Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Профессиональный союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членство в профсоюзе носит индивидуальный характер, и членами профсоюза могут стать исключительно физические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление. Профсоюз является организацией, вступая в профсоюз, гражданин заключает с ним своеобразный договор на представительство своих прав и интересов

Содержание

Введение
1. История создания и развития профсоюзов
2. Законодательство о деятельности профсоюзов
3. Гарантии прав профсоюзов
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

В Законе о  профсоюзах подчеркнута роль профсоюзов в выражении и защите социально-экономических  интересов трудящихся, указано на необходимость строгого соблюдения их прав и всемерного обеспечения  их деятельности в соответствии с  законодательством, и общепризнанными  нормами международного права. Необходимость  такого подчеркивания роли профсоюзов ныне особенно назрела, поскольку многие работодатели, должностные лица администрации  нарушают права профсоюзов.

2. Организации  обязаны отчислять денежные средства  профсоюзным органам на культурно-массовую  и физкультурную работу среди  работников.

3. Организации  обязаны предоставить соответствующему  выборному в них профсоюзному  органу бесплатно необходимые  помещения со всем оборудованием,  отоплением, освещением, уборкой и  охраной для работы самого  органа и для проведения собраний  работников.

4. Администрация  предоставляет профкому бесплатно  транспортные средства и средства  связи.

5. Здания, помещения,  сооружения, сады и парки, предназначенные  для ведения культурно-просветительной,  оздоровительной, физкультурной  и спортивной работы с работниками  и членами их семей, а также  детские лагеря находятся на балансе организации, но передаются профкому в бесплатное пользование (включая и арендование). Хозяйственное их содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование производится за счет организации. В собственности профсоюзов могут также находиться земельные участки, научные и образовательные учреждения, издательства, типографии, ценные бумаги и иное имущество для их уставной деятельности.

6. Гарантируется  признание, неприкосновенность и  защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих  прав наравне с правами других  юридических лиц. Финансовый контроль  за средствами профсоюзов органы  власти не осуществляют, кроме  средств от предпринимательской  деятельности.

Имущество профсоюзов может быть отчуждено лишь по решению  суда.

7. Администрация,  государственные и хозяйственные  органы, общественные организации,  должностные лица не вправе  препятствовать представителям  профсоюзов посещать предприятия,  на которых работают их члены,  для реализации уставных задач  и предоставленных законодательством  прав. Коллективный договор и  соглашения могут предусматривать  создание иных материальных условий  для профкома.

8. Профсоюзы  имеют право осуществлять в  соответствии с их уставами  и задачами внешнеэкономическую  деятельность, создавать профсоюзные  банки, страховые и акционерные  общества, совместные коммерческие  предприятия, заниматься издательской  деятельностью, формировать необходимые  фонды солидарности и иные  необходимые фонды.

Для выборных профсоюзных работников, не освобожденных  от основной работы, установлены следующие  специальные дополнительные юридические  гарантии их права на труд, обеспечивающие их независимость от администрации  в профсоюзной деятельности (ст. 25 Федерального закона о профсоюзах, ст. 374 Трудового кодекса РФ):

1. Они не  могут быть переведены на другую  работу и подвергнуты дисциплинарному  взысканию без предварительного  на то согласия профсоюзного  органа, членами которого они  являются (цехкома, профкома, совета  профсоюзов и т.д.), а руководители  выборных профсоюзных органов  в подразделениях (цехах, отделах  и т.д.) — без предварительного  согласия профкома организации,  руководители же профкомов организаций  и профорганизаторы — без предварительного  согласия органа соответствующего  объединения профсоюзов, т.е. вышестоящего  профсоюзного органа.

2. Увольнение  по инициативе администрации  этих работников хотя бы и  по их вине) допускается помимо  соблюдения общего порядка увольнения  лишь с предварительного согласия: а) членов цехкомов, профгрупоргов  — с согласия цехкома, а  при его отсутствии с согласия  профкома; б) председателей и членов  профкомов организаций — с  согласия соответствующего вышестоящего  профсоюзного органа.

3. Членам  указанных выборных профсоюзных  органов, а также уполномоченным  по охране труда, не освобожденным  от основной работы, по коллективному  договору (соглашению) может предоставляться  свободное от работы время  с сохранением среднего заработка  для выполнения профсоюзных обязанностей  в интересах коллектива или  для профсоюзной учебы.

4. Члены выборных  профсоюзных органов освобождаются  от основной работы с оплатой  среднего заработка за счет  средств профсоюза на время  участия в качестве делегатов  на съездах, конференциях профсоюзов, а также в работе их пленумов  и президиумов.

Кроме того, нельзя увольнять по инициативе администрации  лиц, избиравшихся в профсоюзные  органы, в течение двух лет после  окончания их выборных полномочий, только в случае полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, являющихся основанием увольнения. Но такое увольнение возможно лишь с согласия соответствующего профсоюзного органа.

Указанные дополнительные юридические гарантии права на труд профсоюзных активистов позволяют  им смело выступать в защиту прав трудящихся, не боясь, что работодатель за это их может уволить или  подвергнуть переводу, незаконно  наложить дисциплинарное взыскание.

Глава IV Федерального закона о профсоюзах предусматривает  гарантии судебной защиты прав профсоюзов и ответственность должностных  лиц государственных органов, органов  местного самоуправления, работодателей, должностных лиц профсоюзов за нарушение  прав профсоюзов:

- дисциплинарную (соблюдение законодательства, в  том числе законодательства о  профсоюзах, входит в их должностные  обязанности)

- административную (поскольку законодательство о  профсоюзах является частью трудового  законодательства и его нарушение  может являться административным  проступком)

- уголовную.

Пункт 2 ст. 30 этого Закона предусмотрел, что «органы  общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных  профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением».

 

 

Заключение

 

Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение  в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации  каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов.

Профессиональные  союзы - наиболее массовая общественная организация, объединяющая в своих  рядах не только работающих в различных  сферах народного хозяйства, но и  лиц, обучающихся в образовательных  учреждениях начального, среднего или  высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих  в первичной профсоюзной организации.

Однако деятельность профсоюзов выражается не только во внутрипрофсоюзных  отношениях, но и в разнообразных  отношениях, складывающихся между профсоюзными организациями и различными государственными учреждениями (организациями, предприятиями), преимущественно хозяйственными. Именно здесь положение профсоюзов определялось тем, что они представляли интересы работников в области производства, труда, быта и культуры. Данные отношения  регулировались нормами законодательства являлись правовыми; профсоюзные органы (а не организации, т. е. члены той  или иной профсоюзной организации) выступали в них в качестве субъектов юридических правомочий по отношению к соответствующим  государственным, прежде всего хозяйственным, органам.

При характеристике этих правовых отношений обычно подчеркивалось, что «права профсоюзных органов  одновременно являются их обязанностями», так как они не несли никаких  корреспондирующих правовых обязанностей перед своими государственными контрагентами  в области общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

Действующее российское законодательство не только устанавливает разнообразные права  профсоюзов, но и предусматривает  правовые средства их защиты. К числу  названных средств относится  гарантированная законом судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях этих прав рассматриваются судом  по заявлению прокурора либо по истовому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной  организации. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных  органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут  дисциплинарную, административную, уголовную  ответственность в соответствии с федеральными законами.

Наиболее  широко применяемая дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена  как нормами КЗоТ РФ (ст. 135), так  и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 2 ст. 30), позволяет применять к  нарушителям следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий  выговор, увольнение.

Новый Уголовный  кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г., предусматривает уголовную ответственность за деяния, которые могут воспрепятствовать законной деятельности профсоюзов (ст. 136).

 

Литература

 

1. Конституция  Российской Федерации

2. Трудовой  кодекс РФ. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 208 с.

3. Федеральный  закон № 10-ФЗ от 12 января 1996 года  «О профессиональных союзах, их  правах и гарантиях деятельности»  .

4. Федеральный  закон от 19 мая 1995 года «Об общественных  объединениях».

5. Федеральный  закон «О коллективных договорах  и соглашениях» (с изменениями,  внесенными Федеральным законом  «О внесении изменений и дополнений  в Закон РФ «О коллективных  договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным  законом «О внесении изменений  в статью 20 Закона Российской  Федерации «О коллективных договорах  и соглашениях» от 1 мая 1999 года  № 93 ФЗ).

6.Федеральный  закон от 20 октября 1995 года «О  порядке разрешения коллективных  трудовых споров».

7. Федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации» (в ред.  Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) 8. Основы законодательства  РФ об охране труда от 6 августа  1993 года (в ред.Федерального закона  от 18 июля 1995 года № 109-ФЗ).

8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право  России: Учебник. 2-е изд., доп., испр. – М.: Юристъ, 2000. – 480 с.

9. Комментарий  к Трудовому кодексу Российской  Федерации/Отв.ред.доктор юридических  наук, профессор Ю.П. Орловский.  – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФА-М», 2002. – 959 с.


Информация о работе Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ