Трудовой стаж в организации социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается :
- в исследовании понятия и значения трудового стажа, а также его влияние на социальное обеспечение граждан;
- определение и классификация видов трудового стажа;
- определение роли и значения трудового стажа;
· характеристика видов трудового стажа и порядка их начисления;

Содержание

Введение 3

2. Понятие трудового стажа 5
3. Виды трудового стажа 8
3.1 Страховой стаж 10
3.2 Специальный стаж 13
3.3 Непрерывный стаж 16
3.4 Стаж за выслугу лет 21
3.5 Значение соц. Обеспечения 23
4. Порядок исчисления трудового .Общие правила
начисления трудового стажа 26
5. Заключение 30
6.Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая трудовой стаж.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

- военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);

- прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

23

- сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления");

- сотрудники федеральной связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ "О федеральной связи").

ФЗ «О трудовых пенсиях  в РФ» от 17.12.2001, п.3.,ст.30     

Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.12.1990 № 340-1 "О государственных  пенсиях в Российской Федерации"

и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы и  нормативные правовые акты применяются  в части, не противоречащей названному Федеральному закону. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

2.4 Значение соц. обеспечения

В условиях формирования рыночных отношений в обществе проблема совершенствования  этой системы становится все более  острой и актуальной. Отсутствие надежного  механизма социальной защиты привело  к резкому снижению уровня жизни  населения. По официальной статистике, на начало 1997 года 40% населения нашей  страны находилось за порогом бедности и 20 % относилось к малообеспеченным слоям населения. В большей степени  это относится к пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми. По данным Госкомстата России, по отношению  ко всему населению с данными  доходами ниже прожиточного минимума пенсионеры в 1998 году составляли 9,3% против 6,9% в 1995 году. Важность внимания к решению  социальных проблем данных категорий  граждан возрастает и в связи  с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре  населения России, наблюдающегося в  последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. По прогнозу специалистов, к 2000 году число  их возрастет до 20.4 %. Процесс этот продолжает нарастать, что обусловлено  необходимость серьезных преобразований в социальной политики формирования качественно нового правового и  организационного механизма социального  обеспечения населения.

На современном этапе  право на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации (Статья 39)и осуществляется на практике с помощью определенного организационно-правового механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Этот механизм не остается неизменным, он постоянно совершенствуется в соответствии с конкретными условиями и задачами государства. В чём заключается сущность социального обеспечения населения?

25

Социальное обеспечение - это система социально-экономических  мероприятий по обеспечению и  обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также  других лиц, нуждающихся в поддержке  и помощи.

 

 

Оно гарантирует конституционное  право граждан Российской Федерации  на материальное обеспечение и обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях установленных  законом.Важное значение в системе  социального обеспечения придается  профессиональному обучению и трудоустройству  инвалидов.

Специфика различных нарушений  требует специализированных учебных  заведений и соответствующих  учебных программ. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными  техническими приспособлениями для  облегчения пользования рабочим  инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида на его прежнем предприятии, организация специальных цехов и предприятий для инвалидов. В начале 90-х годов в России функционировало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, вузов насчитывалось 641 студентов-инвалидов.В России в настоящее время функционируют более 1465 специализированных предприятий (цехов, участков) на 241,7 тыс. рабочих мест. Однако, в среднем только 32% рабочих мест на них занято инвалидами, что составляет 12% от общей численности работающих инвалидов. Потребность в специально созданных условиях для инвалидов удовлетворена лишь на 7%.

26

Преобладающее число таких  предприятий относятся к местной  промышленности. Предприятия, применяющие  труд инвалидов, оказались сейчас в  крайне тяжелом положении, происходит постепенное разрушение системы  специализированных предприятий, предназначенных  для использования труда инвалидов. Существующая система налогообложения  предприятий и выплат компенсаций  занятым там инвалидам не стимулирует  предприятия к использованию  труда инвалидов, имеются значительные трудности с сырьем и сбытом продукции. Зачастую рабочие места, предназначенные  для трудоустройства инвалидов, выделяются без учета квалификации инвалидов рекомендаций по условиям и режиму труда. Происходит рост числа неработающих инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Уровень безработицы среди инвалидов значительно выше, чем среди других категорий населения. Так, если доля неработающих инвалидов в общей численности инвалидов превышают в основном 85%, то доля занятого населения колеблется в общей численности от 51 до 60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

3. Порядок исчисления  трудового стажа

3.1. Общие правила  начисления трудового  стажа     

Как правило, общий, специальный и непрерывный  трудовой стаж исчисляются по фактической  продолжительности, за исключением  специальных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги  лет. Льготный порядок исчисления трудового  стажа для назначения пенсии по старости, в том числе в связи с  особыми условиями труда, а также  для пенсии по инвалидности предусматривает  ст. 94 Закона:

за  полный год работы:

- работа в  течение полного навигационного  периода, полного сезона на  предприятиях и в организациях  сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и  сезонных отраслей промышленности, работа на которых независимо  от их ведомственной принадлежности  в течение полного сезона засчитывается  в стаж для назначения пенсии  за период работы, утвержден постановлением  Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. №381;

в полуторном размере:

- работа в  лепрозориях и противочумных  учреждениях;

- работа, служба  во время Великой Отечественной  войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая  1945 г.), за исключением работы в  районах, временно оккупированных  неприятелем;

  - проживание  в блокадном Ленинграде;

  - нахождение  в концлагерях в период Великой  Отечественной войны;

- военная служба по призыву;

в тройном размере:

- работа, служба  в воинских частях, учреждениях,  входящих в состав действующей  армии, партизанских отрядах,;

28

- время содержания  под стражей, пребывания в местах  заключения и ссылке лиц, необоснованно  привлеченных к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных  и впоследствии реабилитированных.  

 

 

 

    Порядок исчисления непрерывного трудового  стажа, а также допустимая продолжительность  перерывов в трудовой деятельности определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по

государственному социальному  страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52. В соответствии с Правилами  непрерывный трудовой стаж определяется исходя из продолжительности последней  непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации. Время  предыдущей работы или иной деятельности засчитывается (суммируется) при определенных условиях и зависит, прежде всего, от оснований увольнения с работы. по  общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с  одной работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено правилами или другими нормами  действующего законодательства.  

 

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в  работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении  на работу лиц, работавших в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового  договора;

б) при поступлении  на работу после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях (РФ);

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в  работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении  на работу лиц, высвобождаемых в связи  с реорганизацией или ликвидацией  либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата  работников;

б) при поступлении  на работу после окончания временной  нетрудоспособности или снятия инвалидности. Это правило применяется в 

тех случаях, когда длительная временная  нетрудоспособность явилась основанием для увольнения. Для инвалидов  причина увольнения с предыдущей работы не имеет значения;

в) при поступлении  на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника  занимаемой должности или выполняемой  работе по состоянию здоровья, препятствующему  продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному  в установленном порядке);

г) при поступлении  на работу учителей начальных классов  общеобразовательных школ, освобожденных  от работы в связи с сокращением  числа учащихся.

 

 

29

При расторжении трудового договора беременными женщинами или матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или  попечительством) в возрасте до 14 лет  или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления  на работу до достижения ребенком указанного возраста. Причем в этот период женщина  может неоднократно поступать и  увольняться с работы, при этом все периоды работы также будут  включаться в непрерывный трудовой стаж. Законом РФ "О предупреждении распространения в Российской Федерации  заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ предусматривается сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ними при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста.      

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу (учебу) не превысил одного года, за полномочными представителями Президента РФ (Указ Президента РФ «О внесении изменений  и дополнений в Указ Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 186 "О представителе  Президента Российской Федерации в  крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге"»); за главами администрации (Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах  по укреплению системы исполнительной власти в Российской Федерации").

 

 

30

 

Заключение

Право на многие виды социального  обеспечения поставлено в зависимость  от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое  оформление через институт трудового  стажа. Помимо указанной деятельности, в трудовой стаж включаются также  периоды, когда гражданин не мог  работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком или инвалидом; в связи с учебой в вузах по очной форме обучения и т.п.) 
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении. 
Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. 
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. 
ОТС является юридически значимым обстоятельством в сложном составе порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.  

31

Специальный трудовой стаж- это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов , с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями. 
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе. 
Персонифицированный учет строится на следующих принципах: - единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в РФ; - всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах; - доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, - использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения; - соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; - осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. 
Персонифицированный учет позволит более точно прогнозировать изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям, более точно определять необходимые расходы и размер страхового пенсионного тарифа. Он также поможет удешевить систему административного контроля за правильностью уплаты страховых взносов.

Информация о работе Трудовой стаж в организации социального обеспечения