Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;

Содержание

Введение 3

1.Общие вопросы правового регулирования
труда иностранных граждан 5
1.1.Понятие иностранных граждан и их
классификация в РФ 5
1.2.Особенности правового статуса иностранных
граждан в отношении трудовой деятельности на
территории РФ 10

2.Правовой статус иностранных работников 14
2.1. Основные направления государственной
политики РФ и зарубежных стран в области занятости 14
2.2. Правовое регулирование привлечения и
использования иностранной рабочей силы в
РФ и за рубежом 21
2.3. Специальная трудовая правосубъектность
иностранных работников 34

3.Актуальные проблемы использования труда
иностранных работников в РФ и пути их преодоления 37
3.1. Основные проблемы использования
иностранной рабочей силы 37
3.2. Проблема нелегальной миграции в России 41

Заключение 45

Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Трудовое право.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Допуск лиц из числа  иностранных граждан, эмигрантов и  реэмигрантов к государственной  тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением правительства РФ от 22 августа 1998 года №1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне». В соответствии с пунктом 6 данного положения иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.

Правовой статус иностранных работников включает в себя санкцию, вытекающую из разрешительного порядка реализации их трудовой правосубъектности. Такой санкцией является лишение права на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что подобная санкция не может применяться к российским гражданам.

Некоторая неопределенность выявляется в вопросе о возможности  включения в трудовой договор  с иностранным работником условия  об испытании. Положение каких-либо ограничений на этот счет не содержит, в связи, с чем представляется, что установление испытания возможно. С другой стороны, когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Цель установления испытания – проверка соответствия работника поручаемой работе. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта. И в этой ситуации установление испытания представляется не только нелогичным, но и неоправданным. Но, несмотря на всю свою нелогичность увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно.6

Представляется, что иностранный  работник не может быть переведен на другую работу, поскольку в разрешении, выдаваемом Федеральной миграционной службой, указывается профессия привлекаемого работника. Кроме того, в подтверждении на право трудовой деятельности прямо указывается, что подтверждение действительно для профессиональной деятельности у указанного работодателя в качестве работника по определенной профессии (должности). В литературе встречается мнение, в соответствии с которым перевод иностранного работника на другую работу возможен.

Однозначно утвердительный ответ можно дать в том случае, когда перевод организации происходит на территории одного субъекта Российской Федерации. Поскольку решение Федеральной миграционной службы России о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдается на основании предложения (заключения) органа исполнительной власти данного региона, такое разрешение вне всякого сомнения продолжает действовать при перемене места нахождения юридического лица, происходящего в пределах территории данного региона. Вопрос же о необходимости получать новое разрешение в случае перевода иностранного работника вместе с организацией в другой субъект Российской Федерации остается открытым.

Трудовой договор с  иностранными гражданами может прекращаться по тем же основаниям, что и с российскими работниками. Исключением является только перевод на другую работу, о котором сказано выше, а также призыв или поступление на военную службу. Однако существуют особенности в данной области, распространяющиеся только на иностранцев.

Одной из основных особенностей прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами является тесная взаимосвязь между действием разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и трудовым договором. При прекращении действия разрешения трудовой договор также прекращается. И, наоборот, при расторжении трудового договора прекращается действие разрешения. Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. Кроме того, работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерби их здоровью.

Таким образом, при обосновании  целесообразности привлечения иностранной рабочей силы необходимо доказывать невозможность, либо крайнюю неэффективность привлечение на данную работу российских работников. Значительные особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами выявляются и на стадии предварительных переговоров. Учитывая указанный выше административно-разрешительный порядок привлечения на работу иностранцев, работодатель сначала проводит переговоры с иностранными работниками.

 

 

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ В РФ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

3.1 Основные проблемы  использования иностранной рабочей  силы

 

Международная миграция будет иметь экономические последствия  как для принимающей, так и  для посылающей страны. В США и  Австралии в основном считают, что  выигрывает, в конечном счете, принимающая страна, хотя в других странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в зависимости от типа труда, который мигрирует, и от состояния рынка труда в посылающей и принимающей странах.

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик. 

 

Таблица № 1. 

Некоторые показатели иностранной рабочей силы на 2008г.

Страна

Иностранное население (ИН), тыс. человек

Доля ИН в стр. насл., %

Иностранная рабочая  сила (ИНР), тыс. человек

Доля ИНР в составе  рабочей силы, %

Австралия

3908

21,1

2238

25

Бельгия

912

9

196

6,5

Великобритания

1972

3,1

878

3,4

Германия

7314

8,9

2559

9,1

Италия

109,1

2

332

1,7

Канада

4971

17,4

2681

18,5

США

24600

7,9

11564

9,4

Франция

3597

6,3

1573

6,2

Швейцария

1338

19

709

17,9

Япония

1415

1,1

88

0,1


 

Существует ряд причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией.

В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику максимального поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования в предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Одним из новых явлений в этой области стало появление кооперирование мигрантов, объединение их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники складчину с целью ее дальнейшего совместного коммерческого использования. При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают в подобных случаях финансовую поддержку желающим приобрести средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически во всех странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях, обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что  она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень  жесткие требования к миграции, поскольку  высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Нынешняя экономическая  ситуация в СНГ предполагает создание единого рынка рабочей силы. Следует, однако, иметь в виду два обстоятельства. Первое: в Европейском Союзе единый рынок рабочей силы складывается дольше, чем все остальные общие рынки (товаров, капиталов, услуг), и процесс его образования до сих пор не завершен. Второе: либерализация условий передвижения рабочей силы вызывает приток трудовых ресурсов в Россию из стран СНГ.

География стран - экспортеров  рабочей силы в Россию одновременно и широка, и узка. Широка - поскольку  включает более 100 стран со всех континентов. Последнее говорит о заинтересованности других государств в рынке труда и капитала в России, в расширении здесь своего влияния. Узка - поскольку о реальной, количественно значимой трудовой иммиграции можно говорить только в отношении очень небольшого количества стран. Это Украина (42% от общей численности привлеченной в Россию иностранной рабочей силы), Турция и Китай (около 25%). Среди наиболее значимых для России стран - экспортеров рабочей силы нет ни одной экономически высокоразвитой.

В настоящее время  трудящиеся-мигранты работают в 73 из 89 субъектов Российской Федерации. Однако действительными центрами (территориями) притяжения являются только пять. Это трудодефицитные регионы севера Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), приграничные районы юга Дальнего Востока (Приморский край), Европейской части России (Белгородская, Ростовская области), а также столичные регионы (Москва, Санкт-Петербург). В остальных регионах количество иностранных работников невелико. В 11 из них оно составляет от 10 до 100 человек, т.е. практически трудовая иммиграция здесь неощутима. В России, с ее огромной территорией, отличающейся разной степенью хозяйственной освоенности, в действительности много «белых пятен» трудовой иммиграции. О формировании иностранного сегмента рынка труда России можно говорить только в отношении отдельных территорий, где концентрируется иностранная рабочая сила. Поэтому для России трудовая иммиграция - это, прежде всего, проблема регионального уровня. Что касается территориальной направленности потоков, то к настоящему времени сформировалась их определенная географическая ориентация. Так, из Украины едут преимущественно в Западную Сибирь, из Китая - в приграничные области Дальнего Востока, из европейских стран, США, Канады - в Москву и Санкт-Петербург.

Отраслевая направленность трудовой иммиграции также очень однозначна. Реальные потоки иностранной рабочей силы идут в ведущие отрасли материального производства. Непосредственно в принимающих регионах отраслевая структура занятости иностранцев предопределяется хозяйственной структурой этих регионов. Обычно иностранные работники заняты на трудоемких предприятиях с тяжелыми условиями труда. Сюда привлекаются «синие воротнички» для выполнения работ, на которые не идет местное население или которые расположены в трудодефицитных, сложных по природно-климатическим условиям регионах, где нет достаточного количества местных кадров.

В целом по России на долю промышленности, строительства и  сельского хозяйства приходится 84% привлеченной иностранной рабочей  силы. Потребность в кадрах здесь  устойчива даже в условиях безработицы, и именно здесь наибольшие перспективы для массовой иммиграции в Россию.

Информация о работе Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации