Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя.
Обращаясь к вопросу о разрешении индивидуальных трудовых споров, начнем с понятия трудового спора вообще, и индивидуального трудового спора, в частности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Трудовые споры………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, причины и виды трудовых споров………………………….5
1.2. Органы по рассмотрению трудовых споров…………………………..9
2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения…………...10
2.1. Понятие индивидуальных трудовых споров………………………...10
2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам…………………………………………………12
2.3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде………………………………………………………………………………..15
2.4. Вынесение решений по трудовым спорам. Исполнение решений о восстановлении на работе……………………………………………………….20
3. Понятие коллективных трудовых споров…………………………………...22
4. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………
4.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………...27
4.2. Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….29
4.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров в трудовом арбитраже………………………………………………………………………...30
5. Право на забастовку и его реализация………………………………………32
6. Задачи………………………………………………………………………….37
Задача 1……………………………………………………………………...37
Задача 2……………………………………………………………………...40
Задача 3……………………………………………………………………...42
7. Список литературы……………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые споры понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Однако следует  иметь в виду, что даже если требования выдвинуты на заседании выборного профсоюзного органа, они все равно должны быть утверждены на собрании или конференции работников.

Исходя из общих  принципов социального партнерства, ТК РФ обязывает работодателя предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не препятствовать его (ее) проведению.

Письменная  форма изложения требований работников является обязательным условием для  процедуры коллективного трудового  спора. Эта форма может быть любой, главное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. Аналогичная процедура предусмотрена и для выдвижения и направления требований профессиональных союзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.

Существенной  гарантией для работников и их представителей является направление  копий требований в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба – это система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров. Деятельность Службы регулируется ТК РФ, а также Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. (в ред. от 21 марта 1998 г.).

ТК РФ устанавливает обязанность работодателя принять к рассмотрению требования работников и определяет достаточно жесткие сроки для реагирования на принятые требования. В течение трех рабочих дней работодатель должен дать представительному органу работников письменный ответ о принятом решении. Если работодатель дает положительный ответ, то не возникает и спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с определенного момента начинается собственно коллективный трудовой спор.

По сравнению  с ФЗ РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [8] ТК РФ вводит дополнительные положения, регулируя аналогичные процедуры для представителей работодателей (объединений работодателей), обязывая их принять к рассмотрению требования профессиональных союзов (их объединений). Однако срок для ответа в данном случае установлен более продолжительный - один месяц.

ТК РФ максимально ориентирует стороны коллективного трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. Статья 401 ТК РФ перечисляет все этапы и все варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией

 

 

Рассмотрение  коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.

Рассмотрение  коллективного трудового спора  в примирительной комиссии - это  шанс для сторон трудовых отношений (и, соответственно, трудового спора) разрешить спор самостоятельно. Если эта попытка не удается, то стороны переходят к следующим этапам рассмотрения спора. При этом стороны вправе выбрать любой из вариантов, т.е. рассмотреть спор, используя услуги посредника, или перенести его на рассмотрение трудового арбитража, а также последовательно пройти все эти стадии. Следовательно, возможны три сценария развития коллективного трудового спора:

а) примирительная комиссия - посредничество;

б) примирительная комиссия - трудовой арбитраж;

в) примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.

Таким образом, любой коллективный трудовой спор в  своем развитии проходит как минимум  два этапа примирительных процедур. При этом примирительная комиссия является обязательным этапом. Следует отметить, что примирительная комиссия, создаваемая для рассмотрения коллективного трудового спора, отличается от органа, который создается для ведения коллективных переговоров.

За сторонами  остается право на любом этапе  осуществить уведомительную регистрацию  спора в Службе.

Стороны не имеют  права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя в этом случае это означает возможность привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей - признание забастовки недействительной (если до нее дойдет дело).

Все участники примирительных процедур максимально должны использовать возможности для разрешения коллективного трудового спора. При этом они должны соблюдать установленные в ТК РФ сроки, хотя при определенных условиях эти сроки по согласованию сторон могут быть и продлены.

Следует отметить, что ТК РФ (в отличие от ФЗ РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров») [8] не предусматривает в ходе разрешения коллективного трудового спора таких форм поддержки своих требований со стороны работников, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования.

 

Полномочия  иных представительных органов работников (кроме профсоюзов) должны оформляться  соответствующими документами (выписками  из протоколов общего собрания (конференции), например, и т.п.).

ТК РФ закрепляет подробную «технологию» рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная  комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного  трудового спора. Это означает, что  ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) - на уровне отрасли, территории, региона и т.д. Она формируется в достаточно короткий срок из представителей сторон на равноправной основе. ТК РФ устанавливает такую обязанность для всех сторон коллективного трудового права.

Примирительной  комиссии отводится на рассмотрение спора пять рабочих дней с момента  ее создания. При взаимном согласии этот срок может быть продлен при оформлении этого согласия протоколом.

Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты этой работы могут выразиться в двух вариантах. Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение  оформляется протоколом. В нем  стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Рассмотрение  коллективных трудовых споров с участием посредника

 

 

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить примирительные процедуры, привлекая к рассмотрению спора посредника или передав его на рассмотрение трудового арбитража.

Существенную  помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г.

Если стороны  не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три дня после составления протокола разногласий.

Кандидатуру посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Службу с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Следовательно, посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Службы.

Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного  трудового спора (в примирительной комиссии) стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум десять рабочих дней - три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием.

Совершенно  очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, можно констатировать, что фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

Помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г.

 

4.3. Рассмотрение  коллективных трудовых споров  в трудовом арбитраже

 

 

Одним из трех возможных звеньев досудебного развития коллективного трудового спора является трудовой арбитраж. В отличие от народного суда трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры.

Как и все  остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при  наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора  в трудовом арбитраже и наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

В создании и  функционировании трудового арбитража, создаваемого для рассмотрения коллективного  трудового спора, активную роль играет Служба, являющаяся государственным органом, которая на этом этапе на равных со сторонами коллективного трудового спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким «тройственным» органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится  максимум восемь рабочих дней - три  дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимают участие представители сторон спора.

ТК РФ в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора. Выработанные арбитражем рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях трудовой арбитраж является обязательным органом рассмотрения коллективного трудового спора. Такой вариант предусмотрен, в частности, для случаев, когда одна из сторон (прежде всего - работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 406 ТК РФ) [1].

Кроме того, создание трудового арбитража обязательно  в организациях, в которых законом  запрещено или ограничено проведение забастовок.

ТК РФ предусматривает также, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки. Но речь здесь может идти лишь о том случае, когда работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его рекомендаций, а затем отказался от их выполнения.

Существенную  помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации  работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г.

На любом  этапе коллективного трудового  спора его сторонами может  быть достигнуто соглашение, которое  должно быть заключено в письменной форме. Добровольно заключенное соглашение имеет для сторон обязательную силу. Представители сторон, виновные в невыполнении обязательств по такому соглашению, привлекаются к административной ответственности.

Для обеспечения  эффективной деятельности всех форм примирительных процедур необходимо предоставить определенные гарантии для непосредственных участников этих процедур - представителей работников и работодателей, трудовых арбитров. ТК РФ предусматривает освобождение их от основной работы с сохранением среднего заработка на определенный срок - до трех месяцев в течение года (ст. 405 ТК РФ) [1]. Особое положение в этом плане занимают посредники и трудовые арбитры, не являющиеся работниками у работодателя - участника коллективного трудового спора и не являющиеся сотрудниками Службы. Вопрос о сохранении за ними их среднего заработка решается по согласованию между сторонами спора и указанными лицами.

Информация о работе Трудовые споры: понятие, причины, виды, органы и порядок рассмотрения