Предпринимательство в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в Республике Беларусь официальная политика государства направлена на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки. Первостепенную роль в данном процессе играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества и государства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………............
5
1.1 Понятие, сущность и признаки предпринимательской деятельности…... 5
1.2 Функции и роль предпринимательства на современном этапе………….. 8
1.3 Государственное регулирование предпринимательства. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………...
10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….
16
2.1 Субъекты предпринимательской деятельности. Понятие и виды……….. 16
2.2 Виды и формы предпринимательской деятельности……………………... 18
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….
23
3.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя……………………
3.2 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя……..
3.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Банкротство индивидуального предпринимателя…………………………...... 23
25
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства в том же порядке и теми же органами, что и регистрация юридических лиц. Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен представить в регистрационный орган: заявление с указанием видов деятельности; анкету установленного образца; документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (выписку из трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения, справку из службы занятости); фотографию; документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию. Не взимается плата за государственную регистрацию с граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости, учащихся общеобразовательных школ, гимназий и студентов высших учебных заведений дневной формы обучения, а также выпускников указанных учебных заведений в течение года после их окончания [18, с. 100].

Государственная регистрация должна быть осуществлена в 20-дневный срок со дня подачи необходимых документов. Регистрирующему органу до принятия решения о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предоставлено право запрашивать в государственных органах дополнительные сведения об этом гражданине.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю сообщается об этом в письменной форме в пятидневный срок с указанием причины отказа:

- не исполнено судебное  решение об обращении взыскания на имущество;

- не истек установленный  судом срок ограничения предпринимательской деятельности;

- имеется задолженность  по зарплате, платежам в бюджет  или внебюджетные фонды либо  гражданин является собственником  имущества юридического лица, имеющего  такую задолженность;

- гражданин является собственником  имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации еще не завершен;

- гражданин намерен осуществлять  виды деятельности, которые отнесены к монополии государства либо которые может осуществлять в соответствии с законодательством только юридическое лицо; 
- физическое лицо на момент подачи заявления признано недееспособным либо ограниченно дееспособным.

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Физическое лицо может обжаловать в суд действия должностных лиц регистрирующего органа.

 

 

3.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Банкротство индивидуального предпринимателя

 

 

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 11 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, которые предусмотрены для ликвидации коммерческой организации. 
Принять решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя могут:

- сам индивидуальный предприниматель (прекращение деятельности); 
- экономический суд (по причине осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законодательством, либо не указанной в свидетельстве о государственной регистрации; банкротства; сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 мес. подряд; наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды более 6 мес. подряд с даты образования задолженности); 
- регистрирующий орган (по причине неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 мес. подряд и ненаправления налоговому органу сообщений о причинах неосуществления предпринимательской деятельности).

При установлении оснований для принятия решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, МВД, КГБ и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу соответствующее представление, на основании которого принимается решение. 
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и включает в себя принятие решения о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, хозяйственным судом или регистрирующим органом с исключением индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основаниями для признания индивидуального предпринимателя банкротом являются его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, или наличие задолженности в сумме сто и более базовых величин.

Право на подачу в экономический суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя имеют должник – индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью должника – индивидуального предпринимателя, прокурор, налоговые и иные государственные органы по требованиям по обязательным платежам.

При проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) в отношении должника – индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью должника – индивидуального предпринимателя, вправе предъявить свои требования в порядке, установленном статьей 89 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Экономический суд одновременно с принятием заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя налагает арест на его имущество. Арест не налагается на имущество, на которое в соответствии с приложением 1 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь не может быть обращено взыскание.

Экономический суд по ходатайству должника – индивидуального предпринимателя может освободить его имущество (часть имущества) из-под ареста в случае дачи третьими лицами поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств должника – индивидуального предпринимателя.

Экономический суд для осуществления должником – индивидуальным предпринимателем расчетов с кредиторами или заключения мирового соглашения на основании заявления должника – индивидуального предпринимателя может отложить рассмотрение дела о его экономической несостоятельности (банкротстве) не более чем на один месяц.

При наличии сведений об открытии наследства в пользу должника – индивидуального предпринимателя экономический суд вправе приостановить производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) до решения вопроса о судьбе наследства в порядке, установленном гражданским законодательством.

Если должник – индивидуальный предприниматель в установленный срок не представил доказательств об удовлетворении требований кредиторов либо в указанный срок не заключено мировое соглашение, экономический суд выносит определение об открытии конкурсного производства.

Должнику – индивидуальному предпринимателю без разрешения экономического суда запрещается заниматься предпринимательской деятельностью после вынесения экономическим судом определения об открытии в отношении его конкурсного производства и до завершения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

В случае выявления фактов сокрытия должником – индивидуальным предпринимателем своего имущества либо незаконной передачи им своего имущества третьим лицам кредитор, чьи требования не были полностью удовлетворены в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя, вправе предъявить требование об обращении взыскания на это имущество в непогашенной части долга.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В рамках исследования было изучено, обобщено и проанализировано действующее законодательство Республики Беларусь, в том числе кодифицированные нормативные правовые акты, акты Президента и Правительства Республики Беларусь, а также ведомственные нормативные правовые акты.

Предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. 

В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия. 

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. 

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса – потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. 

Различают две основные формы предпринимательства – частное и государственное, которые базируются на многих общих принципах. 

Индивидуальные предприниматели нуждаются в праве предоставления своих интересов перед интересами общественности. Для этих целей и создаются организации предпринимателей. Организации предпринимателей в Беларуси еще очень малочислены и слабы, как экономически, так и организационно. 

Необходимо отметить, что предпринимательство в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Следует признать, что общее состояние и саморазвитие мелкого и среднего предпринимательства в Беларуси на текущий момент характеризуется наличием ряда специфических черт.

Во-первых, обратим внимание на то, что бизнес в Беларуси получает развитие в условиях, когда существует необходимость предварительного восстановления в общественном сознании самой идеи возможности наличия частного предпринимательства.

Во-вторых, следует признать, что «первая волна» частных предпринимателей, или «новых белорусов», успела предоставить обществу много ярких факторов, которые дискредитировали нарождающийся бизнес. К ним можно отнести заметную социальную дифференциацию, трансформацию потенциала партийной и государственной власти в частную собственность, ухудшение социального микроклимата на приватизированных предприятиях, бум спекуляции, стремление в первую очередь к личному обогащению в ущерб интересам развития производства, криминальные разборки и т.д.

В таких негативных социальных проявлениях сказалось не только отсутствие многовековых традиций развития частного предпринимательства, но также и неверие в то, что новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку, на сей раз будет доведена до логического завершения.

В-третьих, вопреки заявленной концепции разгосударствления и приватизации сохраняется высокая степень бюрократизации экономической жизни (в виде регистрации и перерегистрации, сертификации, согласований, лицензирования предпринимательской деятельности и т.д.), что способствует развитию лишь одного типа бизнеса – номенклатурного.

В-четвертых, ставка на доминирование в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования заметно ослабляют конкурентные позиции частного сектора. Высока степень вмешательства государства в деятельность белорусских компаний. При этом государственный сектор, несмотря на усиление административного контроля, не застрахован от того, чтобы быть использованным в качестве теневого источника первоначального накопления капитала.

В-пятых, сказывается достаточно скромная экономическая поддержка мелкого и среднего бизнеса со стороны государства, а также слабая правовая защищенность частного предпринимательства (противоречивость законодательства, его нестабильность и т.д.). В законодательстве четко не прописаны основные положения по созданию, ведению и ликвидации бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г., в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 226-З  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.

3.Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г., в ред. Закона Республики Беларусь от 29 января 2015 г. № 245-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.

4. О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1., в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.

5.О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь