Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:57, шпаргалка

Краткое описание

1) Понятие труда. Основные признаки наемного труда и его отличие от заемного труда.
2) Определение трудового права и его место в системе российского права.
3) Понятие и структура предмета трудового права.
4) Методы трудового права: понятие, виды и их характеристика.
5) Система трудового права как отрасли российского права и как науки.
6) Соотношение трудового права и смежных отраслей права.
7) Источники трудового права: понятие и их иерархия.
8) Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
9) Общая характеристика международно-правового регулирования труда. Международные трудовые стандарты.

Вложенные файлы: 1 файл

ТП готово столбцы.docx

— 224.69 Кб (Скачать файл)

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Виды: 1.По договоренности сторон; двусторонними и трехсторонними. 2. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Генеральное соглашение устанавливает принципы регулирования соц-но-труд. отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение- на уровне двух и более субъектов РФ. Региональное соглашение - на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Они м. заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. 
28.Содержание соглашения. Его соотношение с содержанием коллективного договора. Структура и действие соглашения. Содержание и структура соглашения Содержание и структура соглашения определяются по договоренности м.у представителями сторон по вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Действие соглашения Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия  не м. превышать 3 лет. Стороны могут продлить действие соглашения на 3 года один раз. Соглашение действует в отношении: Участников (- все работодатели, заключившие соглашение. - работодатели, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах. - органы гос. власти и ОМС. - работодатели – федер. гос. учреждений, гос. учреждений субъектов РФ, муницип.х учреждений - работники. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст. 48 ТК РФ). Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на др. уровнях социального партнерства — федеральном, межрегиональном,  
29.Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства. При проведении контроля стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее 1 месяца со дня получения соответствующего запроса. (ст. 51 ТК РФ)

Лица, виновные в непредставлении  информации, подвергаются штрафу

Ответственность сторон:

- дисциплинарная. Привлекаются  лица, не выполняющих по своей  вине обязательств по коллективному  договору, соглашению.

- материальная. Привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба.

-уголовная. Если нарушены  нормы по охране труда.

Дела об адм. правонарушениях  рассматривают Федеральная инспекция  труда и ее тер. пункты 

30.Законодательство  о занятости населения в РФ. Понятие занятости и трудоустройства. Рос. Законод-о о занятости в настоящее включает целостную систему НА, в которую входят: 1. Статья 37 Конст. РФ, предусматривающая, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.  2. Закон РФ «О занятости населения в РФ», закрепивший понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов 3. Указы Президента РФ: «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» и др. 4.Постановления Правит-тва РФ: «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»; «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности»; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» ,«Об организации общественных работ» 5. НА, принятые Министерством труда и соц-го развития РФ, иными министерствами и ведомствами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стороне владельца их уполномоченными  органами. Для ведения переговоров  любая из сторон не ранее чем за три месс. до истечения срока действия коллективного договора письменно уведомляет др. сторону о начале переговоров. Другая сторона в течение семи дней должна начать переговоры. Уклонение лиц, представляющих собственников или уполномоченных ими органов или профсоюзы, от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, умышленное нарушение установленного законодат-м срока начала таких переговоров влечет наложение штрафа в десять минимальных размеров заработной платы. Владелец или уполномоченное им лицо должно вести переговоры с представителями трудового коллектива в определенное время и в установленном месте. Он не должен уклоняться от этой обязанности, например участвовать в переговорах без желания достичь соглашения, затягивать переговоры, отказываться от предъявления каких-либо предложений тем требованиям, заявили представители трудового коллектива. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Иные соглашения , кот. м. заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Участники - все работодатели, заключившие соглашение. - работодатели, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах. - органы гос. власти и ОМС. - работодатели – федер. гос. учреждений, гос. учреждений субъектов РФ, муницип.х учреждений - работники. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может  превышать трех лет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Нормативная часть социально-партнерских  соглашений и коллективных договоров.

занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая закон-ву РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона «О занятости»).ТРУДОУСТРОЙСТВО - система мероприятий, проводимая гос. органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. обязанность обеспечивать трудоустройство граждан возложена на территор-е органы Гос. службы занятости.  
31. Определение занятого и безработного гражданина. Виды занятых граждан. Безработные- трудоспособные граждане, кот. не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Занятой - граждан, чья деятельность связанна с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодат-ву РФ и приносящая, им заработок, трудовой доход. Виды занятых граждан: -работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, за исключением общественных работ.  -зарегистрированные в качестве ИП; -занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; -выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера -избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; -проходящие военную службу, альтернативную гр. службу, службу в ОВД и др. - проходящие очный курс обучения в школе, колледже, ВУЗе, направленного занятостью на обучение. - временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой и др.- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, кот. не имеют имущ. прав в отношении этих организаций. 
32.Законодательные. Общественные работы. Подходящая это такая работа, в том числе временного характера, кот. соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Критерии подходящей работы установлены в ст. 4 Закона «О занятости населения в РФ»: 1) м.б. работа и временного характера. 2) при подборе вакансий учитывается имеющееся образование и профессиональный опыт, иными словами – уровень профессиональной подготовки соискателя вакансии. 3) это условия последнего места работы, в частности размер заработной платы – прежней и предлагаемой. 4) это состояние здоровья ищущего работу гражданина, ограничения и показания к труду, подтверждаемые официальными медицинскими документами.  5) транспортная доступность рабочего места – определяется самостоятельно органами службы занятости с учетом наличия и интенсивности движения общественного транспорта. общественные работы – это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Нормативную базу составляют Закон РФ «О занятости» и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации общественных  
33 Основные принципы государственной политики в области занятости населения Гос. политика в области занятости населения основывается на принципах:

-Обеспечение равных возможностей  в реализации права на труд  и свободный выбор занятости  всем гражданам независимо от  пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения,  имущественного и должностного  положения, а также др. обстоятельств,  не связанных с деловыми качествами  работников и результатами их  труда;

-поддержание и поощрение  трудовой и предпринимательской  инициативы людей, содействие  развитию их способностей к  производительному и творческому  труду, обеспечивающему достойные  условия труда и жизни;

добровольность труда;

-предоставление социальных  гарантий в сфере занятости  и обеспечение защиты населения  от безработицы;

-поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места для граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите и испытывающих трудности  в поиске работы;

-координация мероприятий  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

-взаимодействие государственных  органов, профессиональных союзов, представительных органов  
34 Гос. служба занятости населения, ее права и обяз-ти Гос. служба занятости населения включает:

 федер. орган исп.  власти, органы исп. власти субъектов,  гос. учреждения службы занятости населения.

Права: функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской службы,

Обязанности:

1. оказание гос. услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы,  трудовой миграции и урегулирования  коллективных трудовых споров;

2. оценка состояния и  прогноз развития занятости населения,  информирование о положении на  рынке труда;

3. разработку и реализацию  программ по содействию занятости  населения.

4 содействие в поиске  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников;

5. организацию мероприятий  активной политики занятости  населения;

6. осуществление социальных  выплат гражданам

7. осуществление контроля  за обеспечением гос. гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием  занятости населения, предоставляются  гражданам бесплатно.

 

  
35.Правовой статус безработного.

НПА: ПП от 22.04.97 г. № 458 «Об  утверждении порядка регистрации  безработных граждан». Регистрация  безработных граждан осуществляется следующей последовательности: • первичная регистрация безработных граждан; • в целях поиска подходящей работы; • регистрация граждан в качестве безработных; • перерегистрация безработ-х граждан. Первичная для учета общей численности безработных граждан. гражданам предоставляется информация о: состоянии рынка труда. наличии вакантных рабочих мест.  возможностях проф. подготовки, переподготовки.  порядке регистрации и перерегистрации в качестве безработных; правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы. безработные граждане представляют: паспорт или др. документ, удостовер. личность; труд.книжку или иные док-ты, подтверждающие трудовой стаж; док-ты, удостоверяющие проф. квалификацию. Впервые ищущие работу - документ об образовании. Инвалиды - трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.  Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осущ-ся со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работ» ОР направлены на: •обеспечение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; •сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. Общ-е работы м.б. организованы по направлениям: •строительство, ремонт, автомоб-х дорог •проведение сельскохоз-ых, мелиоративных работ, работ в лесном хозяйстве; •строительство, реконструкция жилья, •уход за престарелыми, инвалидами и больными; Основания участия гр-н в общ. работах – согласие, учет состояния здоровья, возрастные, профессиональные и др. инд. особенности. Заключается срочный тр. договор,  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работников и работодателей  в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

-межгосударственное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Службы занятости в  течение 10 дней со дня регистрации  должны по возможности предложить два  варианта подходящей работы Решение  о признании гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, безработным принимается орг-ми службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня  предъявления органам службы занятости  всех необход. док-ов.  Безработными не могут быть признаны: •лица, не достигшие 16-летнего возраста; •граждане, кот. назначена труд. пенсия по старости. • лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации • в случае 2 отказов от получения проф. подготовки или от предложенной оплачиваемой работы •осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; •лица, представившие док-ты, сод-щие заведомо ложные сведения. 
36. Понятие, правовое значение и стороны трудового договора. Соотношение со смежными договорами. Трудовой договор - соглашение м/у работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные действующим трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы ТП, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Значение трудового договора состоит из производственного ТД является основной формой привлечение, распределения, перераспределения, закрепления и рационального использования трудовых ресурсов страны), социального (путем заключение ТД реализуется обеспечение занятости и свободы труда)

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"