Правовое регулирование труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями в политической сфере, происходят изменения социального статуса личности. К числу важнейших научных проблем, требующих разрешения в условиях обретения Республикой Беларусь независимости, формирования и развития рыночных отношений в сфере экономики, относится проблема правового положения работающих матерей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

Необходимость такого перевода и вид более легкой работы определяется справкой медицинского учреждения. Более  легкая работа определяется в зависимости  от конкретных условий труда на основании  врачебного заключения, в котором  должен быть указан вид более легкой работы.

Если перевод на более  легкую работу невозможен по условиям производства или не соответствует  интересам беременной женщины, допускается  оставление ее на прежней работе. В  таких случаях беременной женщине  в соответствии с рекомендацией  врача облегчаются условия труда (вводится неполный рабочий день, изменяется режим работы, интенсивность процесса труда, снижается норма обслуживания, уменьшается вес поднимаемых  тяжестей и т. д.) с сохранением  прежнего среднего заработка. В каждом отдельном случае вопрос перевода беременной женщины на более легкую работу должен решаться в зависимости от состояния  ее здоровья, течения беременности, условий труда и с учетом специфических  особенностей каждого производства.

Заключение врача о  необходимости перевода беременной женщины на более легкую работу является обязательным для нанимателя.

Женщины, имеющие детей  в возрасте до полутора лет, при необходимости  переводятся на такую работу, которая  совместима с кормлением ребенка  и уходом за ним (даже если она и  не является более легкой).

Невозможность выполнения прежней  работы устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости  от условий труда. Например, когда  прежняя работа требует участия  в ночных сменах или когда нельзя отлучаться в рабочее время для  кормления ребенка (женщины –  машинисты турбин на электростанциях, женщины – проводники вагонов  дальнего следования и т. д.).

Отказ нанимателя беременной женщине в переводе на более легкую работу, а также женщине, имеющей  детей в возрасте до полутора лет, в переводе на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы может быть обжалован в судебном порядке после предварительного рассмотрения этого спора в комиссии по трудовым спорам. Женщины не являющееся членами профсоюза, имеют право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд. Снижение норм выработки, норм обслуживания и переводы беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, существует как конкретная обязанность работодателя. Она возникает после заключения трудового договора и существует уже как элемент конкретного правоотношения. По прошествии периода беременности или по достижении ребенком 1,5 лет, т. е. юридического факта, служащего основанием для пользования данной правовой льготой, у работницы наступает право и обязанность выполнять все необходимые операции в соответствии со своей профессией либо работать на прежнем участке труда.

Снижение норм выработки, норм обслуживания и перевод на другую работу беременных женщин производится в целях сохранения беременности и обеспечения нормального развития ребенка (плода). Снижение норм и переводы производятся по заявлению женщины  и по медицинскому заключению. Однако на практике врачи, как правило, давая  подобные заключения и плохо себе, представляя виды и характер работ  в той или иной сфере, не определяют род конкретной работы, на которую  можно было бы перевести работницу. В литературе уже давно говорится  о необходимости разработки особых списков легких работ, на которые  могут быть переведены женщины на период беременности и кормления  грудью, по отраслям промышленности.

К матерям, воспитывающим  детей-инвалидов законодательство, относит тех матерей, которые  постоянно занимаются воспитанием, обслуживанием и досмотром детей-инвалидов, содержащихся дома, либо при регулярном посещении такими детьми спецшкол ежедневно  забирают их домой.

Свободные от работы дни, не предоставляют тем матерям, чьи  дети-инвалиды постоянно находятся  в домах-интернатах, в том числе  и в случаях, когда таких детей  забирают домой на выходные.

В трудовом законодательстве Республики Беларусь закреплено право  матери ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по ее заявлению воспользоваться  следующими видами свободных от работы дней: одним свободным от работы днем ежемесячно с оплатой в размере  среднего дневного заработка за счет средств государственного социального  страхования и одним свободным  от работы днем в неделю с оплатой  в размере среднего дневного заработка  в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

При наличии более одного ребенка-инвалида, воспитывающегося в  семье, матери предоставляется такое  же количество свободных от работы дней, что и при наличии одного ребенка-инвалида. Коллективные договоры определяют оплату, размер и условия  предоставления ежемесячно одного свободного от работы дня матерям, воспитывающим  двоих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляемый таким  матерям по их заявлению. При отсутствии коллективного договора такие условия  могут содержаться в трудовом договоре.

Также законодательством  о труде предусмотрено предоставление одного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, одиноким матерям, воспитывающим двоих и более детей того же возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудовое законодательство Республики Беларусь предоставляет  беременным женщинам, женщинам с грудными детьми и лицам с семейными  обязанностями следующие основные права: а) на отпуск по беременности и  родам продолжительностью не менее 126 дней, включая период послеродового  отпуска; б) в период отпуска по беременности и родам на получение денежного  пособия и медицинской помощи в установленном законом порядке  и размере; в) на перерывы кормящим матерям не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый, с оплатой в размере среднего заработка; г) на освобождение ночных и сверхурочных работ; д) не привлекаются к тяжелым и вредным работам и имеют право на перевод на другую более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе. На дополнительные гарантии при увольнении: не допускается увольнение женщин в период отпуска по беременности и родам при наличии детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).

Нормы национального законодательства устанавливают значительный круг прав предоставленных женщинам, имеющим  детей, что соответствует требованиям  международных стандартов труда. Можно  констатировать, что женщины и  лица с семейными обязанностями  являются специальными субъектами международного и национального трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и  специальные права и гарантии, закрепленные в нормативно-правовых актах.

Учитывая особую роль женщины  в обществе, государство допускает  не только дополнительные гарантии женщинам – работницам, но и закрепляет их реализацию через различные социальные программы, такие как «Женщины Беларуси»  и «Дети Беларуси».

Социальное обеспечение  предусматривает выплату денежных пособий семьям воспитывающим детей. Эти выплаты призваны материально поддерживать такие семьи. Однако в настоящее время, размер пособия настолько мал, что не в состоянии обеспечить нормальные условия жизни и потребления семей с детьми.

Следует отметить, что требуются  дополнительные гарантии при заключении контрактов с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. Наниматели с этими работниками  заключают контракт, как правило, на минимальный срок. Увольнение их в связи с истечением срока  контракта (в таких случаях чаще всего, контракты не перезаключаются) существенно снижает уровень  установленных законодательством  льгот и гарантий, связанных с  рождением и воспитанием ребенка. Изучение порядка заключения контрактов позволяет предложить распространить предоставленное беременным женщинам право давать согласие на заключение контракта, женщинам, воспитывающих  детей в возрасте до трех лет.

Анализ степени реализации прав и льгот, предоставляются женщинам в связи с материнством, подтверждает необходимость создания в системе  государственных органов специальных  подразделений, занимающихся проблемами труда женщин. Создание этих органов  в Республике Беларусь могло бы обеспечивать решение задач государства по улучшению положения женщин. К  их функциям должны относиться определение  конкретных задач, контроль за осуществлением намеченных мероприятий, содействия сбору и обобщению данных о правовом положении женщин в Республике Беларусь, изучение их проблем и выработка путей решения.

Ныне действующее трудовое законодательство наделяет женщин-матерей  достаточным количеством прав и  льгот. Сегодня основная проблема заключается  в обеспечении их реализации. Следует  констатировать, что некоторые наниматели стараются избежать принятия на работу женщин, особенно, в период, когда  она воспитывает маленьких детей - это весьма недальновидная политика, возвращающая нас к прошлому. Необходимо не допускать снижения уровня правовых гарантий женщинам-работницам и создавать  условия фактической реализации предоставленных прав. Одним из путей  решения данной проблемы является развитие для женщин-матерей нетрадиционных форм занятости: работа на дому, гибкие формы занятости и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.         Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2.         Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2010г.

3.         Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 272-З «О внесении  изменений и дополнений в Трудовой  кодекс Республики Беларусь»  Принят Палатой представителей 25 июня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.08.2007, № 183, рег. № 2/1369 от 23.07.2007). Вступает в силу с 26.01.2008г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2010г.

4.         В.Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлов. Трудовое право, / М.: ЮНИТИ, 2002. –  463с.

5.         Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000.

6.         Комментарий к Трудовому кодексу  Республики Беларусь. Под ред.  Василевича Г.А. Издательство  Амалфея. / 2003. – 1120с.

7.         Трудовое право: Учебник / В.И.  Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич  и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.

8.         Трудовое право: Учебник / В.И.  Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.

9.         Трудовое и социальное право:  Учебник/под общей редакцией В.И.  Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.

10.      Трудовое  право: Учебник/В.И Семенков, Г.А.  Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006. – 250 с.

11.      Трудовое  право / Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. и дополненное – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. / 447с.

12.      Трудовое  право Республики Беларусь: Практическое  пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.

13.      Трудовое  право Республики Беларусь, Краткое  изложение курса / В.А. Круглов.  – Мн.: Дикта 2004. – 75с.

14.      Трудовое  право России. Учеб. / Под ред. А.С.  Пашкова /, С. - Петербург, 1999 – 432с.

 


Информация о работе Правовое регулирование труда женщин