29].

В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке. А в 1755 г под влиянием Ломоносова совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на "учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. В его сочинениях русская литература сразу поднялась на высоту широкого, сознательного служения русскому обществу и русскому народу.

М.В. Ломоносов - личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени  [4. с. 32].

Поэзия  Ломоносова была восторженно встречена  обществом и создала ему громкую  славу, которая как при его  жизни, так и на протяжении многих десятилетий после смерти превосходила его популярность как ученого. В  западноевропейской литературе XIX века даже существовало мнение о Ломоносове-химике, которого не стоит путать с носившим это же имя поэтом. Сам Ломоносов  не отделял свою естественно-научную  деятельность от литературной. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом.

 Литературное  творчество великого ученого  было разнообразным. Это и поэтические  произведения, оригинальные и переводные, и художественная проза. 

Глубокое  идейное содержание, горячий патриотизм, величественный и торжественный  стиль ломоносовской оды нового, непохожего на остальные, типа, ее устойчивая строфическая организация, правильный размер - четырехстопный ямб, богатая и разнообразная рифма - все это было ново не только для русской литературы, но и для истории этого жанра в целом. Раздвигая рамки жанра, внося патриотический пафос, Ломоносов превратил оду в многотомное произведение, служившее самым высоким идеалам поэта, его горячей заинтересованности в судьбе Родины [4. с. 37].

Поэзия  Ломоносова была восторженно встречена  обществом и создала ему громкую  славу, которая как при его  жизни, так и на протяжении многих десятилетий после смерти превосходила его популярность как  ученого. В западноевропейской литературе XIX века даже существовало мнение о Ломоносове-химике, которого не стоит путать с носившим это же имя поэтом. Сам Ломоносов не отделял свою естественно-научную деятельность от литературной. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом.

Литературное  творчество великого ученого было разнообразным. Это и поэтические произведения, оригинальные и переводные, и художественная проза.

Целью исследования является творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика.

Задачи исследования:

-  изучить поэтический мир М.В. Ломоносова;

-   рассмотреть критическую деятельность Ломоносова;

- охарактеризовать научные исследования Ломоносова в сфере русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поэтический мир М.В. Ломоносова

Ломоносов направил в Петербургскую академию наук «Письмо о правилах российского  стихотворства», адресовав его членам Российского собрания. Письмо Ломоносова, кроме рассуждений о форме  стиха, содержало некоторые «общие основания» более широкого значения, свидетельствовавшие о том, что  у молодого автора сложился свой взгляд на задачи русской филологии. Он утверждал, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка  свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». По его убеждению, русская литература, не отгораживаясь от иностранной, должна идти своим самобытным путем, в соответствии с богатыми возможностями русского литературного языка, который следует развивать согласно природным его свойствам и очищать от всего, что ему чуждо.

Уже к  середине 40-х годов поэтическая  практика Ломоносова обеспечила полную победу «правилам российского стихотворства», провозглашенным им в 1739 г. в «Письме». Понимая значение предложенной им реформы  российского стихосложения, ученый в конце жизни писал: «Будучи  еще в Германии, послал в Россию правила стихотворения, по которым  и ныне все российские стихотворцы  поступают с добрым успехом, и  российская поэзия пришла в доброе состояние» [7. с. 34].

Работа  Ломоносова над формированием и  совершенствованием русского литературного  языка была неразрывно связана с  поэтическим творчеством. По возвращении  из Германии в начале 40-х годов  у молодого ученого сложились  собственные взгляды на высокое  признание и значение поэта. Со всей присущей ему прямотой и ясностью в начале 60-х годов в стихотворении  «Разговор с Анакреонтом» Ломоносов  отчетливо определил свою поэтическую  позицию. Поэзия для Ломоносова - это боевая сила, которую нельзя растрачивать на сладкие слова, а нужно подчинить насущным нуждам русской культуры и государственности. Долг поэта, по его мнению, не в том, чтобы, бегая «перстами по тоненьким струнам, тешить себя и других нежностью сердечной», а в том, чтобы, «вдохновляя людей примером национальных героев, побуждать их к общественно полезной деятельности». Он был убежден, что Россия нуждается в таких писателях и поэтах, «которые к прославлению отечества природным языком усердствуют». Ломоносов - поэт и гражданин - воспевает возвышенный и величественный образ России, которую он мечтал увидеть во всем расцвете сил, во всей ее «созревшей красоте» [7. с. 39].

 Богатство  идейного содержания, гражданская  тематика и патриотическая направленность - вот те основные требования, которые предъявлял Ломоносов к современной ему поэзии. Ими пронизано все его литературное творчество, Самой важной для поэта задачей Ломоносов считал распространение просвещения среди народа.

В поэтическом  наследстве Ломоносова основное место  занимают оды. Несмотря на то что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия (он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические  послания, перекладывал псалмы, сочинял  философскую лирику), для современников  и потомков он был прежде всего одописцем. «Похвальные слова», торжественные оды на протяжении четверти века были его основным поэтическим жанром.

Славу поэта  Ломоносов приобретает лишь по возвращении  своем из-за границы; оды его с  этого времени быстро следуют  одна за другой, одновременно с обязательными  для него переводами на русском языке  различных "приветствий", писавшихся по-немецки академиком Штелином. Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними. ("Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских"). Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 г. поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады. Он пишет по заказу даже трагедии ("Тамира и Селим", 1750; "Демофонт", 1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования, науки. В этом отношении с одами Ломоносова ближайшим образом связаны и так называемые его "Похвальные слова" Петру Великому и Елизавете Петровне. В сущности, это - те же оды, как и другие произведения Ломоносова, где рядом с обычной, обязательной лестью прославляются "дела Петровы" или вообще доказывается важность образования [7. с. 42].

В "рифмичестве" Ломоносова нередко сверкали искры истинной, неподдельной поэзии. Чаще всего это случалось тогда, когда Ломоносов "пел" о значении науки и просвещения, о величии явлений природы, о предметах религиозных. Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды. Уже к 1743 г. относятся оды: "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния" и "Утреннее размышление о Божием величестве" [7. с. 43].

Истинным  поэтом Ломоносов был и в тех  случаях, когда в стихах касался "любезного отечества". Это  именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям. Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с  чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную  форму для выражения своих  прогрессивных стремлений. Как присяжный  песнотворец, Ломоносов считал обязательными  для себя и другие формы поэзии: писал эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, произведения сатирические и  т. п. При общей бедности тогдашней  русской жизни пьесы эти иногда вызывали целые бури, порождали резкую полемику. Такую бурю - которая могла быть небезопасной для автора - вызвало, например, до самого последнего времени остававшееся ненапечатанным стихотворение Ломоносова: "Гимн бороде" (1757) - сатира, направленная не только против раскольников, но и против всех, кто, прикрываясь знаменем церкви, "покровом святости", на самом деле был врагом знания и прогресса. Стихотворение Ломоносова постановлено было "чрез палача под виселицею сжечь", а самому автору было поставлено на вид, какие "жестокие кары грозят хулителям закона и веры" [7. с. 47].

Поэзия  Ломоносова стояла всецело на почве  пресловутого псевдоклассицизма. С  последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся  русскую литературу, где она потом  и господствовала во все продолжение XVIII века. Поэзия в то время и на Западе не имела самостоятельного права  на существование: она признавалась лишь в качестве развлечения, или  должна была нести чисто практическую службу, в буквальном смысле "учить" общество, давать ему мораль, практически  нужные советы и указания. К этому  присоединялись фактические отношения  поэзии ко двору, в котором концентрировалась  жизнь страны.

С тем  же общественным положением, с тем  же характером, "литература" явилась  и в России. И Ломоносов усвоил общепринятую тогда манеру писания. В одах Ломоносова не могло не быть той высокопарности, надутости, лести, которые вообще были обязательны  для тогдашних поэтов. Но в западном псевдоклассицизме была и другая, более важная сторона. Ложноклассические  оды и при дворе, и в обществе нравились не только разлитым в них "лилейным фимиамом", но и "прелестью  стиха". Ломоносов в сфере русской  поэзии является, главным образом, чисто  формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм.

Выдвигая  великие заслуги Ломоносова в  истории русской науки и русского просвещения, А.С. Пушкин считал деятельность Ломоносова, как поэта, ни за что. "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым". Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые "останутся вечными памятниками русской словесности" [9. с. 53].

Белинский окончательно восстановил  поколебленную славу Ломоносова как поэта. Называя взгляд Пушкина  на Ломоносова "удивительно верным, но односторонним", Белинский указывает  на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития. "Во времена  Ломоносова,- говорит Белинский,- нам  не нужно было народной поэзии; тогда  великий вопрос - быть или не быть - заключался для нас не в народности, а в европеизме... Ломоносов был  Петром Великим нашей литературы... Не приписывая не принадлежащего ему  титула поэта, нельзя не видеть, что  он был превосходный стихотворец, версификатор... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает  иногда поэтическое чувство - отблеск  его поэтической души... Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей  поэзии, есть большая заслуга с  его стороны: она сродная духу русского языка и сама в себе носила свою силу... Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси". Аксаков писал: «В истории литературы является развитие поэзии в произведениях. Всякое существенное явление в литературе есть необходимо исторический момент ее, но не всякое явление в литературе художественно; литературное явление может быть необходимым истинным явлением, и в то же время не иметь само по себе поэтического значения, может быть явлением чисто историческим» [9. с. 56].

Особый "витиеватый слог" Ломоносова не является результатом противоестественных "античных прививок" русскому языку - это попытка переосмыслить наследие древнерусской литературы в ее переломные периоды. Для этих периодов (к. XIV - н. XVв., втор. пол. XVII в.) характерно стремление к возрождению литературно-поэтической культуры. Именно в это время возникает усложненный стиль "плетения словес" [9. с. 58]. Большое уважение М.В. Ломоносова к древнерусской книжности подтверждается его замыслом создать словарь "речений несторовских, новогородских и проч., лексикона незнакомых" (т.е. почерпнутых из летописи Нестора, из новогородских летописей).

Информация о работе Творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика