Рынок труда и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — дать представление о рынке тру¬да как динамичной системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма (распределения) рабочей силы и обмена ее на жизненные средства (реальную зарплату); раскрыть механизм ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы, ее мобильность и развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРУД КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕКТ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Трудовые ресурсы
1.2. Экономически активное население. Рабочая сила.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1. Сущность и формы проявления рынка труда
2.2. Рынок труда и воспроизводство рабочей силы
2.3. Структура рынка труда
2.4. Механизм функционирования рынка труда
2.5. Особенности функционирования рынка труда
ГЛАВА 3. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
3.1. Занятость как экономическая категория
3.2. Принципы занятости
3.3. Виды занятости
3.4. Занятость как социальная проблема
ГЛАВА 4. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА
4.1. Российская модель рынка труда
4.2. Особенности конкуренции на российском рынке труда…
4.3. Старые и новые проблемы
ГЛАВА 5. ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Kamila_sdelano.docx

— 181.28 Кб (Скачать файл)

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос  и предложение рабочей силы, цена  рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные  выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях.

Субъекты рынка труда — это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру.

Абсолютное большинство занятых (более 90%) это наемные работники. Более 60% наемных работников являются рабочими. Второе место по численности занимают специалисты (более 26%). Среди специалистов большой удельный вес занимают женщины (более 37%). Третья по численности группа — это наемные руководители (примерно 9%). Незначительной является четвертая группа — другие служащие.

Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Это наиболее образованная часть занятых в экономике. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:

- социально-экономические, связанные с обеспечением полной  занятости путем стимулирования создания рабочих мест

- законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;

- регулирования рынка  труда косвенными методами;

- защиты прав всех субъектов  рынка труда;

- ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда — государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле — это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров.

Из этого резерва непосредственно пополняется категория занятых, категория безработных или теневой рынок и криминальная среда. Государство должно выработать по отношению к этому резерву специальную политику занятости, чтобы не допускать расширения криминальной среды.

Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения, вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношений представлено на рис. 2.1.

 

Лица, охватываемые понятием «занятые», не все вовлечены в сферу рыночных социально-трудовых отношений. Занятые индивидуально-трудовой деятельностью (ремесленники, лица свободных профессий и др.), не продают своих способностей к труду и не выступают в качестве работодателей на постоянной основе. Поэтому они не являются субъектами рынка труда, хотя и обладают рабочей силой. Свои способности они направляют на создание вещей, которые потом реализуют как свои на рынке товаров или потребляют сами.

2.4. Механизм функционирования  рынка труда

 

Важнейший компонент рынка труда— механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы).

Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

На рынке труда спрос — это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время.

При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы

Если заработная плата ниже равновесной цены, то появляется недостаток рабочей силы. Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в конечном счете заработная плата снова поднимется до определенного уровня.

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

• регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

• обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

• установление равновесной (доминирующей) цены;

• содействие полной, но экономически эффективной занятости.

 

2.5. Особенности функционирования  рынка труда

 

 

 

В основе функционирования рынка труда, как и других производственных факторов, лежат те же принципы. Однако функционирование рынка труда имеет следующие особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

1) неотделимость права  собственности на товар — рабочую  силу от его владельца. На рынке  труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду — рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени.

2) имеет место относительно  длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком продовольственных товаров. Это обстоятельство откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы;

3) наличие большого числа  институциональных структур особого  рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профессиональных союзов, объединений работодателей и т.д.) порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда;

4) высокая степень индивидуализации  сделок, связанная с различным  профессионально квалификационным  уровнем рабочей силы,

5) своеобразие в обмене  рабочей силы по сравнению  с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара начинается в сфере обращения товара — права пользования способностью к труду передаются покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре.

6) для работника играет  важную роль не денежные аспекты  сделки, а именно:

• содержание и условия труда;

• гарантии сохранения рабочего места;

• перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;

• микроклимат в коллективе и т.д.

 

 

ВЫВОД: Глава 2 посвящена общей характеристике рынка труда. В ней сформулировано четкое определение рынка труда. Рынок труда — это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). Раскрыта сущность, структура, механизм функционирования и особенности (связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы) рынка труда. Рассмотрена взаимосвязь между рынком труда и воспроизводством рабочей силы, понятие спроса на рабочую силу и изложена суть закона предложения труда.

 

ГЛАВА 3. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА

 

3.1. Занятость как экономическая категория

 

Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Экономическая категория занятости — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.

1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

2. Военнослужащие. Занимаются  деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

3. Учащиеся с отрывом  от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1) наемные работники. К  ним относятся занятые на основе  продажи своей рабочей силы;

2) работодатели (предприниматели)

3) самозанятые лица, работающие за свой счет;

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) лица, работающие за  свой счет;

4) члены производственных  кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые  по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.

 

 

3.2. Принципы занятости

 

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством.

Второй принцип — это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд.

Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности различными мерами — экономическими, законодательными, социальными.

Третий принцип — учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип — комплексный подход к решению проблем занятости — включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования.

Постепенно формируется новая система воздействия на занятость — система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике.

 Государство в этой  системе выступает координатором  этих усилий, создает рамочные  условия для их функционирования.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения