Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:20, лекция

Краткое описание

Законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Трудовой Кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
• Указы президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда;

Вложенные файлы: 1 файл

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 для выполнения  заранее  непредвиденных  работ,  от срочного выполнения которых  зависит в дальнейшем  нормальная  работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

   В  других  случаях привлечение к работе  в выходные и нерабочие праздничные  дни  допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Привлечение  инвалидов,  женщин,  имеющих  детей в возрасте до трех   лет, к  работе  в  выходные  и нерабочие праздничные  дни допускается только в случае,  если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям.  При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме  со  своим  правом  отказаться  от  работы в выходной или нерабочий праздничный день.

 

1.11 Льготы, установленные  законодательством для женщин

 

В соответствии с трудовым кодексом РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах  и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных  с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые на них нормы.

Беременные женщины (а  также имеющие детей до 1,5 лет) по их заявлению переводятся на другую работу, исключающую воздействие  неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Женщинам по их заявлению  предоставляются отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу  за ребенком до достижения им возраста трех лет, с выплатой пособия по государственному социальному страхованию, на период отпуска за женщиной сохраняется место работы (должность).

Беременных женщин запрещается  направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и  праздничные дни. Женщин, имеющих  детей до трех лет, можно привлекать к таким работам только с их письменного соглашения.

Расторжение трудового  договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

 

1.12 Особенности регулирования труда  работников в возрасте до 18 лет

 

Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет  на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, выполнение которых может причинить  вред  их здоровью и нравственному  развитию (игорный бизнес, работа в  ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Запрещается переноска  и передвижение тяжестей, превышающих  установленные для них придельные нормы.

Юноши 17-18 лет (в течении 1/3 рабочей смены) могут поднимать и перемещать грузы массой не более 13 кг; при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 24 кг.

Продолжительность рабочего времени  для лиц моложе 16 лет составляет 24 часа, от 16 до 18 лет – 36 часов в  неделю.

Лица. не достигшие 18 лет, к работе в ночное время не допускаются.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное  для них время.

1.13 Дисциплинарные  взыскания, порядок применения

   Дисциплинарные взыскания

     Согласно ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка,  то есть неисполнение или  ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых  обязанностей,  работодатель  имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1) замечание;

  2) выговор;

  3) увольнение по соответствующим  основаниям.

До применения дисциплинарного  взыскания работодатель должен      затребовать от работника объяснение в письменной форме.  В случае отказа    работника  дать   указанное   объяснение   составляется  соответствующий акт. Отказ  работника  дать объяснение не является препятствием для      применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное  взыскание применяется  не позднее одного месяца      со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника,      пребывания  его в отпуске,  а также времени,  необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может  быть применено позднее шести     месяцев  со  дня  совершения проступка,  а по результатам ревизии,  проверки  финансово  - хозяйственной  деятельности или аудиторской проверки  - позднее  двух  лет со дня его совершения.  В указанные  сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок  может быть применено только      одно дисциплинарное взыскание.

Приказ   (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного  взыскания  объявляется  работнику  под расписку в течение  трех  рабочих  дней  со дня его издания.  В случае отказа работника  подписать  указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное  взыскание  может  быть обжаловано работником в      государственные   инспекции   труда  или  органы  по  рассмотрению индивидуальных трудовых споров.  

          Снятие дисциплинарного взыскания

   Если   в течение   года  со  дня применения  дисциплинарного взыскания работник  не  будет подвергнут  новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного  взыскания  имеет  право  снять его с работника по собственной инициативе,  просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного   руководителя   или   представительного  органа работников.

  

Привлечение  к дисциплинарной  ответственности руководителя   организации,   его   заместителей   по   требованию представительного органа работников (ст.195 ТК РФ)

    Работодатель  обязан  рассмотреть  заявление  представительного органа  работников  о нарушении  руководителем   организации, его заместителями  законов  и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного   договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В  случае если факты  нарушений подтвердились,  работодатель обязан  применить к руководителю  организации,  его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

  

1.14  Органы государственного  надзора и контроля

 

Существуют четыре вида надзора  и контроля.

  • Государственный надзор и контроль осуществляют органы государственного надзора;
  • Ведомственный контроль на предприятиях прямого подчинения осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
  • Оперативный контроль осуществляет работодатель и другие должностные лица;
  • Общественный контроль осуществляют профессиональные союзы и другие уполномоченные работниками представительные органы.

Функции государственного надзора  и контроля в области охраны труда  возложены на Рострудинспекцию при  Федеральной службе по труду и  занятости, а также государственные  органы и комитеты, такие как: Ростехнадзор, Госкомсанэпиднадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор, Государственный пожарный надзор, ГИБДД. Органы судебной власти, в частности Генпрокуратура РФ, призваны осуществлять высший надзор за соблюдением законодательства в области охраны труда.

На региональном уровне функции  надзора и контроля осуществляют территориальные органы: Госинспекция труда при Департаменте труда  Тульской области, территориальные  органы Ростехнадзора, центры санэпидзора  и т.д.

Рострудинспекция  и подведомственные ей государственные инспекции труда по субъектам Российской Федерации, государственные отраслевые инспекции труда образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Госгортехнадзор России осуществляет надзор в угольной, горнорудной,  металлургической, нефтяной, газовой и оборонной промышленности, на химических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, а также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных, с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасном обслуживании электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным и эффективным использованием этой энергии на предприятиях, в организациях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный надзор за ядерной  и радиационной безопасностью (Госатомнадзор России) осуществляет надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала, объектов и населения.

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) осуществляет защиту жизни и здоровья людей, имущества организаций от пожаров, осуществления надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Государственный комитет по санитарному  и эпидемиологическому надзору (Госкомсанэпиднадзор) осуществляет контроль за соблюдением санитарных и гигиенических требований на рабочих местах предприятий и за охраной окружающей среды.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения.

Государственные инспектора труда  при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время  суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать в  целях проведения инспекции организации  всех организационно-правовых форм;

изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций  обязательные для исполнения предписания  об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам  выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, и т.д. (см. статью 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ»).

 

1.15 Государственная экспертиза  условий труда

 

Государственная экспертиза условий  труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

 Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

 

1.16 Общественный контроль  за охраной труда

 

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и  иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
  • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и т.д..

Информация о работе Правовые основы охраны труда