Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских  маршрутов для предложения на рынок, экономический  эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий  автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Введение.   ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1.	Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2.	Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3.	Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические  предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут  «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые  меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
Широкая река разделяет город Надым и поселок Старый Надым. Низководный временный железно-дорожный мост простоял недолго, так и не дождавшись появления постоянного. А на другом берегу реки иная ситуация. Участок от поселка Старый Надым до станции Ягельная (там, где нынче стоит город Новый Уренгой) простоял в запустении недолго -- в 1970-х годах его, слегка починив, вновь ввели в эксплуатацию. "Музейные" рельсы царских времен заменили на более современные, обновили мосты, но качество пути и сегодня оставляет желать лучшего. На одном участке, от Надыма до ст. Пангоды, вообще нет пассажирского сообщения -- не позволяет плохое состояние реконструированного пути. Однако грузовые поезда там все же ползают -- ведь идет освоение нефте- и газоносного Севера. Протяженность другого участка, от Пангод до Нового Уренгоя, всего 113 км, но поезд затрачивает 4,5 часа, чтобы пройти их.
Между станцией Ягельная и пристанью Ермаково на Енисее рельсы так и не были уложены полностью -- помешала смерть вождя. Этот участок -- самый глухой и трудно проходимый даже пешком. Всю трансполярную магистраль, от Ермаково на запад, удалось пройти в 1990 году группе велотуристов, о чем можно прочесть в журнале "Турист" (N 7, 9, 10 за 1990 год). Они обнаружили на 503-й большое количество невывезенной техники -- например, 11 паровозов! С западной же части дороги (501-й) паровозы успели вывезти на "материк" в 1953 г.
Круглогодичная хорошая автодорога от Тюмени идет через Сургут (на Оби моста нет -- паром), через Ноябрьск и доходит до небольшого поселка Пурпе. Дальше, до Коротчаево, -- зимник (с декабря по апрель). Летом машины преодолевают этот перегон на ж.-д. платформах. Станции: Войновка, Тобольск, Демьянка, Сургут, Ноябрьск, Пурпе, Коротчаево. Пассажирских поездов много до Сургута, после рейсы немногочисленны.
Участок Коротчаево -- Новый Уренгой: хорошая автотрасса (бетонка). Много машин и автобусов (билет от 15 руб). Далее, до ст. Пангоды, идет плохая дорога без покрытия, летом иногда непроходимая из-за дождей. Строится бетонка. Зимой, а также летом в хорошую погоду есть даже легковушки, в плохую они едут по "железке" с единственным грузопассажирским поездом Коротчаево -- Пангоды. Далее, до Старого Надыма, очень плохая автодорога с редким движением (в основном "Уралов"). Ходит автобус на базе "Урала". По желдороге тут идут редкие товарняки. Между двумя Надымами есть неплохая дорога, 7 автобусов в день, машины, через реку имеется понтонный мост.
После Надыма никаких летних дорог нет. Неплохой зимник до Салехарда (действует в январе -- марте) проходит вдоль 501-й дороги. Есть зимник до Екатеринбурга через Приобье. Для желающих попасть в заполярный городок Ямбург существует от Н.Уренгоя бетонка (300 км) и железная дорога (один поезд ежедневно).
Тип похода  | 
  Категорийность  | 
  Протяженность  | 
  Продолжительность  | 
  Сроки проведения  | 
Пеший  | 
  I- II  | 
  300км  | 
  10 дн  | 
  июнь – август  | 
Карта маршрута представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №5.
Маршрут начинается в Новом Уренгое. Современный, аккуратный городок газовиков, с бесплатными городскими автобусами, дорогими продуктами, круглосуточно работающим ж.-д. вокзальчиком. Доехали грузопассажирским поездом до Пангод, а затем до Надыма. Это еще более современный городок. Вблизи каждого такого городка поражают огромные свалки, на которые вывозят тысячи тонн металлолома (в основном погибший автотранспорт) и пустые бутылки. Геологи будущего найдут здесь бесчисленные богатства, и на Крайнем Севере, видимо, тогда возникнут новые поселки металлургов и бутылкодобытчиков...
Далее из Надыма на запад. В 10 км от города появились следы "железки": рельсы, шпалы, деревянные мосты. Последние больше всего пострадали от времени: одни сгнили, другие сгорели, третьи под действием вечной мерзлоты выгнулись и перекосились. Половина мостов уже не была пригодна для переправы. В таких случаях можно найти обходные пути, или построить настил из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25--30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации.
Дорога проложена по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через 35 км широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег.
После Пыряяхи пошли совсем дикие места -- никаких следов человеческой деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия "НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется "Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация.
На 88-м километре река Маханядпус-Яха (в народе именуемая Пусьяхой). Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два рельса метров 50 каждый. Шпал уже давно не было. Отчаянные связисты в прошлом проезжали этот "мост" своим ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне). Соблюдая технику безопасности, лучше применить другой метод, проводник организует сборку плота, на котором все участники и переправились.
Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько в стороне. За прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели, третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность осмотреть и бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с колючей проволокой... Зрелище не из приятных.
Многое сохранилось за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых мы везли свои рюкзаки на двух небольших участках дороги, несколько деревянных путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен. Сохранились и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно свалились в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор).
Через 135 км на полдороги между Надымом и Салехардом, стоит несколько вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько автомашин, вездеходы. В октябре сюда приезжает основной контингент работников, которые должны к зиме подготовить зимник и затем следить за ним. В период весна – осень есть возможность арендовать поселок для организации турбазы.
По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо построить плот и поплыть на нем вниз по течению, в реку Полуй, в устье которого стоит Салехард. Материал для плота имеется на Танопче в изобилии. Однако сплав на плоту до Салехарда очень долгий. Полуй широк, имеет очень медленное течение, разветвляется на несколько рукавов. Полуй -- медленная, судоходная река.
Для путешествия необходима веревка (20 и 40 м), небольшую резиновая лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник, перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна.
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики.
Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать важной составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного развития туризма в рамках рыночных условий необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация стратегии развития туризма в конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40 тыс. туристов в год и обеспечить до 100 тыс. человек количество пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится потребность в создании новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов в ЯНАО.
Автором разработана Программа развития туризма на Ямале в 1999 – 2005 годах.
В данной программе учтены также интересы туристов-экстремальщиков как иностранцев так и россиян.
В условиях недостатка финансовых ресурсов 
задачи такого масштаба, каким является развитие туризма в ЯНАО, можно решить только программно-целевыми 
методами. Программа и механизмы ее управления 
позволяют сконцентрировать усилия всех 
заинтересованных туристических и транспортных 
фирм, гостиниц, предприятий общественного 
питания, культурно-развлекательной и 
образовательной сферы, средств массовой 
информации, государственных и муниципальных 
служб на достижение общих и частных конечных 
результатов. Общим интересом для всех 
в предлагаемой  программе развития туризма, по мнению 
автора,  является привлечение платежеспособных 
клиентов и качественное удовлетворение 
их потребностей.  
    Основной целью предлагаемой автором 
программы является создание в регионе 
современного туристского комплекса, 
обеспечивающего, с одной стороны, широкие 
возможности для удовлетворения потребностей 
населения ЯНАО, российских и иностранных граждан в 
туристских услугах (в услугах, турфирм, 
организующих экстремальные туристские 
путешествия, в том числе), а с другой стороны, вклад в развитие 
экономики округа, в том числе за счет налоговых поступлений 
в бюджет, притока иностранной валюты, 
сохранения и увеличения количества рабочих 
мест, сохранения и рационального использования 
природно-рекреационного и культурно-исторического 
потенциала ЯНАО. 
Основные задачи программы:  
- Формирование региональной нормативно-правовой 
базы развития туризма в  ЯНАО и системы регулирования туристской 
деятельностью. Защита регионального 
туристского рынка путем предоставления 
налоговых льгот, государственных гарантий 
и иных мер государственной поддержки.  
- Формирование имиджа  ЯНАО как современного туристского рынка. 
Совершенствование системы информационного 
обеспечения и научных исследований в 
области туризма. Интеграция  ЯНАО в систему российского туристского рынка 
и развитие международного сотрудничества 
в области туризма. 
- Стимулирование развития материально-технической 
инфраструктуры туризма путем привлечения 
отечественных и иностранных инвестиций 
для реконструкции и нового строительства 
туристских объектов. Улучшение качества 
обслуживания туристов на основе конкуренции, 
углубления специализации и кооперации 
в работе туристских предприятий. Развитие 
системы подготовки и повышения квалификации 
кадров в сфере туризма. 
Система программных мероприятий 
1. Формирование нормативно – 
правовой базы предусматривает 
приведение региональных 
Целям создания единого регионального туристско-рекреационного комплекса отвечает принятие соглашений о координации туристской деятельности с центром в г. Салехард. Добровольное объединение ресурсов мелких туристских фирм, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры при поддержке муниципальных и региональных органов позволит сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в эту сферу и обеспечит рост притока туристов в ЯНАО.
    Как составную часть земельного кадастра 
ЯНАО, предполагается разработать кадастр 
туристских территорий, включающий рекреационные 
зоны, памятники культуры и истории, особо 
- охраняемые природные территории. 
Данный пункт программы имеет большое 
значение для развития экстремального 
туризма, так как основные туристские 
экстремальные маршруты проходят по экологически 
чистым  территориям,  предполагаемым для включения в 
кадастр. 
    Для комплексного решения проблем международного 
туризма, предполагается разработать 
и принять ряд документов о выполнения 
в  ЯНАО федеральных законов, регулирующих таможенный 
и паспортно-визовой режимы. Необходимо 
найти способы сокращения времени для 
процедуры получения виз российскими 
гражданами и процедуры регистрации иностранных 
граждан.  
   Особое значение имеет дальнейшее развитие 
системы сертификации и лицензирования 
в сфере туризма для защиты прав потребителей 
туристских услуг, а также страхования 
жизни, здоровья и имущества путешествующих. 
Что касается страхования туристов-экстремальщиков 
– это необходимость в данном виде туризма, 
в связи с тем, что маршруты относительно 
сложные и опасные, связанные с риском 
для жизни путешествующих.  
2. По моему мнению, формирование туристического имиджа 
ЯНАО включает многостороннюю деятельность по привлечению 
туристов в  ЯНАО и интеграцию  ЯНАО в систему российского и международного 
туристского рынка. Межрегиональная интеграция 
и международное сотрудничество предусматривает 
разработку и реализацию проектов в рамках 
Арктического региона. 
Создание туристских информационных 
центров в г. Салехард, Надым, Ноябрьск, 
Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся 
туристские ресурсы.  
   С целью маркетинга по продвижению готовых 
турпродуктов Ямала предполагается: