Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальное образование для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие муниципальной службы и муниципальных служащих в современном российском законодательстве
1.1. Правовая природа муниципальной службы
1.2. Прием на муниципальную службу, её прохождение и основания прекращения
1.3 Права и обязанности муниципальных служащих
Глава 2. Муниципальный служащий как субъект трудового права
2.1. Становление и развитие законодательства, регулирующего труд муниципальных служащих
2.2. Анализ ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» как основного нормативно-правового акта, регулирующего труд муниципальных служащих
Глава 3. Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

труд право.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

      Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или близких родственников, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Обязанности муниципального служащего

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные нормативные правовые  акты Российской Федерации, конституции  (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении  должностных обязанностей права  и законные интересы граждан  и организаций;

4) соблюдать установленные  в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии  муниципального образования правила  внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок  работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую федеральными  законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся  частной жизни и здоровья граждан  или затрагивающие их честь  и достоинство;

7) беречь государственное  и муниципальное имущество, в  том числе предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном  порядке предусмотренные законодательством  Российской Федерации сведения  о себе и членах своей семьи,  а также сведения о полученных  им доходах и принадлежащем  ему на праве собственности  имуществе, являющихся объектами  налогообложения, об обязательствах  имущественного характера;

9) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о выходе  из гражданства Российской Федерации  в день выхода из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства иностранного  государства в день приобретения  гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о личной  заинтересованности при исполнении  должностных обязанностей, которая  может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.1. Становление и развитие  законодательства, регулирующего труд  муниципальных служащих 

      Конституция Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72) как акт высшей юридической силы федерального уровня относит установление общих принципов организации местного самоуправления к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Это означает, что федеральным законодательством должны устанавливаться основы муниципальной службы, а более подробная ее регламентация осуществляется в региональном законодательстве и муниципальных правовых актах органов местного самоуправления.

        Законы субъектов РФ по предметам совместного ведения являются не только дополнительным звеном, обеспечивающим формирование комплексного механизма реализации федерального закона, но и важным элементом самого механизма регулирования в сфере совместного ведения, устраняющим абстрактность общефедеральных норм и дополняющим их спецификой региональной правоприменительной практики. Приоритетным становится не соподчиненность и иерархичность системы законодательства о муниципальной службе, а «встроенность» региональных законов в систему законодательного регулирования муниципального управления в целом.

         Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления было отнесено формирование законодательства о муниципальной службе (ч. 14 ст. 5 ФЗ-154). В законе было предусмотрено принятие специального федерального закона, регулирующего порядок осуществления муниципальной службы (ст. 21, ст. 60 ФЗ-154).

        Таким федеральным законодательным актом стал Федеральный закон от 08.02.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

       Закон выстроил иерархию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, установив, что законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с федеральным законодательством (ч. 2 ст. 4 ФЗ-8).

       При этом ФЗ № 8-ФЗ, устанавливая «единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных традиций» (ч. 7 ст. 7 ФЗ-8), носил рамочный характер, предоставляя регионам широкие возможности по дальнейшему законодательному регулированию целого ряда принципиальных вопросов. Схожие правоотношения в различных субъектах РФ стали регулироваться неодинаково, что повлекло существенные различия в статусе муниципальных служащих разных регионов, а также значительные расхождения в организации муниципальной службы на местах.

         Так, если в среднем по России в 2000 г. на 1000 человек приходилось менее трех муниципальных служащих, то только в регионах с населением более 1 млн человек на 1000 человек приходилось от одного (в Новосибирской области) до, примерно, пяти – в Самарской области. При этом в наиболее населенных областях – Ленинградской и Московской – это число различалось более чем в два раза.

          Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес существенные изменения в законодательство о муниципальной службе.

          Если в ФЗ № 154-ФЗ было предусмотрено, что правовая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования в соответствии с региональными и федеральными законами, то ст. 42 ФЗ № 131-ФЗ установила, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, должно осуществляться федеральным законом и только потом принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Сохраняя трехуровневое правовое регулирование муниципальной службы, вперед выводится федеральный закон, а не устав муниципального образования.

         Муниципальная служба, обеспечивая реализацию решений органов местного самоуправления, выступает как вид публичной служебной деятельности и постоянно взаимодействует с государственной гражданской службой (далее гражданская служба).

      Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые были закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, предполагающие их соотношение на профессиональном уровне, в том числе определяющие социальные гарантии государственных гражданских и муниципальных служащих. Законодательство предусматривает возможность взаимного перехода служащих между муниципальной и гражданской службами с включением в их стаж срока муниципальной и государственной служб.

      Такие преобразования основ муниципальной службы потребовали внесения соответствующих изменений в федеральное и региональное законодательство о муниципальной службе.

        Преемником Федерального закона № 8-ФЗ стал Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Закон унифицировал основы муниципальной службы, установив единые правовые рамки для региональных законодателей на территории всей России, что имеет отражение в его названии. Если предыдущий закон назывался «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», то ФЗ № 25-ФЗ уже имеет название «О муниципальной службе в Российской Федерации», что подчеркивает его приоритетность в системе трехуровневого правового регулирования муниципальной службы. Новый закон о муниципальной службе стал более конкретным, оставляющим субъектам Федерации и муниципалитетам минимальную возможность для правового маневра в регулировании муниципальной службы. Закон смог устранить большинство проблем, выявленных в ходе реализации на практике положений предыдущего закона об основах муниципальной службы. Он вводит единообразный подход в регулировании муниципальной службы на территории всей РФ, сочетающийся с предоставлением региональным властям определенных правовых механизмов, позволяющих ограниченно регламентировать деятельность муниципальных служащих своих регионов исходя из местных обычаев и традиций. В связи с этим, большинство региональных законодательных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом № 25-ФЗ.

        Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» был принят в тот же день, что и ФЗ № 25-ФЗ, но чуть раньше. При этом данный закон начал действовать уже через 30 дней со дня принятия (2 апреля 2007 г.), а ФЗ № 25-ФЗ почти через три месяца – 1 июня 2007 г.

         Федеральным законом № 24-ФЗ вносятся изменения в 18 законодательных актов РФ, содержащих положения, уточняющие статусное положение лиц, в том числе замещающих должности государственной или муниципальной службы. Так как нормы данного закона «перешли» в статьи ФЗ № 25-ФЗ, устанавливающие, в основном, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой (ст. 13, 14 ФЗ-25), можно предположить, что действие Федерального закона № 24-ФЗ было направлено, в первую очередь, на регулирование статусного положения выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (высших должностных лиц субъектов РФ, прокуроров, судей, членов избирательных комиссий, глав муниципальных образований, депутатов и т.д.).

2.2. Анализ ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации»  как основного нормативно-правового  акта, регулирующего труд  муниципальных служащих

    Федеральный закон «О муниципальной службе»  закрепляет основные принципы организации и функционирования муниципальной службы Российской Федерации. В систему принципов муниципальной службы  входят:

1.     приоритет  прав и свобод человека и  гражданина;

Данный принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов местного самоуправления. А муниципальная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции и полномочия органов местного самоуправления, в первую очередь при реализации этих функций должна признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

2.   равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3.     профессионализм  и компетентность муниципальных  служащих;

Муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что  предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует  от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования2. Закрепленный принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

4.     стабильность  муниципальной службы;  

Принцип стабильности муниципальной  службы является необходимым условием ее функционирования и связан непосредственно  со стабильностью кадров муниципальной  службы. Под стабильность можно рассматривать  постоянство муниципально-служебных  отношений, а также определенный уровень социально-правовой защищенности муниципальных служащих. Необходимость  устойчивого положения муниципальных  служащих продиктована особенностями  функционирования муниципальных органов  и интересами местного самоуправления как такового. Одной из гарантий существования местного самоуправления является стабильность кадров муниципальной  службы.  Стабильность муниципальной  службы достигается также посредством  реализации принципа единства требований к муниципальной службе, независимо от видов муниципальных образований;

Информация о работе Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих