Принцип единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Дифференциация правового регулирования означает отличия в правовом регулировании отдельных видов трудовых отношений. Она обеспечивает применение правовых норм с учетом как объективных факторов, которые характеризуют место работы и условия труда, так и свойств личностного порядка, касающихся самого работника. К объективным факторам относятся: отрасли экономики, условия труда, природно-климатические условия, характер связи между работником и предприятием, формы и виды собственности. Субъективные факторы проявляются в половозрастных и физиологических особенностях субъектов трудовых отношений.

Содержание

Единство в трудовом праве.
Дифференциация правового регулирования.
Межнациональная и внутринациональная диференциация.
Содержание принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений по законадательству о труде Украины.
Реализация принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений в индивидуальном и коллективном трудовом праве.
Задача.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право контрольная.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

 Понятие "малое предприятие" весьма относительно. Например, в  Италии это предприятие с числом  работников менее 35, в Великобритании  — менее 20, в ФРГ — менее 5.

Долговременной тенденцией на Западе являются сокращение дифференциации трудового права, нивелировка его стандартов. Это относится, например, к унификации норм, регулирующих наемный труд в промышленности и в сельском хозяйстве, работников частных и государственных (национализированных) предприятий.

В большинстве стран на работников частных и государственных предприятий распространяются одни и те же нормы трудового права. Однако существуют страны, где либо для всех работников национализированных предприятий, либо для определенных их категорий действуют по ряду вопросов специальные нормы (например, во Франции, Японии).

Происходит сближение правовой регламентации труда рабочих и служащих. В Швейцарии, например, эта тенденция привела к тому, что в Обязательственном кодексе термин "рабочие и служащие" в 1971 г. был заменен термином "работники". В Люксембурге Закон о трудовом договоре 1989 г. уравнял юридический статус рабочих и служащих.

Еще одно проявление тенденции к нивелировке — сближение правового статуса работников частных, государственных (национализированных) предприятий и государственного аппарата. В ряде стран на государственную службу распространены многие нормы и положения трудового законодательства.

Однако на Западе преобладает мнение, что отношения в сфере государственной службы — монополия административного права.

Как правило, в странах Запада государственная служба находится вне сферы действия трудового права. Это обосновывается тем, что конституирование отношения государственной службы — односторонний акт, не имеющий ничего общего с трудовым договором. Конфликты в этой сфере рассматриваются и разрешаются в специализированных административных судах, а условия труда устанавливаются главным образом в законах о государственной службе. Отсюда делается вывод, что в сфере государственной службы регулирование труда должно осуществляться с помощью административных установлений. Это необходимо в связи со специфическим статусом государственных служащих, особым характером отношений чиновников и государства ("государство-суверен", "чиновник — носитель власти, агент государства"). Такие взгляды имеют особенно глубокие традиции в ФРГ, где комплекс норм, касающихся труда государственных чиновников, включается в "чиновничье" право, являющееся подразделом (подотраслью) административного права

Наряду с тенденцией к нивелировке правового статуса различных категорий наемных работников в трудовом праве проявляются, особенно в последнее время, тенденции к усилению некоторых видов дифференциации, например специальная регламентация так называемых атипичных трудовых договоров (для временных работников, частично занятых, надомников и т.п.).

Содержание принципа единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений по законадательству о труде Украины.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Нормы Конституции являются нормами прямого действия, все иные законы и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции. Конституция является основным законом, каждого государства. Она устанавливает конституционный строй, закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина, национальный суверенитет, определяет соотношение между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, разрешает другие важные для государства вопросы

Конституция провозгласила, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.

Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.

Статья 43 Конституции Украины провозгласила, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.

Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Конституция впервые запретила использование принудительного труда. Согласно ст. 43 Конституции не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) службы, а также работа или служба, выполняемые лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положениях. Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, которая определена законом. Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.

Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. Право на своевременное вознаграждение за труд защищается законом. Конституция впервые закрепила право тех, кто работает, на забастовку. Так, согласно ст. 44 Конституции работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей. Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке. Запрещение забастовки возможно только на основании закона.

Конституция закрепила и иные права: на отдых, на социальную защиту, на достаточный жизненный уровень для себя и для своей семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище.

Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.

В ст. 22 Конституции предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Важнейшим после Конституции законом, регулирующим применение наемного труда на территории Украины, является Кодекс законов о труде.

Ныне действующий КЗоТ утвержден Верховным Советом Украины 10 декабря 1971 года и введен в действие с 1 июня 1972 года. В этот Кодекс вносилось много изменений (более 30 раз). Последние существенные изменения были внесены 24 декабря 1999 г. и 8 июня 2000 года. Впервые в Кодекс было внесено правило о праве работника на возмещение морального ущерба во всех случаях его причинения, а не только при причинении ущерба здоровью производственной травмой. Ограничена сфера заключения контракта. В ст. 21 КЗоТ (в новой редакции) предусмотрено, что сфера применения контракта определяется законами, а не законодательством, как было раньше.

Вследствие запрещения принудительного труда, ограничены возможности временных переводов без согласия работников на работу, не обусловленную трудовым договором. Теперь такой перевод допускается только для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотии, производственных аварий, а также иных обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

Перевод в случае простоя теперь допускается с согласия работника. Внесены и другие изменения. Вместе с тем настоящий Кодекс не отвечает в полной мере новым реалиям рыночных отношений. И поэтому не случайно в «Основных направлениях социальной политики на 1997-2000 гг.», утвержденных Указом Президента, поставлена задача разработать и принять новый Кодекс законов о труде. Создана рабочая группа, которая проводит работу по подготовке проекта нового КЗоТ. Кроме КЗоТ, приняты и другие важные законы, которые регулируют трудовые и иные отношения, связанные с трудовыми. Так, большое значение имеет Закон Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 г., Закон «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., Закон «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г., Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г., Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» от 15 сентября 1999 г., Закон «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г., Закон «О государственных наградах» от 16 марта 2000 г. и другие законы, частично связанные с трудом. К таким законам относятся Закон «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 г., Закон «О собственности» от 7 февраля 1991 г., Закон «О предпринимательстве» от 7 февраля 1997 г. и т.д.

Многие важные вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, регламентируются подзаконными актами, которые принимаются органами государственного управления. Прежде всего к ним относятся указы Президента. Президент, в соответствии со ст. 102 Конституции, является главой государства и выступает от имени государства. Он гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Указом Президента утверждено «Положение о национальной службе посредничества и примирения» от 17 ноября 1998 г., Положение о национальном заведении от 16 июня 1995 г., «Основные направления поли тики о денежных доходах населения Украины» от 7 августа 1999 г., «Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года» от 3 августа 1999 г., «Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз» от 11 июня 1999 г. и иные правовые документы. Большой круг вопросов, связанных с оплатой труда, экспертизой условий труда, командировок, повышения квалификации разрешаются постановлениями Кабинета Министров Украины. Так, например, 3 апреля 1993 г. Кабинет Министров Украины принял постановление «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций», 19 марта 1994 г. — Положение «О порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников», 1 августа 1992 г. — «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», 5 апреля 1994 г. утверждено Положение «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров», 27 августа 1995 г. — Общее положение о юридической службе Министерства, иного центрального органа государственной исполнительной власти государственного предприятия, учреждения, организации. 1 ноября 1999 г. Кабинет Министров утвердил «Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине». 27 августа 1999 г. Кабинет Министров утвердил «Положение о порядке проведения аттестации работников руководящего состава государственных предприятий». 2 августа 1996 г. Кабинет Министров утвердил Типовое положение по кадровой службе органов исполнительной власти и другие акты.

Значительное количество нормативно-правовых актов принимается Министерством труда и социальной политики и другими министерствами и ведомствами Украины. Так, в соответствии с «Положением о Министерстве труда и социальной политики», утвержденным Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г., Министерство труда и социальной политики в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организовывает и контролирует их исполнение. Министерство труда в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти соответствующие правовые акты. Так, например, «Инструкция о порядке выдачи трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях» утверждена Приказом Минтруда Украины, Минюстиции Украины, Минсоциальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 г.

Приказом Минтруда и социальной политики от 10 октября 1997 г. (с изменениями и дополнениями от б февраля 1998 г.) утверждены Рекомендации о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда.

Типовое положение об аттестации педагогических работников Украины утверждено Приказом Министерства образования Украины 20 августа 1993 г.; Положение о порядке проведения аттестации врачей — Приказом Министерства охраны здоровья 19 декабря 1997 г.; Положение о порядке проведения аттестации провизоров утверждено Приказом МОЗ 31 июля 1998 г. Положение о порядке проведения аттестации работников органов управления, учреждений, предприятий и организаций Министерства культуры Украины утверждено приказом Министерства культуры от 8 июля 1993 р.

Классификатор профессий утвержден и введен в действие Приказом Госстандарта Украины 27 июля 1995 г.

Реализация принципа единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений в индивидуальном и коллективном трудовом праве.

 Все трудовые соглашения, составляющие объект регулирования  трудовым правом, представляют собой  сложную систему, их принято делить  на две группы:

1)индивидуальные трудовые  отношения;

2)коллективные трудовые отношения .

Индивидуальные трудовые отношения — это отношения между работником и работодателем, которые возникают с момента заключения трудового договора и прекращаются с момента его расторжения. Таким образом,трудовое право регулирует, прежде всего, отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и прекращением трудового договора. К этим отношениям примыкают отношения по трудоустройству (обеспечению занятости), особенно когда работодатель обязан обеспечить трудоустройство некоторых категорий населения.

Информация о работе Принцип единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений