Субъекты турудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения, связанные с участием граждан в организационном коллективном труде. Сфера общественного труда и его нормирование определяют роль и значение трудового права в современных условиях, когда развитие правового регулирования найма труда выдвигается на передний план. Поэтому в область регулирования трудового права включаются отношения, возникающие «в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда». Они составляют предмет правового регулирования этой отрасли права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Предмет, метод, понятие трудового права
1.1 Предмет и метод трудового права ………………………………………….5
1.2 Понятие и значение трудового права.………………………………………8
1.3 Классификация субъектов трудового права ……………………………….9
Субъекты трудового права
Гражданин как субъект трудового права ………………………………….13
Работодатели как субъекты трудового права ……………………………..15
Служба занятости и трудоустройства ……………………………………...20
Профсоюзы как субъекты трудового права ……………………………….24
Социальные партнеры как субъекты трудового права …………………...27
Заключение ………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы …………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Не всегда работодатель является юридическим лицом. Так, филиал организации не может им быть, но может иметь право принимать  и увольнять работников, если он наделен самим юридическим лицом.

Организация всегда обладает специальной трудовой правосубъектностью, определяемой ее целями и задачами, что обусловливает, кого и сколько она может принять на работу, по каким специальностям.

У бюджетных учреждений, организаций трудовая работодательская правосубъектность возникает с момента утверждения.

Прием (назначение, избрание) руководителя организации является правом собственника, осуществляемым непосредственно или через уполномоченные им органы управления организацией. В государственных, муниципальных организациях или в организациях с преимущественно (более половины) государственной или муниципальной собственностью это право реализуется учредителем организации совместно с трудовым коллективом. Особое правовое положение в качестве субъекта трудового права имеет администрация. На государственных и муниципальных унитарных предприятиях администрация как самостоятельный субъект трудового права вступает в организационно-управленческие отношения с коллективом работников и с профсоюзным органом, являясь стороной этих отношений. В отношениях с конкретным работником администрация выступает как представитель работодателя, его орган. Стороной же трудовых отношений является работодатель (организация). Администрация — это не только руководитель, управляющий, но и все должностные лица (главные специалисты, начальники отделов и служб), имеющие в своем подчинении работников, но технические исполнители аппарата администрации (машинистки, секретари и т. п.) не входят в понятие «администрация». Основные обязанности администрации как представителя работодателя установлены ст. 22 ТК. В администрацию входят и коллегиальные органы управления организацией (советы, правления и др.).

В процессе труда администрация  руководствуется соответствующим уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым законодательством

Все указанные права  и обязанности работодателя (как  и работника) конкретизируются в соответствующих институтах Особенной части трудового права, в их правоотношениях.

Трудовой кодекс впервые  углубил дифференциацию труда руководителей организаций, выделив в гл. 43 (ст. 273—281) особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Эта дифференциация проведена по такому новому ее основанию, как роль и ответственность руководителя организации. В этой главе Кодекса закреплены особенности заключения и расторжения с ним трудового договора, но такие особенности имеются и в других статьях Кодекса, например ст. 81, п. 4, 9, 10. И в них названы не только руководитель, но и его заместители и главный бухгалтер. Следовательно, в правовой статус и этих руководящих работников организаций Кодекс внес новые их права и обязанности специальными нормами дифференциации трудового права.

Общественные организации  выступают как работодатели главным  образом при приеме штатных работников аппарата их органов в организации  и при применении труда этих работников. При этом работодателями являются не сами общественные организации, а их органы на разных уровнях. Трудовая их правосубъектность возникает с момента утверждения вышестоящим органом штатного расписания и фонда оплаты труда для данного нижестоящего органа (профсоюзов, партий и т. д.).

 

2.3 Служба занятости и трудоустройства.

Состояние занятости  и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка  труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характера экономико-правовой категории.

На состояние занятости  оказывает воздействие местные условия регионального хозяйствования. Например, в пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы.

  В настоящее время спрос на рабочую силу падает, и ее предложение испытывает избыток, это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями.

 Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе.

Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.

Перечень занятых граждан  дает Закон о занятости. К ним  относятся: работающие по трудовому  договору действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные роботы; избранные, назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности; проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся очно в образовательных учреждениях.

Число не имеющих работы граждан пополняют увольняемые из предприятий, организаций, учреждений работники. Наиболее остро эта проблема проявилась в условиях мирового финансового кризиса.

Под высвобождением работников понимают освобождение работников от участия в трудовом процессе и  увольнения, порожденные нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной конъюнктурой рынка товаров, работ, услуг.

Термин «высвобождение», не является юридическим, в трудовом праве применяется в отношении  работников, освобождаемых от основной работы по ранее заключенным с ними трудовым договорам. Причинами этого являются структурные изменения на предприятиях, в организациях и учреждениях, внедрение новых, более передовых методов управления производством и трудовым коллективом, применение прогрессивных технологических решений и проведение иных организационных, технических, экономических, правовых мер, способствующих выполнению производственных, хозяйственных и иных задач и повышению производительности труда с наименьшей численностью рабочих и служащих. В этой связи часть работников оказываются лишними и высвобождаются.

Этот процесс (положительный  с позиции работодателя, производителя, организатора и отрицательный с  точки зрения работника, увольняемого и теряющего постоянное место  работы), законодатель устанавливает определенные правовые гарантии, минимизирующие негативные последствия высвобождения работников. Так, работодатель должен заблаговременно (не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Данные нормы нацеливают работников на поиск работы и трудоустройство.

Если нет возможности сохранить работника на прежнем рабочем месте, работодатель предлагает работнику другую работу в пределах того же предприятия, организации или учреждения.

  При этом работнику представлено право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он вправе обратиться по поводу трудоустройства к другим работодателям или в службу занятости для бесплатного подбора новой работы. А для того чтобы максимально облегчить и сократить поиск новых рабочих мест, работодатель обязан сообщить органу службы занятости не позднее чем за два месяца о предстоящем высвобождении работника. Данное уведомление должно содержать сведения о профессии, квалификации, специальности лица и размере оплаты его труда.

Однако перечисленными мерами не ограничивается реабилитационные мероприятия в условиях потери работы не по вине работника. Законом установлены льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ таким работникам при сокращении численности штата выплачивается выходное пособие в объеме средней месячной оплаты труда; сохраняется тот же размер зарплаты на период трудоустройства, но не более чем за два месяца со дня увольнения работника.

Если работник в двухнедельный  после увольнения период обратился  в орган по трудоустройству и  не был им трудоустроен, то по решению этого органа в порядке исключения уволенному лицу может быть выплачена зарплата и за третий месяц незанятости. Все указанные выплаты осуществляются за счет средств работодателя, уволившего работника. При этом за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период со дня увольнения и нового трудоустройства не превышает трех месяцев.

Если работник высвобождается не в связи с сокращением численности  или штата, а по причинам реорганизации  или ликвидации предприятия, учреждения, организации, то за ним на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев, сохраняется средне месячная зарплата с учетом выходного пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также предоставляются и иные предусмотренные  законодательством льготы и компенсации.

 

Правовой статус безработного

Трудовое право уделяет  большое значение решению проблем  занятости и трудоустройства  граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми людьми, имеющими постоянную и временную работу, которых  большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют трудоспособными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие  работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости  в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.

Однако не считаются  безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложения оплачиваемой работы; не являющиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы.

Регистрация безработных  осуществляется органами занятости  по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

  1. первичная регистрация;
  2. регистрация в целях поиска подходящей работы;
  3. регистрация в качестве безработных;
  4. перерегистрация.

Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключается в том, что безработным  гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящемся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная помощь.

Основной вид социальной поддержки безработных – выплата  пособия по безработице. Размер ежемесячного пособия по безработице установлен постановлением Правительства  РФ в сумме 4900 руб., если заработная плата превышала данную сумму. Если же менее 4900 руб., то 75% от суммы  заработной платы.

Пособие начинает начисляться  со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев. 

 

 2.4 Профсоюзы, как субъекты трудового права

 

Выборные  профсоюзные органы в организациях и другие представительные органы работников как субъекты трудового права.

Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы. Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Правовой статус профсоюзов определяется Трудовым Кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов.

Профсоюз –  это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Его основными функциями являются представительская и защитная - по защите и соблюдению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости. 

Представительская функция выражается в участии профсоюзов в нормотворческой деятельности, а также в представлении интересов работников при разрешении трудовых конфликтов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов - это целенаправленная правовая деятельность по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле над соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Информация о работе Субъекты турудового права