Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать существующие правовые нормы, применение их на практике, а также изучить теоретические подходы к понятию рабочего времени.
Задачи исследования:
- исследовать понятие рабочего времени;
- классифицировать виды рабочего времени;
- изучить источники правового регулирования рабочего времени;
- дать характеристику режиму рабочего времени;

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения института рабочего времени по трудовому законодательству
1.1 Правовое регулирование рабочего времени: история и современность
1.2 Понятие и виды рабочего времени

Глава 2. Особенности правового регулирования рабочего времени по Трудовому кодексу РФ
2.1 Режим рабочего времени и его правовое регулирование
2.2 Виды режимов рабочего времени
2.3 Учет рабочего времени в зависимости от режима работы
2.4 Особенности правового регулирования «суточного» режима работы

Глава 3. Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени
3.1 Устранение проблем, связанных с ненормированным режимом рабочего времени
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по трудовому праву - копия.docx

— 81.91 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общие положения института рабочего времени по трудовому законодательству

1.1 Правовое  регулирование рабочего времени:  история и современность

1.2 Понятие  и виды рабочего времени

 

Глава 2. Особенности правового регулирования рабочего времени по Трудовому кодексу РФ

2.1 Режим  рабочего времени и его правовое  регулирование

2.2 Виды режимов  рабочего времени

2.3 Учет рабочего  времени в зависимости от режима  работы

2.4 Особенности  правового регулирования «суточного» режима работы

 

Глава 3. Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени

3.1 Устранение проблем, связанных с ненормированным режимом рабочего времени

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Актуальность исследования определяется тем, что рациональное использование рабочего времени приобретает большое значение именно теперь, в условиях развития рыночных отношений и усложнения хозяйственных связей при необходимости увеличения масштабов производства. Повышается значение каждого часа, каждой минуты рабочего времени, строго соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

В использовании  рабочего времени большое значение имеет режим рабочего времени. От того, насколько правильно и рационально  на предприятии чередуются работа и  отдых, зависит рост производительности работы и интенсивности производства.

В современных условиях радикальные перемены в российском трудовом законодательстве, связанные с социально-экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике и становлением новых демократических институтов и ценностей в области прав человека, не могут не отражаться на развитии трудового законодательства и его принципах.

С принятием  Трудового кодекса РФ продолжается реформирование трудового законодательства, которое осуществляется на основе конституционных  принципов и основных принципов  правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, международных  договоров РФ, включаемых в правовую систему Российской Федерации. На сегодняшний день в Трудовой кодекс внесено несколько сотен изменений и дополнений.

При устройстве на работу гражданин принимает на себя обязанность выполнять определенную трудовую функцию. И в этом случае возникает необходимость в измерении трудовых затрат работника. Это можно сделать двумя способами: временем или объемом произведенной продукции. Объем произведенной продукции не всегда можно измерить (например, интеллектуальную деятельность), а вот измерить ее временем можно. Поэтому самый простой способ измерить любую трудовую деятельность работника – измерить ее временными показателями, то есть в часах. Продолжительность труда, измеряемая в рабочих часах, это и есть самый универсальный показатель количества труда. С его помощью можно осуществлять нормирование труда, подсчитывать количество выработанных часов для адекватной оплаты труда каждого работника.

Теоретическое изучение и разработки всегда были важны в дальнейшем при развитии законодательства о рабочем времени. Но, несмотря на то, что так много ученых посвятили свои работы исследованию и изучению данных проблем, все же их нельзя считать завершенными. И все же под влиянием развития общественного производства законодательство о рабочем времени постоянно совершенствуется.

Цель исследования - исследовать существующие правовые нормы, применение их на практике, а также изучить теоретические подходы к понятию рабочего времени.

Задачи исследования:

- исследовать  понятие рабочего времени;

- классифицировать  виды рабочего времени;

- изучить  источники правового регулирования  рабочего времени;

- дать  характеристику режиму рабочего  времени;

- проанализировать  виды режимов рабочего времени,  указать на их особенности;

- рассмотреть  на практике особенности рабочего  времени для отдельных категорий  работников;

- на основании  проведенного исследования сделать  выводы и дать практические  рекомендации по совершенствованию  трудового законодательства Российской  Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм рабочего времени в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие рабочее время.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут быть использованы в дальнейшем для более детальной и углубленной разработки рассматриваемой темы в процессе совершенствования действующего законодательства.

Методологической основой данного исследования является общенаучный диалектический метод познания. На его основе использовались также частнонаучные методы: формально-логический, системно-структурный, историко-правовой, структурно-функциональный и метод сравнительного правоведения.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

Глава 1. Общие положения института рабочего времени: по трудовому законодательству

1.1. Правовое регулирование рабочего  времени: история и современность

 

Правовое регулирование рабочего времени возникло сравнительно недавно, да и само понятие рабочее время отсутствовало вплоть до ХIХ века, так как характер производственных отношений и законодательный уклад многих европейских стран в период становления промышленности не предусматривал нормирования и защиты труда работников.

Не являлась исключением и наша страна. Некоторая регламентация рабочего времени вводилась указом Петра І от 5 апреля 1722 г. В параграфе 32 главы XІІ этого указа говорилось, что в период с 10 марта по 10 сентября бить в звон на работу следует утром за час до восхода солнца, а вечером с работы - через час после его заката по календарю (т.е. бить в звон утром - в 4,5 часа, а вечером - в 7 часов).1

Рабочий день в Российской Империи во второй половине ХIХ века длился 12-13 часов, а на многих предприятиях - 15-16 часов. Капиталисты по собственному усмотрению ставили условия найма, продолжительность рабочего дня и размеры заработной платы. Лишь в 90-х гг. под влиянием массового забастовочного движения правительство обратилось к регулированию отношений между рабочими и фабрикантами путем принятия фабрично-трудового законодательства, главным образом, фабричных законов России 1886 и 1897 гг.2

31 марта 1861 г. были утвержденные временные «Правила о найме рабочих». Однако, эти правила в основном касались оплаты труда и лечения рабочих, а не регулирования продолжительности рабочего времени.

Кризис перепроизводства, который началась в Российской империи зимой 1880-1881 гг., значительно ухудшил условия жизни и труда рабочих. В связи с этим протест рабочих приобрел черты забастовочной борьбы невиданного размаха и вынудил правительство пересмотреть трудовое законодательство, что отразилось в работе над созданием фабрично-трудовых законов. В начале 1882 г. четыре министры; внутренних дел, финансов, юстиции и народного образования подали проект закона, который и был утвержденный императором 1 июня 1882 г. Этот первый из принятых в дальнейшем фабрично-трудовых законов назывался «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах».3

Названный закон содержал в числе прочего такие положения:

1) дети обоих полов, которые не достигли 12-летнего возраста, к работе не допускались;

2) подростки в возрасте от 12 до 15 лет не должны работать свыше 8 часов в сутки, не включая времени, необходимого на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых, и только между 5 часами утра и 9 часами вечера;

3) запрещалась работа детей от 12 до 15 лет :в воскресенье и высокоторжественные дни»;

4) владельцы предприятий обязывались предоставлять малолетним работникам возможность посещать школу.

Поскольку многие из положений закона от 1 июня 1882 года были неясными и неопределенными, то 26 февраля 1885 г. были опубликованы «Правила для фабрикантов и инструкция чинам фабричной инспекции», призванные разъяснить содержание названного закона, в том числе относительно регулирования рабочего времени.

Существенно повлиял на дальнейшее развитие фабричного законодательства Морозовская забастовка 1885 г. В июне 1885 г. был утвержден закон «О запрете ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». Закон содержал всего две статьи такого содержания:

1) «Запретить в виде опыта на три года, начиная с 1 октября 1885 г., для женщин и подростков, которые не достигли 17 лет, ночные работы на хлопчатобумажных, полотняных, и шерстяных фабриках, предоставив министерству финансов, при взаимном согласовании с министром внутренних дел, возможность распространить это мероприятие и на другие промышленные учреждения с предупреждением о том фабрикантов к сроку обычного найма рабочих»,

2) «Предоставить министру финансов, при соглашении с министром внутренних дел, возможность подвергнуть вопрос о ночной работе подростков и женщин всестороннему рассмотрению не позднее установленного в предыдущей статье трехлетнего срока».

3 июня 1886 г. были утвержденные «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особые правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих».4

Этими нормативными актами, прежде всего, предусматривалось заключение договора найма с записью его условий в расчетной книжке, утвержденной фабричной инспекцией, которая получала право утверждать правила внутреннего распорядка, в том числе рабочего графика, на предприятиях, которые подлежали ее контролю.

Хотя во многом Правила от 3 июня 1886 г. были декларативными, однако их принятие обеспечивало определенный порядок в регулировании рабочего времени. Но следует отметить, что нормы, введенные фабричным законодательством распространялись не на всю территорию Российской Империи. Правила от 3 июня 1886 г. распространялись только на Петербургскую, Московскую и Владимирскую губернии, в 1891-1894 - еще на 15 губерний и только в 1899 г. - на районы горной промышленности.

В 80- 90-те годы XІХ века, в период осуществления контрреформ права трудящихся, закрепленные в фабрично-трудовом законодательстве, были заметно урезаны. Так, 24 апреля 1890 г. Государственный совет принял постановление об изменениях и дополнении соответствующих статей законов от 1 июня 1882 г. и от 3 июня 1885 г. Это постановление заменило собой оба названные закона, объединив их в один законодательный акт и заменив бывшие нормы в самых существенных пунктах. Была, в частности, расширенная сфера применения труда малолетних путем разрешения работы малолетних (до 12 лет) до 6 ч. и ночной работы детей (12--15 лет) до 9 ч. в тех случаях, когда это «будет признано полезным».

Новая мощная волна рабочего движения в 90-х годах XІХ века принудила царское правительство снова обратиться к корректировке фабрично-трудового законодательства. На этот раз 2 июня 1897 года был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который приобрел силу с ноября 189 года.5

Закон ограничивал продолжительность рабочего дня в фабричной и горной промышленности 11,5 часами, а рабочее время ремесленников и рабочих военного ведомства - 10 часами и устанавливал обязательный воскресный и праздничный отдых.

Работа малолетних (до 12 лет) была запрещена. Сверхурочное время ограничивалось 120 часами в год (это положение, однако, имело предостережение). Вместе с тем циркуляром министерства внутренних дел от 12 августа 1897 г. были усилены наказания за самовольный уход с работы к окончанию срока найма и за забастовки. Хотя этот закон и не всегда исполнялся в меру недобросовестной работы фабричных инспекций, но положил начало правовому нормированию рабочего времени исходя из физиологических возможностей человека.

Февральская революция в России 1917 г. не решила вопроса об ограничении продолжительности рабочего дня. Деятельность Временного правительства по введению восьмичасового рабочего дня свелась к тому, что в особом комитете министерства труда было только обсужден, без всяких практических действий, вопрос о порядке работы по созданию такого законодательства.

После большевистского переворота первым законодательным актом о работе был декрет от 29 октября (11 ноября) 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». К десятилетнему юбилею октябрьской революции ЦИК СССР манифестом от 15 октября 1927 г. постановил обеспечить на протяжении ближайших лет переход от восьмичасового к семичасовому рабочему дню для промышленных работников без уменьшения их заработной платы.

В развитие этого манифеста ЦИК и РНК СССР в январе 1929 г. приняли постановление «О семичасовом рабочем дне», которым подавляющее большинство рабочих производственных предприятий было постепенно переведено на семичасовый рабочий день. Вводилась шестидневка - пятидневная рабочая неделя с одним выходным днем. Продолжительность рабочей недели фактически устанавливалась в 35 часов. Каждый шестой день - 6, 12, 18 и 24 числа каждого месяца, независимо от того, на какой день недели они приходились, объявлялись выходными днями.6

Однако в связи с напряжением международной обстановки указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовый рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрете самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» был снова осуществлен переход на восьмичасовой рабочий день. Продолжительность рабочего дня с семы часов была увеличена до восьми, то есть до прежнего советского норматива, рабочая неделя устанавливалась в 48 часов при шести рабочих днях с одним выходным в воскресенье.

В 1956 г. Советский Союз вместе с входящими в его состав Республиками, ратифицировали Конвенцию № 47 «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю», и эта Конвенция вступила в силу. Начался новый этап сокращения рабочего времени, которое в Россию был завершен в 1972 году с принятием Нового КЗоТа.

Информация о работе Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени