Правовое регулирование труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями в политической сфере, происходят изменения социального статуса личности. К числу важнейших научных проблем, требующих разрешения в условиях обретения Республикой Беларусь независимости, формирования и развития рыночных отношений в сфере экономики, относится проблема правового положения работающих матерей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

Нормы обслуживания для назначения пенсий за работу с особыми условиями  труда утверждены постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду  и социальной защите населения, Министерства социального обеспечения и Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 1 декабря 1992 г. № 60.

С 1995г. Республика Беларусь присоединилась к реализации обязательств, направленных на улучшение положения  женщин, закрепленных в Пекинской  платформе действий, принятой в 1995 г. на IV Всемирной конференции ООН. Одобренная Советом Министров в августе 1996 г. республиканская программа "Женщины Республики Беларусь", рассчитанная до 2000 г., была направлена на улучшение положения женщин на рынке труда, расширение участия женщин в процессе принятия решений, охрану материнства и детства, укрепление семьи, решение социально-психологических проблем женщин и их адаптацию к новым социально-экономическим условиям. Одобренная Советом Министров в августе 1996 г. республиканская программа "Женщины Республики Беларусь", рассчитанная до 2000 г., направлена на улучшение положения женщин на рынке труда, расширение участия женщин в процессе принятия решений, охрану материнства и детства, укрепление семьи, решение социально-психологических проблем женщин и их адаптацию к новым социально-экономическим условиям. Меры по поддержке предпринимательства женщин были включены в Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. утверждены Основные направления государственной  семейной политики, предусмотрены определенные меры, направленные на повышение экономической  самостоятельности семьи и женщин.

В Трудовом кодексе 2000г., ст. 271 закреплены дополнительные гарантии отцам, опекунам, другим родственникам  ребенка, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Участие женщин в процессе труда все время возрастает. Однако женщины сталкиваются с многочисленными  проблемами при реализации своего права  на труд: неравенство в условиях и оплате труда, при найме, при  увольнении. В Конституции Республики Беларусь закреплены эгалитарные принципы в отношении мужчин и женщин.

Статья 22 Конституции закрепляет равенство граждан перед законом  без всякой дискриминации. Положения  ст. 22 получают развитие в других статьях  конституции, а именно: ст. 42 (право  на равное вознаграждение за труд равной ценности), ст. 47 (право на социальное обеспечение в старости), ст. 49 (право на охрану здоровья, право на образование). Все приведенные выше положения соответствуют международным соглашениям, ратифицированным республикой в разные годы.

Редакция Основ законодательства СССР и союзных республик о  труде от 1990 г., а также изменения, внесенные в КЗОТ БССР 1972 г., определили, что частично оплачиваемый отпуск и  дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью  или частично отцом, бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком. Однако относительно пособий по временной нетрудоспособности вопрос долгое время не был решен, т. е. отцы и другие лица, фактически осуществлявшие уход за ребенком, не имели права получать пособие. В настоящее время все льготы, распространяемые на матерей в связи с уходом за ребенком, могут быть распространены и на отцов или лиц, реально осуществляющих уход.

Это реальная предпосылка  для закрепления принципа равных возможностей мужчин и женщин в трудовой сфере. Однако следует обратить внимание на другие статьи, связанные с функцией деторождения. Существует ст. 264 Трудового  кодекса Республики Беларусь о переводе на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей  в возрасте до полутора лет. На мой  взгляд, первая часть статьи не носит  дискриминационный характер, т. к. связана  с заботой о физическом здоровье беременной женщины. Однако во второй части статьи, где идет речь о  переводе для женщин, имеющих детей  до полутора лет, нужно было бы, следуя принципу равных возможностей, также  и мужчине предоставить право  перевода на более легкую работу в  том случае, если преимущественно  он занимается воспитанием ребенка  соответствующего возраста.

Нормой, формально связанной  с материнством, является предоставление женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, дополнительных перерывов  для кормления ребенка.

Однако вследствие того, что наличие ребенка в возрасте до полутора лет само по себе дает право  на дополнительные перерывы независимо от того, кормит ли женщина грудью, находится  ли ребенок на искусственном вскармливании  или пребывает в детском дошкольном учреждении, статья нарушает права  мужчин, осуществляющих непосредственный уход за ребенком (искусственное вскармливание).

В статье 184 Трудового кодекса  Республики Беларусь закреплена обязанность  нанимателя, давать женщине отпуск по беременности и родам. Однако данное положение, должно скорее предоставлять  женщине такую возможность, нежели обязывать нанимателя отправлять ее в отпуск, т. к. могут иметь место  случаи, когда женщина чувствует  себя стабильно и хорошо и предпочитает работать. Конечно, для нанимателя это  влечет дополнительную ответственность  за решение женщине работать в  такой период, но возможно включение  таких норм, которые снимут с него эту ответственность.

Невидимое неравенство проявляется  на уровне вопросов о принятии на работу, увольнении, установлении уровня заработной платы. Существует блок правовых норм, закрепленных в законодательстве, но реально не действующих либо в  силу экономической ситуации, либо в силу сложившейся практики.

К первому типу относятся  такие нормы, как, например, ст. 269 "Выдача беременным женщинам путевок в санатории  и дома отдыха и оказание им материальной помощи".

Дополнительные гарантии работницам у нанимателей, преимущественно  применяющих труд женщин (организация  детсадов, предоставление комнат для  кормления грудных детей). Ко второму - в частности ст. 268 "Гарантии при  заключении и прекращении трудового  договора для беременных женщин и  женщин, имеющих детей". Согласно этой статье запрещается отказывать женщинам в заключение трудового  договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с  беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - в связи с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет. Положения данной статьи, носящие прогрессивный характер, являются декларативными. На практике нарушения начинаются уже при опубликовании объявлений о принятии на работу, например, только мужчин. Такие объявления встречаются практически во всех изданиях по трудоустройству в Республике Беларусь: "Примем на работу юриста (мужчину) с опытом работы в кадровом агентстве". Следует четко закрепить в законодательстве недопустимость подобного рода формулировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН  В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ

2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим  детей

Всеобщая декларация прав человека в статье 24 провозглашает  в качестве неотъемлемого права  каждого человека право на отдых  и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Содержание и задачи правового регулирования времени отдыха состоят, во-первых, в обеспечении установленного законом ограничения рабочего времени и, во-вторых, в создании работникам условий для реального использования свободного времени [8. с. 10].

Право на отдых зафиксировано  в ряде правовых актов: в Декларации прав и свобод человека и гражданина, в Конституции Республики Беларусь, в трудовом законодательстве.

В Конституции Республики Беларусь провозглашено, что «Каждый  имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

В трудовом праве понятием отпуска охватываются многочисленные случаи освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей при сохранении за ним места работы или должности. Помимо общих для всех работников отпусков законодательством предусмотрено  предоставление ряда отпусков специально для выполнения гражданами своих  семейных обязанностей.

Всем работающим женщинам, где бы и сколько они ни работали, предоставляются отпуска по беременности и родам.

Продолжительность отпуска  дифференцируется в зависимости  от исхода родов и территории, где  работает женщина. Общая продолжительность  отпуска составляет 126 (70+56) календарных  дней пи нормальных родах, 140 (70+70) календарных  дней – в случаях осложненных  родов или рождения двоих и  более детей. Эта общая продолжительность  отпуска предоставляется и тогда, когда дородовой отпуск фактически был меньше – неиспользованные его  дни присоединяются к послеродовому.

Дородовой отпуск женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, установлен 90 календарных  дней. Таким образом, общая продолжительность  их отпуска увеличивается и составляет не менее 146 либо 160 календарных дней. При этом дородовой отпуск предоставляется с согласия женщины за пределами территории радиоактивного загрязнения с проведением оздоровительных мероприятий. К территориям радиоактивного загрязнения относятся территории с радиоактивным загрязнением 1Ки/кв. км. и выше [15. с. 78].

За период отпуска женщине  выплачивается пособие по беременности и родам, размеры и условия, выплаты  которого устанавливаются законодательством  о государственном социальном страховании (Закон от 30 октября 1992 года «О государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями); Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий  семьям, воспитывающим детей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1997 года; Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 года с изменениями и дополнениями, и др.).

Отпуск по беременности и  родам предоставляется, а пособие  по беременности и родам назначается  и выплачивается нанимателем  на основании листка нетрудоспособности, выданного соответствующим медицинским  учреждением.

Отпуск включается в общий стаж, стаж работы по специальности, профессии, должности (специальный стаж), а также в стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска.

Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев, отпуск с выплатой пособия по государственному социальному страхованию предоставляется  на основании листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке, продолжительностью 70 календарных  дней со дня усыновления (удочерения). В других случаях усыновления  листок нетрудоспособности не выдается и пособие по государственному социальному  страхованию не выплачивается.

Здесь следует сказать  несколько слов, что же такое усыновление (удочерение) ребенка и как оно  происходит. Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица, желающие усыновить ребенка  должны обратиться в орган опеки  и попечительства (отдел образования  или иную службу, на которую возложены  функции по охране прав детей) по месту  своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения такого заключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета  с места жительства; копия свидетельства  о браке; медицинское заключение о состоянии здоровья [14. с. 53].

Отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет  с выплатой ежемесячного государственного пособия может быть предоставлен по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или  опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком. Данный отпуск относится к социальным отпускам.

Право на такой отпуск имеют  отец, другие родственники ребенка  или опекуны при условии, что:

- осуществляют фактический  уход за ребенком в возрасте  до трех лет;

- являются работающими,  то есть состоят в трудовом  правоотношении с нанимателем.

Право на отпуск по уходу  за ребенком до достижения им возраста трех лет может возникнуть у отца, других родственников ребенка или  опекуна в силу «вынужденных»  обстоятельств (в случае смерти матери, лишения ее родительских прав, длительного - более месяца пребывания в лечебном учреждении и в других случаях  отсутствия материнского попечения  о детях), а также в случае добровольного  перехода этого права «по усмотрению семьи». Отпуск, предоставляется нанимателем по письменному заявлению работника, воспитывающего ребенка, и может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности. Оформляется отпуск приказом (распоряжением) нанимателя. Работающим отцу, бабушке, дедушке или другому родственнику, кроме работающих пенсионеров, фактически осуществляющим уход за ребенком, отпуск по уходу за ним может быть предоставлен при наличии справки с места работы (учебы, службы) матери ребенка и ее выходе на работу до истечения срока указанного отпуска и прекращении выплаты ей пособия. Для последующего переоформления отпуска на другого работающего родственника лицо, находящееся в отпуске, представляет по мету работы матери справку о его выходе на работу [7. с. 234].

Информация о работе Правовое регулирование труда женщин