Туризм в Калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Статистика представляет собой отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Сбор и обработка статистических данных по отдыху и туризму осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация деятельности туристических организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Туризм в Калининградской области 4
II. Основные задачи и определения статистики туризма 6
III. Методы статистики туризма и отдыха 15
IV. Анализ предприятий туризма 18
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 292.52 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

I.Туризм в Калининградской  области 4

II. Основные задачи  и определения статистики туризма 6

III. Методы статистики туризма и отдыха 15

IV. Анализ предприятий туризма 18

Список литературы 23

Приложение 24

 

  

ВВЕДЕНИЕ

Статистика представляет собой отрасль знаний, в которой  излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или  качественных) данных. Сбор и обработка  статистических данных по отдыху и  туризму осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация  деятельности туристических организаций.

Экономическое значение туризма  как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики  в постиндустриальную эпоху постоянно  возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно  уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туризм выступает как  «невидимый» товар. Характерной  особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами  на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе  своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного  влияния. В наши дни он считается  экономическим и массовым социальным явлением.

 

                                                                                                                  

I.Туризм в Калининградской области

Туризм в Калининградской  области начал развиваться с  конца 80х годов. Туроператоры Калининграда единодушны в своем мнение, которое  гласит, что из иностранцев отдохнуть  в Калининградском регионе стремятся  немцы, поляки, литовцы, белорусы и скандинавы. Почти 40 % гостей региона, которые останавливаются  в гостиницах приезжают в наш  регион в рамках делового или конгресс-туризма. Только 5 % гостей региона посещают Калининград – дикарями. Что касается выездного туризма, то большая часть путешествующих  калининградцев предпочитает недорогие автобусные туры.

Ни для кого не секрет, что особое географическое положение  и статус Калининградской области, ее близость к центрам европейского туризма дали сильный толчок к  развитию туристской деятельности в  регионе. Как отмечают турфирмы Калининграда, за последние годы сфера туризма становится одним из наиболее приоритетных направлений международного и межрегионального сотрудничества, что в немалой степени способствует привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в развитие особой экономической зоны.

При проведении исследований опора  была  на данные туристической сферы  Калининградской области, так как  туризм  в данной местности является одним из приоритетных направлений развития. Калининградская область способна принять 1,2-1,5 млн. туристов.

За последние годы сфера  туризма становится одним из наиболее приоритетных направлений международного и межрегионального сотрудничества, что в немалой степени способствует привлечению отечественных и  зарубежных инвестиций в развитие особой экономической зоны. 
       Сегодня на рынке Калининградской области зарегистрировано 114 туристических фирм, из них: 61 фирма - туроператоры, 53 фирмы - турагенты. 
        Туроператоры позиционировались на рынке по нескольким направлениям: 
       1 группа – специализируется только на приеме иностранных туристов, прибывающих в регион на собственном автомобильном транспорте. 
       2 группа – формирует предложения только по выездному туризму. 
       3 группа – самая значительная по предложениям – смешанная группа, специализирующаяся как на приеме, так и на отправке туристов. Туристские организации Калининградской области активно расширяют сотрудничество с партнерами в России и за рубежом. География въездного и выездного туризма Калининградской области представлена многими  регионами и странами.

В Калининградской области  развиваются такие виды туризма  как:

  1. Экскурсионно-познавательный туризм.
  2. Этнический (ностальгический) туризм.
  3. Конгресс и VIP-туризм.
  4. Культурный туризм.
  5. Оздоровительный туризм.

 

 

 

II. Основные задачи и определения  статистики туризма

Санаторно-курортные организации - лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное лечение населения главным образом на основе использования целебных свойств природных лечебных факторов. К ним относятся санаторий, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др.

Организации отдыха – оздоровительные организации, предназначенные для отдыха. К ним относятся дома, пансионаты и другие организации отдыха, туристические базы. В них предоставляются услуги проживания, питания и туристско-экскурсионные услуги.

Санаторно-курортные организации  и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных местностей, в пригородных зонах.

К числу иностранных граждан  относятся лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной их постоянного  проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с любой целью кроме  переезда на постоянное место жительства.

Поездки охватывают деятельность лиц, которые путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями.

Рекреационная сеть - это совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся насильно, средне и слабо рекреационно-развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности.

Демографические признаки (пол  потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу  достаточно применяемых. Это обусловлено  доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:

  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;
  • молодежь (15-24 года);
  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);
  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;
  • туристы старшего возраста (60 лет и старше).

Первый сегмент, относящийся  к детскому туризму, зависит отрешения  родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств  размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного  туризма, поэтому необходима возможность  использования детских площадок для игр, детских бассейнов и  др. Потребители 45-60 лет предъявляют  повышенные требования к комфорту и  удобству, содержательным экскурсионным  программам. Туризм «третьего» возраста требует не только комфорта, но и  возможности получения квалифицированной  медицинской помощи, персонального  внимания со стороны обслуживающего персонала.

Социально-экономические  признаки предполагают выделение сегментов  потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Существенное влияние на туристское поведение  оказывает уровень доходов в  семье. Ряд исследователей утверждают, что уровень дохода выступает  одним из критериев принадлежности к высшему, среднему или низшему  слою общества. Известно, что материальное положение человека сказывается  на его потребностях, предпочтениях, покупательском выборе. Различия в  материальном положении населения  порождают неоднородность туристского  спроса. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все  большего вовлечения в туризм лиц  со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Предложение туристского, продукта для этих двух различных групп должно быть различным. Если первых интересуют поездки, позволяющие получить максимальную скидку, основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Их принцип - за свои деньги получить все сполна.

Вторые предпочитают индивидуальные путешествия. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными  поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и «третий» возраст. Если лица «третьего» возраста путешествуют в составе групп, то представители  среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. У этих людей интерес представляют дальние  путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами, причем это могут быть дорогостоящие  изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.

Спрос на продукт обуславливают  цели путешествий потребителей. Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой и конгресс - туризм, курортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп - туризм, религиозный, учебный, этнический и др.

Сезонные колебания и  климатические условия страны также  влияют на туристический спрос. Они  имеют следующие особенности: в  северном полушарии наибольшая интенсивность  спроса приходится на третий квартал  года, а также на время рождественских и пасхальных каникул. Сезонность спроса различается по видам туризма  и территориям. Так, лечебно - познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей  степени, а морской и горнолыжный - в большей степени. Различные  районы пребывания имеют специфические  формы сезонной неравномерности. Это  дает право говорить о специфике  неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха. Например, стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых. Для отдыха за границей при въезде в определенную страну необходимо заполнять миграционную карту (Приложение А)

 Сезоны туристской  деятельности:

  • Сезон пик - период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации.
  • Сезон высокий - период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги.
  • Сезон низкий - сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.
  • Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (напр., дискомфортные погодные условия).

Итак, каждый турист выбирает для себя сезон, наиболее подходящий для удовлетворения его потребности, запросов.

Среднее значение сезонной загрузки гостиниц представлена с помощью полосовой диаграммы (в зимний период 42,93%, в весенний 49,53%, в летний 85%, в осенний 48,23%).

Сезонная загрузка гостиниц

При поселении туристам выдаются специальные  формуляры - сетевые карточки. Они  заполняются каждым посетителем  в отдельности или, что нередко  допускается на Западе, только главами  семей с указанием числа сопровождающих их лиц. Кроме заполнения указанных  в карточке граф, в ряде отелей деловых  туристов просят также назвать адрес  местонахождения компании и вид  оплаты гостиничных услуг (наличными, с помощью кредитной карточки или по переселению). В регистрационной  форме могут быть указаны основные правила пользования отелем и  внутреннего распорядка в нем, в  частности требования противопожарной  безопасности. Подпись клиента подтверждает достоверность сообщаемых им сведений, свидетельствует о том, что он ознакомлен с Правилами проживания, которые обязуется соблюдать, а  также Действующими расценками на услуги размещения и делает заказ на обслуживание.(ПриложениеВ)

 

По виду предпринимательской  деятельности делятся на:

  • Производители туристского продукта - туристские фирмы: турагент и туроператор, работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.
  • Туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
  • Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Информация о работе Туризм в Калининградской области