Субъекты турудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения, связанные с участием граждан в организационном коллективном труде. Сфера общественного труда и его нормирование определяют роль и значение трудового права в современных условиях, когда развитие правового регулирования найма труда выдвигается на передний план. Поэтому в область регулирования трудового права включаются отношения, возникающие «в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда». Они составляют предмет правового регулирования этой отрасли права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Предмет, метод, понятие трудового права
1.1 Предмет и метод трудового права ………………………………………….5
1.2 Понятие и значение трудового права.………………………………………8
1.3 Классификация субъектов трудового права ……………………………….9
Субъекты трудового права
Гражданин как субъект трудового права ………………………………….13
Работодатели как субъекты трудового права ……………………………..15
Служба занятости и трудоустройства ……………………………………...20
Профсоюзы как субъекты трудового права ……………………………….24
Социальные партнеры как субъекты трудового права …………………...27
Заключение ………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы …………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Профсоюзы рассматриваются  в качестве специфических субъектов  правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов.

Субъектом трудового  права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профсоюзного органа организации и закакнчивая федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.

Профсоюзы действуют  в соответствии с принимаемыми ими  уставами. Государственные органы, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается на работодателя и его администрацию. Так, по Закону о профсоюзах они обязаны предоставлять профсоюзному органу организации помещения, транспортные средства, средства связи и т. д., а также отчислять ему денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу.

Профсоюзы представляют интересы своих членов. профсоюзы  не могут участвовать в организации и управлении производством. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в управлении организациями, поскольку ст. 52 и 53 ТК, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через представительные органы, а ими являются в первую очередь профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Работодатель обязан создавать условия для осуществления этого права работников.

Коллективным договором  и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации обеспечивается администрацией работодателя.

Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в  установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т. е. при создании норм трудового законодательства. При этом во взаимоотношениях с работодателями они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на работодателе.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации, в данном случае они не приобретают права юридического лица. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, их применении, контроле над соблюдением трудового законодательства и охраной труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров в качестве представителей работников.

 

    1.  Социальные партнеры как субъекты трудового права

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Статья 23 ТК РФ впервые  дает легальное определение социального  партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношения между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целью социального партнерства  признается согласование интересов  работников и работодателей, т. е. принятие решений, которые в равной степени  должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Социальное партнерство  включает как двусторонние отношения  между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями  работодателей), так и трехстороннее  взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства за исключением, когда в соответствии со ст. 34 ТК РФ представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Кроме того, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей для работников, занятых в них.

Система социального  партнерства включает следующие  уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное  и отраслевое соглашение. На региональном уровне (субъект Российской Федерации) заключаются региональное и отраслевое соглашение. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.

Последний уровень взаимодействия социальных партнеров - сотрудничество в рамках организации. В данном случае заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства  работников и работодателей.

Каждому уровню соответствует  установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. Принимаемые решения на разных уровнях  могут быть нормативного характера (коллективные договоры, соглашения) или  это могут быть федеральные целевые  программы, принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, или согласованные программы и планы и т. д.

Взаимодействие может  проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров  и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Однако стороны могут использовать иные способы взаимодействия. Например, совместное участие в созданных ими на паритетных началах координационных комитетах по содействию занятости населения.

Законом устанавливаются  правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей. Основными принципами социального  партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении в развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, уважая и учитывая интересы другой стороны.

Содействие государства  в укреплении и развитии социального партнерства проявляется в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения и т. д.

Стороны при ведении  коллективных переговоров, консультаций, локального регулирования трудовых отношений и использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, наделяться соответствующими полномочиями.

Свобода выбора вопросов для обсуждения при проведении консультаций и т. д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Закон не возлагает на стороны обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации, т. к. соответственно обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными и реальными. Законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество, обмен достоверной информацией и обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Исполнение заключенных  договоров и соглашений обеспечивается контролем и ответственностью сторон социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.

Не отлажены до конца  механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.

Круг субъектов трудового права очень велик и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.

  Их правовой статус  как субъектов  трудового права  определяет тот  круг прав и  обязанностей, который  им принадлежит  во всех отраслях  права. А тот  круг прав и  обязанностей, который  характеризует положение  субъектов в трудовом  праве, определяет их трудовую правосубъектность.

  Благодаря этим  характеристикам  мы смогли рассмотреть  основные субъекты  трудового права,  с точки зрения  их прав и обязанностей, и положения в   системе трудового  права как субъектов.

  На основе рассмотренного  материала можно сказать, что основными субъектами трудового права являются: работник, работодатель, профсоюз, социальные партнеры, служба занятости и трудоустройства.

 

 

 


Информация о работе Субъекты турудового права