Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Главная функция гостиничного предприятия - предоставление временного жилья всем путешествующим. Причем жилья достаточно комфортного и сравнительно недорогого, оптимально сочетающего цену и качество.
Гостиницы - это не только важнейший вид предприятий экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.
Не существует идеальной и единой модели менеджмента. Но все решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства……......4
2. Типы организационных структур ……………………………………..…...…7
3. Основные службы гостиницы ….………………………………...………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

8.docx

— 271.60 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Структура управления  предприятиями индустрии гостеприимства……......4

2. Типы организационных структур ……………………………………..…...…7

3. Основные службы гостиницы ….………………………………...………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Главная функция гостиничного предприятия - предоставление временного жилья всем путешествующим. Причем жилья достаточно комфортного и  сравнительно недорогого, оптимально сочетающего цену и качество.

Гостиницы - это не только важнейший вид предприятий экономической  деятельности, но и сложная организационная  структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между  целыми подразделениями и отдельными работниками.

Не существует идеальной  и единой модели менеджмента. Но все решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию.

Для каждого коммерческого  предприятия менеджмент является уникальным, будь то гостиница, турфирма, ресторан и т. д. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.

В современных условиях система  управления должна быть простой и  гибкой, чтобы быть конкурентоспособной. Она должна иметь такие характеристики, как:

- небольшое число уровней  управления;

- компактные подразделения,  укомплектованные квалифицированными  специалистами; 

- производство услуг и  организация работы, ориентированные  на потребителей (гостей предприятия).

Предметом исследования является организационная структура управления гостиницей.

При написании данной курсовой работы использовались специализированные периодические издания, труды и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

 

  1. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства

Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и  обеспечивающих взаимосвязь между  управляющей и управляемой системами.

Организационная структура  управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных  подсистем организации. Создание такой  структуры направлено прежде всего  на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

Классик менеджмента Анри Файоль так сформулировал следующие  принципы создания хорошей организации, которая должна включать следующие  составляющие.

1. Единство управления. Независимо  от структуры организации, степени  децентрализации и делегирования  полномочий нести полную и  абсолютную ответственность за  деятельность всего предприятия  должен один человек. 

2. Скалярный метод передачи  полномочий. Полная и абсолютная  ответственность означает право  не только управлять, но и  передавать, делегировать часть  полномочий другим лицам по  линии руководства. 

3. Единство подчинения. У  любого служащего может и должен  быть только один руководитель.

4. Принцип соответствия, означающий, что делегированные  полномочия должны соответствовать  уровню ответственности. Если  на лицо возлагаются определенные  обязанности, то его необходимо  наделить и соответствующими  полномочиями, необходимыми для  выполнения этих обязанностей.

5. Коммуникации, как формальные, так и неформальные, должны быть  установлены и постоянно поддерживаться.

6. Гибкость. Структура организации  должна позволять вносить в  нее коррективы в связи с  изменением методов, задач, целей,  масштабов коммерческой деятельности, появлением новых технологий  и ресурсов.

7. Доступность всех уровней  организации. Любой сотрудник  организации должен иметь право  и возможность подать жалобу, высказать замечание или предъявить  рекламации соответствующему руководителю.

8. Сущность организационной  структуры в делегировании прав  и обязанностей для разделения  труда. Организационная структура  гостиницы является отражением  полномочий и обязанностей, которые  возложены на каждого ее работника. 

Целью организационной структуры  является:

- разделение труда; 

- определение задач и  обязанностей работников;

- определение ролей и  взаимоотношений (полномочий, которые  связывают высшее руководство  с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются  посредством делегирования, которое  означает передачу полномочий  и задач лицу, которое принимает  на себя ответственность за  их выполнение).

Для эффективной работы руководство  должно распределить среди сотрудников  все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия.

Но если существующие задачи не будут делегированы, значит, руководитель должен будет выполнять их сам.

В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и  связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся  структурные подразделения, а также  отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

В основе образования звена  управления лежит выполнение отделом  определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе  управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости  и подчиняются друг другу: менеджеры  более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Выделяются следующие  этапы проектирования организационной  структуры, происходящие сверху вниз:

1. Деление организации  на функциональные блоки, которые  соответствуют важным направлениям  деятельности организации. 

2. Установление соотношений  полномочий различных должностей. На этом же этапе устанавливается  цепь команд и при необходимости  производится деление функциональных  блоков на более мелкие подразделения. 

3. Определяются должностные  обязанности, как сумма определенных  задач и функций и поручается  их выполнение конкретным лицам. 

4. При разработке организационной  структуры высшее руководство  фирмы идет по пяти направлениям:

- специализация работ; 

- департаментизация; 

- определение полномочий;

- размер контрольных функций; 

- методы координации.

С помощью специализации  решается вопрос распределения задач  компании между ее работниками. При  отсутствии или слабой специализации  работники несут ответственность  за все или почти все вопросы.

При разработке организационной  структуры специалисты отталкиваются  от целевых функций и функциональных элементов организации.

К целевым функциям относятся: прием и размещение гостей; производство питания; продажа номеров; маркетинг; организация деловых встреч и  конференций.

При разработке организационной  структуры важную роль играет и количество уровней в иерархии управления, когда  командные ступени выстраиваются  в вертикальный ряд и строится схема взаимоотношений между  руководителями и подчиненными.

По этой схеме каждый член персонала должен знать свое место  в организационной структуре, а  для эффективного управления необходимо четкое определение обязанностей.

Важной проблемой формирования структуры управления отелем является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления: руководства; функциональной структуры; вспомогательной  структуры.

Поскольку цель организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить достижение стоящих перед  организацией задач, проектирование структуры  должно базироваться на стратегических планах гостиницы.

 

  1. Типы организационных структур

В управленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных  структур: 


 линейный;

  • функциональный;
  • линейно-функциональный. 

Линейная организационная  структура управления. Линейные связи  в гостинице отражают движение управленческих решений и информации, исходящих  от так называемого линейного  менеджера, то есть лица, полностью  отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Линейная структура  управления организацией

Как видно из рисунка 2.1, при  линейном управлении каждое звено и  каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность" за результаты всей деятельности управляемых ими  объектов. Речь идет о пообъектном  выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ  и принимает решения, связанные  с управлением данным объектом. Поскольку  в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего  звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется  своего рода иерархия руководителей  конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что  подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий  орган управления не имеет права  отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями  решения проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества линейной организационной  системы управления:

  1. единство и четкость распоряжений;
  2. согласованность действий исполнителей;
  3. простота управления (один канал связи);
  4. четко выраженная ответственность;
  5. оперативность в принятии решений;
  6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной организационной  системы управления:

  1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;
  2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
  4. концентрация власти в управляющей верхушке.

 

 Функциональная организационная  структура управления. Функциональное управление осуществляется некоторой  совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений  в системе линейного управления (рис. 2.2).

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  возлагается на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные  подразделения (отделы), например отдел  маркетинга, отдел приема и размещения, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура  управления. 

Рис. 2.2. Функциональная структура  управления организацией

Функциональное управление существует наряду с линейным, что  создает двойное подчинение для  исполнителей.

Как видно из рисунка 2.2, вместо универсальных менеджеров (см. рис. 2.1), которые должны разбираться и  выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетенцию в своей  области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и  прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности гостиницы.

Информация о работе Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства