Присоединиться
к важной задаче – формированию
положительного туристского имиджа
России как единого туристского
пространства, развитию внутреннего
и въездного туризма – может,
в принципе, каждый член туристского
сообщества.
Несомненно, свой
весомый вклад в это благородное
дело вносят и средства массовой
информации. Сегодня от них требуются
целенаправленные публикации, которые
будут:
- освещать
положительные моменты в туристской
сфере и экономике страны, способствующие
развитию инфраструктуры, обеспечению
безопасности туристов, формированию
благоприятных условий для инвесторов;
- конструктивно
критиковать недостатки, мешающие
развитию туротрасли в стране;
- знакомить
читателей, и в частности специалистов
турбизнеса, с положительным опытом
зарубежных стран;
- формировать
общественное мнение о туризме,
как отрасли, положительно влияющей
на экономику региона и всей
страны.
Именно в
процессе такой деятельности
и сможет произойти формирование
положительного туристского имиджа
России как единого туристского
пространства, что будет способствовать
развитию внутреннего и въездного
туризма.
С другой
стороны, следует учесть, что среди
участников турбизнес-процесса и потенциальных
потребителей туристских услуг сложились
устоявшиеся негативные стереотипы в
отношении России, отрицательные мифы.
Их нужно выявлять и нейтрализовать положительной
информацией. Такой вид деятельности необходимо
включить в основные направления работы
госорганов, отвечающих за развитие туризма
на федеральном и местном уровнях. Следует
принять во внимание, что в регионах возможны
свои специфические мифы.
Примеры стереотипов:
- многие
иностранцы убеждены, что Россия
– страна, небезопасная для туризма.
При этом сами россияне всё
ещё считают опасным весь юг
России;
- некоторые
регионы жалуются, что им не
на что развивать инфраструктуру,
нет инвесторов. При этом они
не считают нужным изыскивать
средства на продвижение своего
турпродукта и на региональные рекламно-имиджевые
кампании;
- многие
турфирмы, туристы и журналисты
по-прежнему полагают, что санаторно-курортное
лечение в России безнадёжно
отстало и не может конкурировать
с зарубежными курортами;
- в России
всем уже всё известно, и вряд
ли чем россиянина можно удивить.
В то же время турфирмы и
туристы жалуются на недостаток
информации о стране;
- развивать
туризм в отдалённых регионах
сложно из-за дорогой транспортной
составляющей. А Дальний Восток
и Сибирь вовсе недосягаемы для
туристов.
Список потребительских
стереотипов можно продолжать. Задача
туристских структур – найти
своего потенциального клиента
и переубедить его. Изменить, пусть
пока в небольшой целевой аудитории,
негативный образ на позитивный.
Создание положительного
образа страны, благоприятной для
туризма, - не только российская
проблема. Преимущества развития
отрасли очевидны, однако напоминать
о них, считают в ВТО, нужно
постоянно. Организация, внося
свою лепту в продвижение индустрии
путешествий, предложила поднять уровень
информированности населения о положительном
влиянии туризма на культуру, экономику
и на благосостоянии самого мирового сообщества.
Туризм способствует
созданию благоприятной окружающей
среды. Стимулирует местные власти
к реставрации памятников, открытию
музеев и национальных парков
для привлечения туристов. С развитием
туризма растёт необходимость
совершенствования инфраструктуры.
Новые аэропорты, дороги, морские
порты, десятки других реализованных
проектов способствуют существенному
улучшению уровня жизни местного
населения.
И что самое
важное: туризм обогащает людей
культурно, знаниями об экологии
и социуме. Он содействует миру
и сотрудничеству между нациями
и народаим.
Кампания по
формированию положительного имиджа
мирового и российского туризма
только набирает обороты. Но
у России с её потенциалом
в туризме большое будущее. [1,
№11’2005, стр. 41]
§ 2. ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
В РФ
Выявление и
оценка туристского потенциала
и доступных туристских ресурсов
- это одна из важнейших задач
для организаторов туристской
деятельности. Для того чтобы
решать эту задачу корректно
и профессионально необходимо
достаточно четко различать содержание
этих понятий, владеть методами
оценки потенциала и принципами
формирования эколого-туристского
продукта.
Словосочетания,
в которых “потенциал” используется
как терминообразующее слово
(“рекреационный потенциал”, “разность
туристских потенциалов” и др.),
стали достаточно часто употребляться
и в популярной, и в специальной
туристской литературе. Однако выяснить
конкретное содержание, которым
различные авторы нагружают термин
“потенциал”, нередко оказывается
весьма сложно, поскольку широко
известных, общепринятых профессиональных
трактовок этого термина применительно
к туристике не существует, и используют
его чаще всего как термин общеупотребительный,
очевидный. Вместе с тем содержание этого
термина далеко не элементарно и в туристике
должно быть ограничено более или менее
отчетливыми рамками.
В общих толковых,
а также в энциклопедических словарях
термином “потенциал” (от латинского
potentia - сила) обозначаются “возможности,
средства, запасы, которые могут быть использованы
для решения какой-либо задачи” (Советский
энциклопедический словарь, 1989, стр.1058).
Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное
определение, безусловно, может быть принято
за основу и в туристике. Необходимо только
наполнять его конкретным содержанием
в зависимости от: - объекта, потенциал
которого характеризуется; - задачи, для
решения которой может быть использован
этот потенциал.
Сферу использования
потенциала или задачу, для решения
которой он будет использоваться,
целесообразно обозначать через
соответствующее прилагательное (например,
рекреационный или туристский
потенциал), а объект через соответствующее
дополнение (например, потенциал Подмосковья).
“Рекреационный потенциал страны
- совокупность природных и культурных
условий, оказывающих положительное
влияние на человеческий организм
и обеспечивающих путем сочетания
физических и психических факторов
восстановление работоспособности
человека”. Описание потенциала
какого-либо объекта, как правило,
предполагает и оценку этого
потенциала в сравнении с потенциалом
другого объекта.
Туристским
потенциалом какого-либо объекта
(или территории) именуется совокупность
приуроченных к данному объекту
(территории) природных и рукотворных
тел и явлений, а также условий,
возможностей и средств, пригодных
для формирования туристского
продукта и осуществления соответствующих
туров, экскурсий, программ.
Региональные
туристские администрации в последнее
время многое делают для рационального
использования имеющегося туристского
потенциала и развития въездного
туризма у себя дома. Они издают
путеводители, устраивают рекламные
туры, проводят конкурсы на лучшие
маршруты по родному краю… Но
очевидно, что только их стараний недостаточно.
Развитие туризма в регионе почти не зависит
от местных туристских администраций.
Инвестиции в инфраструктуру способно
сделать только государство. В его задачу
входит строительство дорог, аэропортов,
проведение водопровода, канализации,
газа, света. А уже на основе этого частные
предприниматели начнут возводить гостиницы,
рестораны, автостоянки, казино, мотели.
Возьмём в
качестве примера Анталью. Государство
создало инфраструктуру, и на этой базе
представители частного бизнеса начали
строить отели, бассейны, аквапарки. Задача
региональных администраций, в первую
очередь, привлечь инвестиции или самим
вкладывать в инфраструктуру.
Поскольку дальнейшее
развитие въездного туризма зависит
от государственных структур, законодательных
и исполнительных органов, то
работникам турбизнеса какие-либо
прогнозы делать трудно. В существующих
условиях мы находимся на пике
въездного туризма. Если ничего
не предпринимать, перспектива
одна: временное сохранение и
даже увеличение доходов от
въездного туризма за счёт
роста цен на услуги. А потом,
в связи с отсутствием улучшения
качества обслуживания, сокращение
количества иностранных туристов.
Неизбежно обострение конкурентной
борьбы на этом рынке, уход
мелких фирм, интеграция крупных
туроператоров в гостиничное
хозяйство, транспорт, а может
быть, и в музейное дело с
целью получения преимуществ
в обслуживании своих туристов
и сохранения объёмов. Это сценарий
убогого развития въездного туризма
с точки зрения его как важного
сектора государственной экономики
и, в некотором смысле, культуры
и идеологии. Хочется надеяться,
что реальность будет другой.
Ростки, зачатки этого положительного
варианта заметны в Санкт- Петербурге.
Появились явные признаки активации инвестиций
частного сектора в гостиничный бизнес.
Что ж, если
есть положительные результаты,
то остаётся надежда, что когда-нибудь
въездной туризм станет хорошим
источником дохода для государства.
Тем более что уже готовится
законодательство о туризма, которое
будет способствовать смягчению инвестиционного
климата. [ТППП № 07’2004, с. 54 - 56]
§ 3. Туристский потенциал
КБР
Важной составной
частью экономического потенциала
Республики является курортно-рекреационный
комплекс, функционирующий на базе
многочисленных лечебных минеральных
источников и уникальных природных
условий.
Совершенствование
курортно-рекреационного комплекса
намечается за счет повышения
комфортности существующих здравниц
и туристических баз, благоустройства
основных транспортных магистралей,
ведущих к центрам туризма
и альпинизма. Следует отметить,
что спрос на услуги курортно-рекреационного
комплекса в Кабардино-Балкарской
Республике во многом будет
определяться уровнем доходов
населения в стране и общественно-политической
обстановкой на Кавказе.
Кабардино-Балкарская
Республика обладает уникальным
сочетанием природных условий,
благоприятных для её превращения
в мощный рекреационно-оздоровительный
и туристский центр международного
значения. К ним, прежде всего,
относятся уникальные условия
и ресурсы горных районов, занимающих
значительную часть территории
Республики.
Мягкий климат,
живописные ландшафты, обилие
горных рек, повышенная ультрафиолетовая
радиация, своеобразный атмосферный
режим, а также памятники национальной
культуры делают низкогорные (400-1000
м над уровнем моря) и особенно среднегорные
(1000-2000 м над уровнем моря) районы Республики
особо привлекательными для развития
курортной базы. Особые условия предгорий
сами по себе позволяют рекомендовать
их в качестве наиболее благоприятных
районов для эффективного лечения
многих заболеваний и восстановления
функций человеческого организма.
Особый интерес
с точки зрения развития курортного
дела вызывают высокогорные (более
2000 м над уровнем моря) зоны
Республики, которые обладают оптимальными
условиями для катания на горных
лыжах, занятия альпинизмом и
экстремальным туризмом. В некоторых
местах имеются условия для
круглогодичного катания.
Перспективы
развития этой зоны связаны,
прежде всего, с наращиванием
гостиничного фонда и инфраструктуры
горнолыжного спорта.
Необходимо
отметить, что курортно-рекреационный
комплекс получил значительное
развитие в Республике еще
в советское время.
В экономике
Республики санаторно-курортный
центр г. Нальчика, "Долина нарзанов",
"Голубые озера", турбазы Приэльбрусья
были широко известны как места общественного
отдыха. Однако проведенный в разные годы
анализ деятельности санаторно-курортных
учреждений показывает, что использование
уникальных рекреационных ресурсов Республики
осуществляется недостаточно эффективно.
Отставание
пропускной способности рекреационных
мощностей и отсутствие строгого
контроля рекреационных зон приводит
к увеличению потока неорганизованных
групп, что подчас создает недопустимую
нагрузку на отдельные территории
и приводит к серьезному ухудшению
курортно-экологической обстановки.
Невысокое качество основных
фондов, недостаточное развитие
инфраструктуры и неотработанность
механизмов качественного обслуживания
клиентов явно не способствует привлечению
в регион внутрироссийской клиентуры,
а тем более иностранцев.
Очевидно, что
дальнейшее развитие курортной
базы должно быть направлено
не только и не столько на
наращивание её пропускных способностей,
но и на значительное улучшение
качества обслуживания, совершенствование
инфраструктуры и обеспечение
других мер по созданию условий
для цивилизованного отдыха.
Основы развития
курортно-рекреационного комплекса Республики
отражены в постановлениях Правительства
Российской Федерации от 31 марта 1994 г.
N 265 "О государственной поддержке курорта
"Нальчик" и международной базы
туризма, альпинизма и горно-лыжного спорта
в Кабардино-Балкарской Республики"
и от 31 июля 1995 г. N 761 "О мерах по выполнению
указов Президента Российской Федерации
и постановлений Правительства Российской
Федерации о государственной поддержке
социально-экономического развития КБР
в 1995-2000 годах".