Транспортные перевозки в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны1. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА…………………. 5
Развитие транспорта с древности до ХХ века………………………..….. 5
Роль транспорта в современном мире……………………...…………….. 10

ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ……………………….. 15
Воздушный транспорт в туристских перевозках…………....................... 15
Сухопутный транспорт………………………………………..…............... 20
Водные перевозки………………………………………………………..... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………….………………... 35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….................... 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Хазиев 21 СКСиТ.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Нижневартовский государственный  гуманитарный университет»

Факультет культуры и сервиса

Отделение социальных технологий и сервисной  деятельности 
 
 
 
 
 

    Хазиев  Ринат Илдусович 

    Транспортные  перевозки в туризме

    Курсовая  работа

    II курс 
 
 
 
 
 

                                                                                     Научный руководитель:

                        Гумерова Г.А.,

                  Кандидат  культурологии, доцент

                  кафедры СКСиТ

                                                 __________________ 
 

Нижневартовск - 2012 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3 

  
  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА…………………. 5
    1. Развитие транспорта с древности до ХХ века………………………..….. 5
    2. Роль транспорта в современном мире……………………...…………….. 10
 
  
  1. ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ……………………….. 15
    1. Воздушный транспорт в туристских перевозках…………....................... 15
    2. Сухопутный транспорт………………………………………..…............... 20
    3. Водные перевозки………………………………………………………..... 30
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………….………………... 35

  ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….................... 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой  страны1. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями 
В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил на территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт является ведущим фактором развития туризма.

    Различные виды транспорта используются туристскими  организациями для перевозки  туристов во время путешествий. Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

    Объектом  работы является транспорт в туризме.

    Предметом работы выяступают особенности транспортных перевозок в туризме.

    Цель  работы: выявить особенности транспортных перевозок в туризме, ичпользуя развличные виды транспорта.

    Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    - изучить историю развития транспорта с древнейших времен;

    - выявить роль транспорта в развитии туризма на современном этапе;

    - рассмотреть особенности каждого из вида транспорта, которые применяются в туризме;

    - раскрыть специфику транспортных  средств, которые применяются  в туризме.

    Теоретическую базу работы составили труды отечественных  и зарубежных исследователей: Зорин  И.В.,  Александрова, А.Ю.,  Соколов М.В., Биржаков М. Б., Никифоров В. И.,  Гордиенко М.В., Кондрашова Т.П., Азар В.И.,  Ананьев М.А., Афанасьев В.Г.,  Гуляев В.Г. и др.

        Методологическую базу работы составляют исторический (используется при рассмотрении истории развития транспорта), аналитический (при выявлении особенностей каждого из видов транспорта), сравнительный (при рассмотрении основных характеристик транспорта и их сравнении) методы.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и литературы. Общий объем работы   37  страниц. 
 
 
 
 

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА
 
    
    1. Развитие  транспорта с древности  до XX века
 

     Туризм невозможен без передвижения, без территориального перемещения. Для определенной группы народов кочевой образ жизни утвердился на многие века. Передвижение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в качестве средств передвижения стали использовать животных: лошадей, верблюдов, ослов. Для перемещения по воде изготавливали примитивные сооружения, напоминающие плоты и лодки. Некоторые народы научились даже делать топографические карты, которые наносили на кору деревьев или обработанные шкуры животных.

     Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Например, еще в Древнем Египте при фараонах XI династии, более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.2 
     Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер.                 Начиная с 330 г. до н. э. одной из главных целей походов Александра Македонского стало открытие новых земель. Для этого он держал при себе целый штат ученых. Великий македонский царь совершил грандиозный поход от Персидского государства до Индии.

    В Римской империи к I в. до н. э. сформировался  определенный слой людей из числа  патрициев, имевших материальные возможности  путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Деловые поездки также стали причиной строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников.

      В азиатских землях путешественникам предоставляли ночлег, еду и проводников. В Индии и Китае существовали сети дорог с местами для ночлега и приема пищи.  
     Первенство освоения и изучения северных земель принадлежит норманнам. Начиная с IX в. они осваивали побережье Балтийского моря, заходили в Рижский и Финский заливы, по древнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а затем в Византию.

     Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями следовали купцы, священники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную суть походов, они имели положительный эффект в создании предпосылок последующих взаимных путешествий между западными и восточными государствами.

    В период средневековья распространение получило бродяжничество. По дорогам постоянно передвигались как крупные феодалы с вооруженной свитой, преследовавшие государственные и личные деловые цели, так и группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и певцов.

    К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям  путешественников многих стран были открыты и исследованы большая  часть земной поверхности, моря и  океаны, проложены важнейшие морские  пути, связывающие материки между собой. 
          В XVIII - начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа.3 Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в языках и приобретения жизненного опыта. 
     Наряду с традиционными европейскими курортами с минеральными и термальными источниками, известными еще со времен Римской империи (Баден-Баден, Мариенбад, Карлсбад, Виши), приобрели популярность морские курорты. Как правило, мода на определенные курорты была связана с посещением их высшими особами. Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными.

    Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового международного туризма. В результате научно-технического прогресса увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные права привела к повышению  их благосостояния и появлению свободного времени (выходные дни, оплачиваемые отпуска). Это дало возможность включиться в туризм людям среднего класса. Первое путешествие, которое стало прототипом будущих пакет-туров, организовал в 1841 г. Томас Кук для членов Общества трезвости. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. В 1851 г. Т. Кук организует поездку для 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем - во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). В последующие годы Т. Кук организовывал поездки в другие города Европы, а в 1866 г. первые группы английских туристов посетили США. Во второй половине XIX в. уже появляются бюро путешествий, например «Райзебюро Штанген» в Германии (Бреслау, 1863 г.). Фирма имела хорошие контакты с пароходными компаниями и до первой мировой войны занималась организацией увеселительных поездок. Развитие массового внутреннего и международного туризма способствовало строительству высококлассных гостиниц, развитию ресторанного бизнеса. Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись; образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Развитие коммуникационно-дорожной системы, использование в туристских целях новых видов транспорта способствуют появлению элементов комплексного обслуживания туристов (прототипы пакет-туров), совершенствуются услуги проживания и питания.

    Начало XX в. связано с возникновением и  развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США  становятся распространенным видом  транспорта. Например, в Англии в 1904 г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли Москвы и Ленинграда. 
     В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др Из-за дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не сформировались как комплексный туристский продукт, который впоследствии получил название «круиз». Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению международных поездок.

    Именно  в это время правительства  государств Европы обратили серьезное  внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует  тот факт, что в 1925 г. в Гааге  состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие представители 14 европейских стран.    

    Перед второй мировой войной возрастает количество морских перевозок. В Швейцарии  по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристской фирмы «Отельплан» (1935 г.), был разработан ряд путешествий, рассчитанных на людей со скромным достатком. Нацистская политика Гитлера  также способствовала развитию массового  туризма в Германии. Германское правительство  оказывало содействие в организации  групповых туров с использованием железнодорожного и морского транспорта. Так, за период с 1934 по 1938 г. количество поездок немецких туристов возросло с 2,3 млн до 10,3 млн.

    В 1947 г. МКОАПТ, МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).4 Ее действительными членами стали как правительственные, так и неправительственные официальные национальные туристские организации 116 стран. Необходимость постоянных международных контактов в целях развития и координации туристских обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспектов деятельности стала причиной реорганизации в 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственной организации МСОТО в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО).  
          Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых странах способствовало повышению благосостояния населения, увеличению времени отпусков, что в свою очередь положительно влияло на развитие туризма.

 

    1. Транспорт в современном мире
 

         Новым толчком к ускоренному  развитию индустрии путешествий  послужили глубокие изменения  на воздушном транспорте, связанные  с его либерализацией. Долгое  время в развитых странах рынок  авиаперевозок был монополизирован  национальными авиакомпаниями («Бритиш  Эйрвейз» в Великобритании, «Эйр  Франц» во Франции,  «Аэрофлот»  в СССР и т.д.). Они заключали  между собой соглашения о разделе  рынков и доходов от международных  перевозок.

         В результате, вопросы ценообразования,  а также туристский спрос отходили  для авиакомпаний на второй  план, отпадала необходимость в  стратегическом маркетинге, планах  развития авиарынка. 

Информация о работе Транспортные перевозки в туризме