Совершенствование Пенсионной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 05:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
исследовать историю развития пенсионной системы России;
проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;

Содержание

Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России
Понятие и значение Пенсионной системы РФ
История развития Пенсионной системы
Эволюция Пенсионной системы в мировой практике
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе
2.1 Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе
2.2 Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ
Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России
3.1 Концепция оптимизация Пенсионной системы РФ
3.2 Пути совершенствования Пенсионной системы в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Маши.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России

    1. Понятие и значение Пенсионной системы РФ
    2. История развития Пенсионной системы
    3. Эволюция Пенсионной системы в мировой практике

Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе

2.1 Анализ состояния Пенсионной  системы на современном этапе

2.2 Основные проблемы и  недостатки Пенсионной системы  РФ

Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России

3.1 Концепция оптимизация  Пенсионной системы РФ

3.2 Пути совершенствования  Пенсионной системы в России

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В цивилизованном обществе проблема накопления средств для обеспечения людей в старости перерастает из индивидуальной в общенациональную проблему, когда государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительной части своего населения. Можно констатировать, что пенсионное обеспечение является одной из актуальнейших проблем, требующих скорейшего решения в нашем государстве.

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, которое составляет свыше 25 – 30% населения любой страны

Таким образом, актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.

Известно, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, имеют специфические, характерны для данной страны национальные черты.

Специфика российской пенсионной системы обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей и переживает в настоящее время период осмысления, подвергается различным изменениям, направленным на совершенствование возложенных на нее целей и задач.

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
  • исследовать историю развития пенсионной системы России;
  • проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
  • провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
  • выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
  • рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
  • разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.

При написании курсовой работы были использованы такие журналы как «Финансы и кредит – 2008 №10», «Финансы и кредит – 2008 №8», «Финансы и кредит – 2008 №30», «Страховое дело – 2007, август», «Человек и труд – 2007 №11 и тд, также учебники: Финансы, денежное обращение, кредит – 2006 автора Климович А.М., Финансовая система и экономика – 2004, автора Нестеров В.В., Желтов Н.С.

 

Глава 1. Сущность и история развития пенсионной системы

 

    1. Понятие и значение Пенсионной системы

 

Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и «северян», возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.

Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации. Пенсионная реформа, наряду с принятием Трудового кодекса, стала одним из наиболее значительных событий в социальной сфере России последних лет.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии - состоит из следующих частей1:

  • Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.2
  • Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.3
  • Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.4

Существует большое многообразие пенсионных систем, различающихся спектром и определением пособий и методами финансирования: пенсия по старости, пособие по нетрудоспособности, пенсия по инвалидности, пособие по потере кормильца и т.д.

Пенсионный фонд является одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам среди фондов социального назначения. Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции.5 Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ. Денежные средства и иное имущество Фонда находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Средства ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их
  • семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
  • другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Целью создания фонда является государственное управление финансами пенсионного обеспечения и перераспределение средств. Для этого Пенсионный фонд:

  • производит целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов плательщиков;
  • осуществляет капитализацию средств, а также привлечение в него добровольных пожертвований и взносов;
  • контролирует с участием налоговых органов своевременное и полное поступление страховых взносов в фонд;
  • осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств фонда;
  • ведет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц;
  • организует и ведет регистрацию и учет плательщиков страховых взносов в фонд;
  • обеспечивает организацию работы по взысканию с работодателей и предпринимателей, виновных в причинении вреда здоровью наемных работников и других граждан, пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • осуществляет межгосударственное сотрудничество Российской Федерации с другими странами по вопросам пенсионного законодательства;
  • изучает и обобщает практику применения нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, вносит предложения в Правительство РФ по ее совершенствованию;
  • проводит научно-исследовательскую работу в области государственного пенсионного страхования.

Различают два основных типа пенсионных систем — распределительную и накопительную.

Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплаты пенсионерам производятся за счет текущих доходов работающих. Финансовая база этой пенсионной системы основана на принципе солидарности поколений. Солидарность поколений заключается в том, что выплата пенсии производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых поколений.

При этой системе важнейшее значение имеет соотношение численности плательщиков взносов к численности пенсионеров, которое составляло: в странах с рыночной экономикой 2,2—2,4 работающих к 1 пенсионеру; в СССР соответственно 4 к 1; в РФ — 1,4 к I. На формирование этих пропорций влияет много факторов (войны, уровень экономического развития страны и др.).6

При распределительной системе размер пенсии зависит, прежде всего, от трудового стажа и среднего заработка. В СССР размер трудовой пенсии в сумме 132 руб. в месяц был достаточно высоким.7

Сложившиеся в Российской Федерации социально-экономические условия потребовали проведения пенсионной реформы:

  • заработная плата перестала играть заметную роль при исчислении размера пенсии;
  • сузилась финансовая база пенсионного обеспечения (сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общей доле доходов населения);
  • возникла непростая демографическая ситуация в стране, усилился процесс старения населения. По данным 1994 г., доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 21 %, тогда как доля лиц трудоспособного возраста — 56 %. Пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы 37,5 млн престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.8

Осуществление пенсионной реформы началось с утверждения Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, одобренной Правительством РФ. Концепция предусматривает переход к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий и создание трехуровневой пенсионной системы.

Накопительная пенсионная система предусматривает, что работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Первый уровень пенсионной системы образуют базовые (социальные) пенсии — выплачиваются тем, кто не имел возможности накопить необходимые средства в процессе трудовой деятельности.

Базовые пенсии в принципе должны предоставляться всем гражданам РФ и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Этот уровень полностью функционирует за счет бюджетных средств.

Второй уровень — трудовые (страховые) пенсии для всех лиц, работающих по найму и охваченных обязательным государственным пенсионным страхованием. Трудовые пенсии построены на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет процента от заработной платы и инвестиционного дохода.

Третий уровень — негосударственные пенсии. Этот уровень пенсионной системы может быть как обязательный для отдельных 
категорий работодателей и работников, так и носить добровольный 
характер. Он должен позволить достигать более высоких стандартов 
пенсионного обеспечения. Этот уровень находится в ведении  
негосударственных пенсионных фондов.

Информация о работе Совершенствование Пенсионной системы в России