Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы правового регулирования труда работников бюджетной сферы, а именно заработная плата являются одним из тех направлений, где интересы работника и работодателя вступают в наиболее острое противоречие. С одной стороны, заработная плата должна отвечать интересам работника, обеспечивая его самого и его семью необходимыми жизненными средствами, но, с другой стороны, ее размер должен позволять работодателю возмещать затраты на производство, в том числе на рабочую силу, и получать прибыль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..…………..6
1.1 Социальное содержание заработной платы…………………………….8
1.2 Правовое содержание заработной платы………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…………..14
2.1 Государственное регулирование заработной платы………………..15
2.1.1 Основные государственные гарантии по оплате труда
работников……………………………………………………………16
2.1.2 Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты
труда в бюджетных учреждениях…………………………………23
2.2 Формы договорного регулирования заработной платы……………31
2.2.1 Коллективно-договорное регулирование заработной платы…….32
2.2.2 Индивидуально-договорное регулирование заработной платы…37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по трудовому праву.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)

 -          Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

       Справочник состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

-          Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этот справочник состоит из двух разделов, первый из которых содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, широко распространенных в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии;

-          государственных гарантий по оплате труда. Перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников содержится в ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ);

-          перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»);

-          перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»);

-          примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

-          рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 г. Протокол № 11);

-          мнения представительного органа работников.1

      Согласно  Постановлению № 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными  договорами,  соглашениями,  локальными  нормативными

_______________________                                                                               1Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9.  - С.3.

актами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

        Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.1 Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 738н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях».

          К таким выплатам относятся:

-          выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

-          выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

-          выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении (должностей), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время);

_________________________                                                                          1Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583

-          надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подраздел по защите государственной тайны»), их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

           Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливают коллективными договорами, соглашениями локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.1

               В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 739н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» работникам бюджетных учреждений независимо от занимаемой должности могут быть установлены следующие стимулирующие выплаты:

-          за интенсивность и высокие результаты работы;

-          за качество выполняемых работ;

-          за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

-          премиальные выплаты по итогам работы.2

____________________                                                                   1Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9. - С.7.

2«Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818. //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

          Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

.         Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.1

               Необходимо проанализировать, все ли указанные нормативно-правовые акты помогают обеспечить эффективное функционирование новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях.

      «Средняя заработная плата учителей, врачей, научных сотрудников, социальных работников и других бюджетников в 2013 году выросла примерно на 10 процентов, "дотянув" до психологической отметки в 30 тысяч рублей. Такие данные озвучил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Константин Лайкам. Он представил результаты мониторинга повышения зарплаты работников бюджетной сферы по итогам 9 месяцев 2013 года, согласно которым больше всех из бюджетников сегодня получают врачи и работники медицинских организаций с высшим образованием - 39,5 тысячи рублей в среднем по стране. Самая маленькая зарплата у младшего медицинского персонала - 13,2 тысячи рублей в месяц. 

        Как выяснилось, у преподавателей разных образовательных  учреждений заработки отличаются  существенно. Школьные учителя получают 27,5

____________________                                                                   1Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9. - С.7.

 

тысячи рублей в месяц, а педагоги в детских садах - 21,8 тысячи рублей.

Педагоги учреждений дополнительного образования зарабатывают 19,8 тысячи рублей в месяц, преподаватели и мастера производственного обучения - 23,6 тысячи, преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования - 35,8 тысячи.  Средняя зарплата бюджетников в РФ выросла почти на 13 процентов

       По данным исследования, научные сотрудники получают почти 37 тысяч рублей в месяц, средний медицинский персонал - 22,7 тысячи, работники учреждений культуры - 19 тысяч, социальные работники - почти 14 тысяч».1

          Таким  образом,  введение новых систем  оплаты труда позитивно повлияло  на динамику заработной платы  работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной  численности работников учреждений  социальной сферы в 2008–2012 годах  среднемесячная начисленная заработная  плата в учреждениях образования выросла.

       Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда всем учреждениям не удалось. Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер.

        В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

       В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве

 

______________________________________                                                                                                                           1«Среднее по больнице. Зарплата врачей выросла больше, чем у других бюджетников». [Электронный ресурс]// http://www.rg.ru/2013/11/19/zarplata-site.html

 

гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда.

       Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

       Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей федеральных государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышает заработную плату работников основного персонала этих учреждений.

     Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:

-        сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации;

-          устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

-          совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере