Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью темы исследования является то, что формирование эффективных механизмов, обеспечивающих социальную защиту работников, их семей, реализацию права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является важнейшим направлением государственной политики, без должного внимания к которому невозможно решить существующие на сегодняшний день социальные и демографические проблемы. По многим параметрам российская система обязательного социального страхования, призванная решать эти задачи, сходна с наиболее развитыми системами социального страхования в мире, но ее эффективность, к сожалению, нельзя назвать высокой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний............….6
Понятие и принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………….6
Понятие социальных страховых рисков……………………………….12
Глава 2. Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………………………………24
Права и обязанности страховщика и страхователя при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………………..24
Право на получение обеспечения в случае смерти застрахованного лица…………………………………………………………………………………….33
Основания и виды страхового обеспечения……………………….......38
Заключение………………………………………...……………………….......45
Список использованной литературы………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_3_kurs_4 (1).docx

— 111.37 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 8 июля 1964 г. № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма», в странах, где законодательство содержит перечень, устанавливающий презумпцию профессионального происхождения некоторых болезней, должно допускаться доказательство профессионального происхождения болезней, не включенных в перечень, или болезней, включенных в перечень, когда они проявляются при других условиях, чем те, на которых основывается презумпция. Это обусловлено тем, что законодательство неизбежно отстает от производственных реалий, а изменения в производственных процессах ведут к появлению новых видов профессиональных заболеваний. Кроме того, развитие медицины и диагностики ведет к возможности выявления новых причинно-следственных связей между ухудшением здоровья работников и условиями труда.

Так, например, в Финляндии не существует списков профзаболеваний и любое заболевание может быть признано профессиональным, если может быть доказана вероятность воздействия на пострадавшего производственной среды.24 В большинстве стран законодатель пошел по пути установления Списков профессиональных заболеваний.

В нашей стране до 1993 г. застрахованный не был обязан предоставлять доказательств связи заболевания и производственных факторов - бремя доказывания обратного лежало на работодателе. Сейчас имеет место некоторое ужесточение законодательства.

Выделяются острые и хронические профессиональные заболевания. Под острым профессиональным заболеванием (интоксикацией) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Обычно острому профессиональному заболеванию предшествует аварийная ситуация на производстве25.

В ряде случаев сложно разделить понятие несчастного случая и острого профессионального заболевания. Для несчастного случая характерны однократность и кратковременность вредного воздействия на организм. В некоторых работах даже предлагается считать несчастным случаем то, что произошло в результате вредного воздействия в течение одного рабочего дня или смены. Но законодательство не содержит подобных критериев. При несчастном случае вредное воздействие на организм всегда бывает внешним. В Финляндии, в Законе о профессиональных заболеваниях 1989г. установлено, что травма, дающая осложнения в течении 24 часов и за которую не выплачивается компенсация как за профессиональное заболевание, считается несчастным случаем.26 В Дании к несчастным случаям относят травмы, полученные в результате травмообразующего воздействия условий труда продолжительностью не более пяти дней.

Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшего временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональные заболевания можно разделить на два вида:

  1. возникающие внезапно и протекающими остро,
  2. проявляющиеся периодически, по истечении определенного срока трудовой деятельности в виде хронической патологии, формирующейся медленно в зависимости от длительности и меры воздействия на организм вредного патогенного фактора27.

Закон устанавливает, что необходимым условием признания заболевания профессиональным, является возникновение его у работника при условиях труда, которые характеризуются наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и способных оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье застрахованного.

Для признания профессионального заболевания страховым случаем необходимо, во-первых, наличие трудовых, либо гражданско-правовых отношений пострадавшего лица со страхователем, в случае, если в договоре предусмотрена обязанность уплачивать взносы на данный вид социального страхования. Во-вторых, необходимо наличие вредных производственных условий, в-третьих, результатом должен быть вред здоровью. Отсутствие хотя бы одного из указанных существенных признаков страхового случая, влечет непризнание этого случая страховым28.

Юридический факт признания профессионального заболевания страховым случаем, устанавливается при последовательной экспертизе обстоятельств, условий и причин, вызвавших это острое или хроническое профессиональное заболевание. Например, производится оценка санитарно-гигиенических условий труда на рабочем месте заболевшего работника, наличие, длительность и интенсивность воздействия специфических вредных производственных факторов как возможной причины возникновения, развития и течения профессионального заболевания с временной утратой трудоспособности, составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника. Эта оценка производится центром Госсанэпиднадзора по месту расположения работодателя. 

После этого устанавливается заключительный основной диагноз острого профессионального заболевания с учетом санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника, составляется медицинское заключение путем внесения соответствующих сведений в медицинскую документацию и листок нетрудоспособности с его закрытием и рекомендациями относительно трудоспособности29.

Ряд заболеваний, или точнее — определенные стадии ряда заболеваний по Федеральному Закону №125-ФЗ не являются профессиональными, несмотря на свою связь с условиями труда, поскольку не приводят к временной или постоянной утрате трудоспособности. Среди них специалисты выделяют, например, такие как нейросенсорная тугоухость 1 степени, вибрационная болезнь 1 степени, хронический бронхит без явлений легочной недостаточности и др.30 Именно в этой стадии необходимы меры по реабилитации застрахованных, на этой стадии реабилитационные мероприятия показывают высокую эффективность. При проведения обследования таких больных профпатологи дают заключение о профессиональном характере заболевания и нуждаемости в реабилитации, но Фонд Социального Страхования не оплачивает такие расходы, поскольку в соответствии с определением, установленным в Федеральном Законе №125-ФЗ, такие профессиональные заболевания не являются страховым случаем, хотя с экономической, демографической, социальной точек зрения очевидно, что выгодней и правильней было бы осуществление ранней реабилитации, позволяющей в будущем сократить издержки на страховое обеспечение и сохранить трудоспособность работника. Для этого необходимо внести изменение в Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ и исключить указание на утрату трудоспособности как необходимый признак профессионального заболевания. Для признания заболевания страховым случаем должно быть достаточно подтверждение повреждения здоровья и связь этого повреждения с условиями труда.

Таким образом, представляется необходимым уточнить понятие профессионального заболевания, расширив возможные последствия воздействия, вредного производственного фактора за счет включения ухудшения состояния здоровья, не приведшее к нетрудоспособности застрахованного.

Для того, чтобы причиненный здоровью работника вред был возмещен в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должен быть установлен факт наступления страхового случая.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и нанесшему ущерб трудоспособности работника либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме Н-1.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.

В случае, когда по каким-либо причинам, акт Н-1 не может быть составлен, факт несчастного случая на производстве может быть установлен в судебном порядке.

Важно отметить, что Федеральный закон от №125-ФЗ устанавливает, что не все случаи хронического или острого заболевания у застрахованного, связанные с воздействием вредных производственных факторов, признаются страховыми случаями в связи с профессиональным заболеванием, а лишь те, которые повлекли временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

2.1. Права и обязанности  страховщика и страхователя при  осуществлении обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний

 

Страховщиком по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является: Фонд Социального Страхования РФ. Он действует на основании Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"31. Координацию деятельности Фонда в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"32 осуществляет Министерство Здравоохранения и Социального Развития.

Особенностью правового положения Фонда Социального Страхования является то, что он выступает в качестве сборщика средств на социальное страхование и, в соответствии со статьей 34 Налогового кодекса РФ, пользуется всеми правами и обязанностями налогового органа.

При этом, Фонд Социального Страхования не входит в структуру органов исполнительной власти и его работники не являются госслужащими. Таким образом, правовое положение Фонда очень противоречиво и нуждается в уточнении.

В целях предупреждения несчастных случаев Фонд Социального Страхования РФ как страховщик использует финансовые механизмы, создающие экономическую заинтересованность страхователя в уменьшении профессионального риска. В частности, страховщик имеет право устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В процессе правоприменения выявляются некоторые трудности в отношении правового статуса страховщика. Так, в соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ, страховщик не имеет право устанавливать факт наступления страхового случая. Он также не предусматривает право страховщика проводить экспертизу страхового случая. При этом такое право страховщика предусмотрено статьей 11 Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. №165-ФЗ. Но и в этом законе нет четкого ответа на важнейший вопрос — кто именно квалифицирует несчастный случай на производстве как страховой. Более того, согласно Трудовому Кодексу РФ, страховщик не наделен правом обжаловать действия комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и заключений государственных инспекторов труда, что часто приводит к тому, что представленные страхователями или пострадавшими Акты Н-1 не могут быть обжалованы страховщиком, даже если данные акты составлены с нарушениями законодательства.

Следует учитывать, что комиссия по расследованию несчастного случая не несет никакой ответственности ни за квалификацию несчастно случая как страхового, ни за последствия такой квалификации33. Всю ответственность за предоставление страхового обеспечения несет страховщик. Итак, на наш взгляд, необходимо внести изменения как в Федеральный Закон №125-ФЗ, так и в Трудовой Кодекс Российской Федерации и предоставить право страховщику проводить экспертизу страхового случая и право квалифицировать случай как страховой или не страховой.

В правоотношениях по обеспечению застрахованных, страховщик имеет следующие права:

  • требовать предоставления достоверных сведений;
  • приостанавливать выплаты по страхованию;
  • удерживать излишне выплаченные суммы.

Реформирование системы социального страхования сильно осложняется наличием некоторых обязательств страховщика перед группами получателей обеспечения, за которых не выплачиваются страховые взносы.

Так, на страховщике лежит обязанность производить страховые выплаты по «старым» случаям производственного травматизма в виде их отдаленных последствий и профессиональных заболеваний. Около половины средств, выплачиваемых в качестве страхового обеспечения, производится по травмам и заболеваниям, полученным до введения в действие Закона №125-ФЗ.

В российском социально-страховом законодательстве отсутствует срок давности по требованиям пострадавших в связи с проявлением отдаленных последствий производственных травм и профессиональных заболеваний, из-за чего образуется «отложенный спрос» на социальные выплаты в больших размерах. Иллюстрацией может быть то, что на практике, например, работники ростовского регионального отделения Фонда Социального Страхования РФ, не раз сталкивались с ситуациями, когда шахтеры с опытом работы еще на советских предприятиях из соседнего государства СНГ устраивались на короткий срок на вредные производства. Вскоре им и в РФ было диагностировано профессиональное заболевание, а потому назначена ежемесячная страховая выплата34.

Наличие подобных обязательств страховщика не только является главным аргументом против передачи данного вида социального страхования частным страховым организациям, но также делает спорным финансирование социально-страховой системы только за счет страховых взносов современного поколения работодателей. Данные функции, перепорученные обязательному социальному страхованию профессиональных рисков, отражают то, что оно занимается не вполне страховой деятельностью. Выплаты ведутся группам лиц, за которых ни ранее, ни сейчас страхователи не делали и не делают соответствующие взносы. Неэквивалентные виды социальных обязательств порождены общегосударственными, национальными интересами страны, имеющими политическую и историческую природу. Взносы собираются Фонда Социального Страхования как элемент затрат предприятий на наем рабочей силы только в текущий период время. Логичны требования некоторых специалистов, в которых говорится о необходимости хотя бы частично привлекать средства бюджета, помимо средств, собираемых в качестве страховых взносов. В качестве альтернативы привлечения бюджетных средств возможно заложить при формировании тарифов фиксированную часть взносов современных страхователей, расходуемых на эти цели, как особый компонент солидарных платежей по данному виду социального страхования.

Информация о работе Проблемы реализации права обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний