Управление рисками в туроператорской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать основные виды предпринимательских рисков в туриндустрии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и классификация предпринимательских рисков.
2. Определить специфические виды рисков в туризме.
3. Систематизировать меры по снижению рисков в туриндустрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
ЧТО ТАКОЕ РИСКИ 5
ВИДЫ РИСКОВ 8
Политический риск 8
Технический риск 10
Производственный риск 11
Коммерческий риск 12
Финансовый риск 15
Отраслевой риск 18
Инновационный риск 19
РИСКИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ 21
СПЕЦИФИКА РИСКОВ В ТУРИНДУСТРИИ 21
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ 21
Форма бизнеса 21
Сезонность 22
Расположение офиса 22
Персонал 23
Специализация 23
ВНЕШНИЕ РИСКИ 24
Отношения с туроператорами 24
Непредвиденные обстоятельства 24
ЧЕМ РЕАЛЬНО РИСКУЕТ ТУРИСТСКАЯ КОМПАНИЯ 25
Скай Лэнд 25
ОРКО-ТУР 26
Спарк Тревел 27
РАЗРАБОТКА МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИНДУСТРИИ 29
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ 29
ФАКТОРЫ РИСКА БЕЗОПАСНОСТИ 30
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ 31
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ МЕСТНЫХ ЗАКОНОВ И ОБЫЧАЕВ 36
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

turizm1.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Политическая, экономическая, военная, социальная обстановка в местах отдыха. Вспоминается случай: когда в Турции в районе Стамбула произошло крупное землетрясение, то телефоны у меня в агентстве «молчали» несколько дней. Приходилось объяснять купившим туры туристам, что район бедствия находится на весьма удаленном расстоянии от анталийских курортов и что вероятность возникновения землетрясения на курортах не больше, чем в Москве. Теракт 11 сентября в США также «отключил» на пару дней наши телефоны. Таких примеров великое множество.

Различного рода овербукинги (перепродажи мест размещения) в местах отдыха. Очень неприятная для агентства ситуация, которую сложно регулировать. Для уменьшения последствий таких рисков любое, даже мультибрендовое агентство, должно ограничивать число поставщиков (туроператоров) и внимательно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг.

Ненадежные партнеры. Турагентство должно очень внимательно выбирать партнеров-туроператоров и ПОСТОЯННО отслеживать состояние дел в туроператорских компаниях. Нередки случаи исчезновения операторов с рынка в самый пик сезона, что приводит к лавинообразному разорению турагентств или, в лучшем случае, к резкому снижению их благосостояния.

Иные риски. В настоящее время приняты Поправки к Закону о туристской деятельности, которые вменяют туроператорам страховать свою финансовую ответственность перед туристами. Но Закон еще только начал работать с 1 июня 2007 года, и практики применения фингарантий еще нет. Поправки к Закону призваны существенно снизить риски турфирм, но, к сожалению, большинство рисков, связанных с персоналом, техникой и технологиями, криминалом, инкассацией и прочим, будут существовать и в дальнейшем.

Риски – неотъемлемая часть туристического бизнеса 

Спарк Тревел

Наталья НИКИШОВА, зам. ген. директора «Спарк Тревел». Риски различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но объединяет их одно – серьезные негативные последствия.

Существенными рисками являются:

•природные катаклизмы (цунами, ураганы, штормы и т.д.);

•экстремальные ситуации (военные действия, забастовки, эпидемии и т.д.);

•терроризм;

•политические отношения государств и, как следствие, ужесточение визового режима, ограничение по въезду в страну и т.д.

Имущественные риски связаны с вероятностью потери имущества по причине кражи, халатности, нанесения ущерба помещению, сбоя технологической системы и т.д.

Партнеры и конкуренты. С точки зрения стратегического планирования существуют такие риски, как усиление конкурентной борьбы, несоблюдение договорных условий партнерами, монополизация рынка и т.п.

Персонал. Значительную роль для компании, особенно туристической, играет ее персонал. Уход профессионального сотрудника с большим опытом работы и клиентской базой, как правило, приводит к потере клиентов. Немаловажна и финансовая заинтересованность сотрудников. В случае отсутствия таковой пропадает мотивация и, как следствие, ухудшается качество работы менеджеров либо не исключаются факты «левачества», что, по сути, является воровством.

От политики, погоды и экономики мало что зависит 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии

 

Основы безопасности

 

Безопасность туризма является одним из его главнейших условий. Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествия. При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.

Понятие безопасности и защиты туристов охватывает весь маршрут путешественника от выезда из дома до возвращения, место назначения и все посещаемые объекты. Это понятие подразумевает действия, услуги и информацию со стороны правительств, принимающих сообществ, туристского сектора и самих путешественников.

На обеспечение безопасности туристов направлен целый комплекс мер, осуществляемых туристскими организациями. Деятельность по безопасности туризма затрагивает множество аспектов, включая проблемы любых несчастных случаев, заболеваний, случаев терроризма, военных осложнений и переворотов, криминогенных ситуаций, в том числе бандитизма, пиратства, распространения наркотиков, проституции, вандализма, радиоактивного, химического и иного заражения земли, воды и воздуха в местах пребывания, а также ряд аспектов, связанных непосредственно с поведением самих туристов.

Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Туристское путешествие, как бы оно не было грамотно подготовлено, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков.

 

Факторы риска безопасности

 

Факторы риска в туризме условно делятся на несколько групп:

1. факторы риска, связанные с социальной средой (кражи, нападения, мошенничество, насилие и домогательства, организованная преступность, терроризм, социальные конфликты и религиозные беспорядки);

2. факторы  риска в туристском секторе (нарушение стандартов безопасности в туристских предприятиях, нарушение работы водопровода и системы канализации, а также хищническое отношение к невозобновляемым природным ресурсам, обман в торговой сети, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств);

3. Личные  факторы риска туристов (неконтролируемое и опасное поведение туристов во время проведения досуга, занятия спортом, вождения автомобиля, невоздержанное потребление спиртных напитков и пищи, хронические заболевания, которые могут обостриться во время путешествия, неправильное отношение туристов к местному населению и местным законам, посещение опасных мест);

4. Природные и экологические риски (отсутствие у туристов знаний об основных характеристиках природы и климата региона, а также факторов воздействия на человеческий организм местной флоры и фауны, неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения, отсутствие мер предосторожности в отношении питания и личной гигиены).

 

 

Меры по обеспечению безопасности

 

Информация, необходимая туристам в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Предоставление необходимой информации может иметь несколько вариантов. Законодательными документами установлено обязательное методическое обеспечение тура, в которое включается информационный листок к путевке туристского путешествия и памятка для туристов.

Информационный листок к путевке туристского путешествия содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру.

Информационный листок содержит следующие обязательные сведения:

- указание  вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы  обслуживания, протяженности и продолжительности  всего маршрута, его походной части, категорийности походов и другой специфики;

- описание  трассы путешествия – пунктов  пребывания, продолжительности пребывания  и условия размещения в каждом  пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование);

- краткое  описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа, местности), программы  обслуживания в каждом пункте  тура;

- перечень  услуг, предоставляемых за дополнительную  плату;

- наличие  и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок, библиотек, кинозалов и т. д.;

- адрес  туристского предприятия, в котором  начинается туристское путешествие  и проезд до него;

Перечень дополнительной информации:

- информация  о возрастных ограничениях, приеме  родителей с детьми, семейных  пар;

- специальная  информация для туристских путешествий  с походом;

- прочая  информация и рекомендации, вытекающие  из особенностей и специфики конкретного тура или направления.

Тексты памяток для туристов составляются в особых, необходимых случаях, например, при организации специализированных туров (приключенческих, спортивных) или в случае направления туристов в эндемические страны. Каждому туристу, выезжающему в страны, неблагополучные ввиду наличия так опасных инфекций, необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью туроператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в некоторых аэропортах.

Вредные факторы или факторы риска в туризме предполагают наличие мер, направленных на исключение данного фактора риска или снижение его воздействия на человека. Такие факторы риска, как травмоопасность, воздействие окружающей среды, биологические, химические и психофизические факторы риска, опасные излучения, повышенная запыленность и загазованность и ряд специфических факторов риска в туризме (возможность возникновения природных и техногенных катастроф в месте отдыха, состояние туристских объектов) требуют обязательного информирования туристов, путешествующих в данном регионе, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристское предприятие при заключении договора. Отсутствие необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках относится к факторам риска в туризме.

Например, травмоопасность может возникнуть в результате множества случаев, таких как камнепады, сели, а также неблагоприятные эргономические характеристики используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущие травмы. Кроме использования средств индивидуальной защиты и соблюдения эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю снижение воздействия данного фактора риска предполагает информирование туристов о травмоопасности и мерах по предупреждению травм, то есть туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды предполагает негативное влияние климата на человеческий организм (повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха в зоне обслуживания туристов, резкие перепады давления или перепады высот по маршруту). В целях предупреждения вредных воздействий данного фактора риска туристское предприятие должно своевременно информировать туристов о реальных и прогнозируемых климатических условиях на маршруте.

Биологические факторы риска, связанные с животными, растениями и микроорганизмами, способными нанести серьезный вред туристам, кроме основных требований безопасности предупреждаются информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, а также о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстремальные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации и других опасных излучений на туристских маршрутах также обеспечивается информированием туристов о воздействии излучения на человека и о необходимости использования средств индивидуальной защиты (головных уборов, защитных кремов, одежды, солнцезащитных очков).

К прочим факторам риска можно отнести опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках. В этом случае необходимо предоставлять туристам достаточную информацию о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными документами, и проводить для туристов необходимые инструктажи по безопасности, учитывающие специфику вида туристского маршрута.

Вопросы безопасности приобретают чрезвычайную важность для туристской деятельности в связи с преобладанием выездного туризма в РФ. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», турист вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о туристском предприятии и о путешествии. В свою очередь, Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» налагает на турфирмы обязательство информирования туристов обо всех аспектах путешествия, обо всех рисках, с которыми туристы могут столкнуться и мерах профилактики.

В статье 14 Закона указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, обязан информировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания. При этом закон предписывает средствам массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставлять указанному федеральному органу возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

Для обеспечения безопасности туристов закон возлагает на туроператоров и турагентов следующие обязанности:

- обязанность  предоставлять туристам исчерпывающие  сведения об особенностях путешествий, об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, а также осуществлять предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

- обязанность  незамедлительно информировать  органы исполнительной власти  и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о невозвратившихся из путешествия туристах.

Турист, в соответствии с вышеназванным законом, обязан соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Исполнение этой обязанности также зависит от той информации, которую турист получит от отправляющей его фирмы. Это может быть информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды.

Информация о работе Управление рисками в туроператорской деятельности