Понятие трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Цели контрольной работы: определить понятие источников трудового права; система источников трудового права,
исследование трудовых отношений в сфере защиты персональных данных работника, порядок работы с конфиденциальными сведениями о работнике, способы их защиты, а также ответственность работодателя за невыполнение обязательств по обеспечению сохранности персональных данных.
Объект исследования: трудовое право РФ.
Предмет исследования: источники трудового права РФ, защита персональных данных сотрудника.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3
1. ПОНЯТИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ СИСТЕМ ..5
1.1. Понятие и виды источников трудового права …………….……......….5
1.2. Система источников трудового права……………………………...…....9
2. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА….………..….13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………..…....23
4. ЗАДАЧА……………………………………………….……………………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

т п.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3 
1. ПОНЯТИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ СИСТЕМ ..5 
1.1. Понятие и виды источников трудового права …………….……......….5 
1.2. Система источников  трудового права……………………………...…....9 
2. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ  ДАННЫХ РАБОТНИКА….………..….13 
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………..…....23 
4. ЗАДАЧА……………………………………………….……………………....25 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29  
  
  
 
  
 
ВВЕДЕНИЕ  
 
     Трудовое  законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.  
     Тема  источников трудового права на сегодняшний  день весьма актуальна. Происходит изменение  всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники. 
     Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов.  
     В XXI веке у человечества появляется все  больше новых объектов, нуждающихся  в защите путем закрепления соответствующих  норм в законе. Основной объект на сегодняшний день – это информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине данные сами по себе приобретают высокую ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность. 
     В повседневной жизни человека сохранность  информации о его жизни зависит  от него самого. Но совсем другая ситуация, когда мы обязаны предоставить данные о себе в соответствии с законом  третьему лицу, а конкретно –  работодателю. Работник в данной ситуации передает конфиденциальную  информацию о себе на ответственное хранение. Далее за сохранность данных отвечает уже работодатель. Он обязан оберегать сведения о работнике от посягательств третьих лиц и нести ответственность за распространение указанных данных. 
     Цели  контрольной работы:  
     ? определить понятие источников трудового  права; система источников трудового права, 
     ? исследование трудовых отношений в сфере защиты персональных данных работника, порядок работы с конфиденциальными сведениями о работнике, способы их защиты, а также ответственность работодателя за невыполнение обязательств по обеспечению сохранности персональных данных. 
     Объект  исследования: трудовое право РФ.  
     Предмет исследования: источники трудового права РФ, защита персональных данных сотрудника.  
  
 

ПОНЯТИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО  ПРАВА И ИХ СИСТЕМ

Понятие и виды источников трудового права     

Источником  трудового права называется Закон  и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы. 
     Источник  трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы права. Под источником права обычно понимают внешнюю форму права, форму установления и выражения правовых норм, объективированный в документальном виде акт правотворчества. Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исключительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все большее число представителей теории права отходят от этой доктрины.  
   Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об источниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права. 
     Обычно  выделяют четыре группы таких источников: 
     1) нормативный правовой акт; 
     2) нормативный договор; 
     3) судебный прецедент; 
     4) обычай. 
     В теории трудового права долгое время  к источникам относили лишь нормативные  правовые акты (при этом нормативным  актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется широкий подход к определению источников трудового права. Нет сомнений относительно существования в системе источников трудового права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор. Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент. С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики). 
     В связи с этим первый вопрос, на который  необходимо ответить: что можно (и  нужно) отнести к источникам трудового  права? 
     ? Начнем с нормативных правовых актов, включение которых в систему источников трудового права является очевидным и сомнений не вызывает. 
     Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционированные государством и содержащие нормы трудового права. 
     В иерархии источников трудового права нормативный правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в силу качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права. 
     Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы иподзаконные акты. 
     Среди законов надо выделить Основной Закон  Российской Федерации ?Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли ? Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы). 
     Подзаконные нормативные акты различаются по своей юридической силе и месту  в системе источников. Высшей юридической  силой обладают указы Президента РФ, за ними следуют постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты субъектов РФ (указы, постановления, положения и т.п.), акты органов местного самоуправления. 
     Указы Президента РФ, равно как и акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и т.д., могут носить нормативный характер, т.е. содержать нормы права или быть правоприменительными либо распорядительными актами. 
     Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права. 
       Следующий вид источников трудового  права ? нормативный договор. 
     К нормативным договорам относятся: 
     а) международные (многосторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией  
     б) акты социального партнерства (нормативные  соглашения или коллективно-договорные акты) ? коллективные договоры и  соглашения.  
     Нормативные договоры (нормативные соглашения) характеризуются тем, что они заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъявлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их содержание составляют не обязательства (или не только обязательства) сторон, а правовые нормы.    В последнее десятилетие отдельные представители науки трудового права стали относить к источникам права и трудовой договор. Эта позиция основана на широком представлении о праве, включении в понятие права не только позитивного права в виде системы правовых норм, но и субъективного права. Безусловно, трудовой договор можно признать источником субъективного права, т.е. актом, устанавливающим субъективные права и обязанности работника и работодателя. Однако норм права он не содержит. Если исходить из широкой трактовки права, то правильнее говорить не об источниках, а о формах существования права, и рассматривать все формы, включая, например, правоотношение и правосознание.? Что касается судебного прецедента и обычая, то надо подчеркнуть, что указанные источники включаются в ту или иную национальную систему права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку ни конституционное, ни трудовое законодательство РФ не указывает на возможность отнесения обычая и судебного прецедента к источникам права, последние в российской правовой системе таковыми не являются. Кроме того, роль судебного прецедента в его классическом понимании даже в странах обычного права серьезно меняется. На первое место выходит так называемый прецедент толкования, т.е. интерпретация статутного права. Как совершенно справедливо отмечают исследователи, в России речь идет не о развитии судебного прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отступлением от идеи верховенства закона), а об усилении позиции судов в толковании закона. Именно в этом направлении развивается судебная практика, которая играет существенную роль в правильном понимании и применении закона. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда РФ, которые, по существу, отменяют или изменяют нормы права и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ .  
 
       

Система источников трудового  права       

Источники трудового права образуют систему, единство которой обусловлено наличием единого предмета и метода отрасли, принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. 
       Система источников трудового права по сравнению  с другими отраслями права  обладает серьезной спецификой. 
       Прежде всего надо подчеркнуть, что трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) и соответственно массив нормативных правовых актов делится на акты федерального и регионального уровней. 
       Особенность системы источников трудового права заключается в наличии наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, актов органов местного самоуправления, нормативных соглашений, заключаемых сторонами трудовых отношений, и локальных нормативных актов, которые утверждаются работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников. 
       Существенным  отличием системы источников трудового права от системы источников других отраслей права является действие принципа неухудшения положения работника: каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Этот принцип основа построения всей системы источников трудового права, отражение социальной (защитной) функции трудового права. Он легально закреплен по отношению к некоторым видам источников трудового права. Так, нормативные соглашения: 
     1) не могут содержать условий,  снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК); 
     2) законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ, принятые  по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральному законодательству (ст. 6 ТК); 
     3) локальные нормативные акты не  могут ухудшать положение работников  по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК). 
     Существование сложной системы источников трудового  права актуализирует проблему организации  системных связей между различными видами источников и разрешения коллизий между нормами различного уровня. В первую очередь это соотношение нормативных и коллективно-договорных актов. 
     Вероятно, в ближайшей перспективе необходимо исходить из того, что, во-первых, трудовые отношения в России регулируются как нормативными правовыми, так и коллективно-договорными актами. Во-вторых, сложившееся между ними соотношение носит неслучайный характер, поэтому нельзя отвергать его без достаточных оснований. В-третьих, перед обоими видами актов стоит единая цель ? упорядочение трудовых отношений и обеспечение социальной защиты трудящихся. Эти обстоятельства обусловливают необходимость гармонизации государственного и коллективно-договорного правового регулирования и соответственно нормативных правовых и коллективно-договорных актов. 
     Очень редко на практике встречаются коллективно-договорные акты, будь то соглашения или коллективные договоры, содержащие целостное регулирование  трудовых отношений, ? то, что исследователи  называют «трудовым кодексом предприятия». Как правило, коллективно-договорный акт содержит отдельные правовые нормы по различным институтам трудового права, например правило о предоставлении дополнительного отпуска; нормы о порядке и условиях выплаты материальной помощи, о повышении оплаты за работу в ночное время. 
     Государственное, и прежде всего законодательное, регулирование в сложившейся  ситуации должно установить минимум социальных гарантий для работника по каждому институту трудового права. Этот минимум должен выполнять две функции: 
     1) обеспечить достаточное регулирование  и приемлемый уровень защиты  работника в случае отсутствия  коллективно-договорных актов; 
     2) служить базовым уровнем, своего  рода отправной точкой при  ведении коллективных переговоров. 
     Законодательство должно определять также правила и пределы коллективно-договорного регулирования, т.е. устанавливать порядок ведения коллективных переговоров и предмет регулирования, осуществляемого социальными партнерами. Предмет коллективно-договорного регулирования не во всем совпадает с предметом трудового права, определенным ст. 1 ТК. 
     Во-первых, не все отношения, включенные в предмет трудового права, могут подвергаться коллективно-договорному регулированию. Коллективно-договорный акт заключается работниками и работодателями, которые не наделены государственно-властными полномочиями, и по своей юридической природе является нормативным соглашением. Стороны могут упорядочить лишь те отношения, которые не затрагивают интересов третьих лиц и не предполагают участия других субъектов права. По этому критерию из предмета коллективно-договорного регулирования должны быть исключены отношения по рассмотрению трудовых споров, как индивидуальных, так и коллективных, и отношения по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. 
     Во-вторых, коллективный договор или соглашение могут предусматривать дополнительные по сравнению с социальным законодательством меры по социальной защите работников: дополнительное страхование от безработицы; дополнительные системы социального и медицинского страхования, дополнительное пенсионное обеспечение (страхование) и т.п. Иными словами, предмет коллективно-договорного регулирования включает некоторые общественные отношения, являющиеся составной частью предмета других отраслей. 
     Процедурные элементы трудового правоотношения, такие как исчисление сроков, порядок  приема и увольнения, процедура наложения  дисциплинарного взыскания и  привлечения к материальной ответственности, также должны остаться в ведении государства. Кстати, это нашло отражение в ст. 6 ТК. 
     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 17) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.  
     Ограничение сферы коллективно-договорного регулирования  должно дополняться, как и сейчас, ограничением выбора регуляторов, т.е. закреплением принципа неухудшения положения работников по сравнению с действующим законодательством. 
     Таким образом, общая модель соотношения  нормативных правовых и коллективно-договорных актов строится, во-первых, на законодательном определении предмета коллективно-договорного регулирования; во-вторых, на признании положений статутного права гарантированным всем без исключения минимальным стандартом трудовых прав, т.е. недопущении ухудшения положения работников по сравнению с нормативными правовыми актами.  
  
  
 

ЗАЩИТА  ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА 

 
     Согласно  ТК РФ под персональными данными  подразумевается информация, необходимая  работодателю в связи с трудовыми  отношениями и касающаяся конкретного  работника (ст. 85). При этом законодатель не устанавливает перечня таких сведений. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. По сути, это означает, что круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, следует определять в локальном нормативном акте, но в пределах, установленных федеральным законодательством. Между тем Федеральный закон об информации, как отмечалось нами выше, относит персональные данные к информации ограниченного доступа и устанавливает, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) должен быть установлен федеральным законом (ч. 9 ст. 9). В качестве такового выступает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Он определил, что персональные данные ? это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основе такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Здесь же дано понятие оператора (в качестве которого может выступать работодатель) и обработки персональных данных. Под ней подразумеваются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание (ст. 7), блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3). В соответствии со ст. 19данного Закона Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781 было утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных . Согласно п. 14 данного Положения, лица, доступ которых к персональным данным в информационной системе необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного оператором или уполномоченным лицом. 
     В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке  персональных данных работника обязаны  соблюдать следующие общие требования:   
     1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и о;                         
     2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;   
     3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;                              
     4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;    
     5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;   
     6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;    
     7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;    
     8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;    
     9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;    
     10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников. (СТ. 86) 
     Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты, предусмотренные комментируемой статьей, в целом корреспондируются с иными актами законодательства РФ, содержащими нормы, регулирующие смежные правоотношения. При работе с персональными данными работодателю следует ориентироваться на положения федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».  
     Законодательные и иные нормативные правовые акты РФ по данному вопросу базируются на положениях Конституции РФ, ст. 23 которой закреплено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а ст. 24 содержит даже более конкретную норму, устанавливающую, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.   
       Согласно ст. 3 Федерального закона  от 27.07.2006 № 152-ФЗ любое юридическое  и физическое лицо, организующее  и (или) осуществляющее обработку  персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных, является оператором применительно к сфере действия указанного Федерального закона. И хотя работодатель в соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона как лицо, осуществляющее обработку персональных данных в отношении субъектов (граждан), которых связывают с ним трудовые правоотношения, освобожден от необходимости предварительного уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи) о своем намерении осуществить обработку персональных данных, все остальные условия и требования указанного Федерального закона для работодателя (как оператора) при обработке персональных данных являются обязательными.   
Согласно ст. 5 данного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:  
     а) законности целей и способов обработки  персональных данных и добросовестности;  
     б) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;   
     в) соответствия объема и характера  обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;  
     г) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к  целям, заявленным при сборе персональных данных;  
     д) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.   
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в т. ч. использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.  
       Основным источником информации  о работнике для работодателя является сам работник, предоставляющий о себе необходимые сведения, в первую очередь, при заключении трудового договора. Статья 65 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней). В отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иным  
и т.д.................


Информация о работе Понятие трудового права