Понятие, предмет, метод трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:04, лекция

Краткое описание

1. Труд является жизненно важным условием существования людей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Все, что создано человеком, начиная от величайших открытий и до простейших предметов обыденной жизни, является результатом его целенаправленной, осознанной трудовой деятельности. В широком плане трудовая деятельность людей выступает естественной потребностью жизни общества, формирования его материальной основы.

Содержание

План:
1 Понятие общественной организации труда
2 Предмет трудового права
3 Метод трудового права
4 Система трудового права
5 Понятие и виды трудовых правоотношений

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovoe_pravo.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в сфере занятости населения  направлена на: 1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, постоянно  проживающим на территории Казахстана, в выборе занятости и трудоустройстве; 2) защиту внутреннего рынка труда путем регулирования использования иностранной рабочей силы; 3) повышение эффективности использования трудовых ресурсов; 4) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда; 5) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; 6) осуществление социальной защиты безработных, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, неконкурентоспособных на рынке труда; 7) организацию трудового посредничества через уполномоченный государственный орган по труду, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством; 8) предупреждение и сокращение безработицы; 9) сочетание республиканских мероприятий по решению проблем занятости с мерами по обеспечению занятости, принимаемыми местными исполнительными органами; 10) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; 11) координацию и регулирование деятельности госорганов и работодателей, уполномоченного госоргана по труду по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением; 12) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения; 13) обеспечение участия представителей трудящихся и работодателей в разработке государственной политики занятости.

3. Государство обеспечивает правовое регулирование вопросов занятости населения на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и устанавливает соответствующие государственные гарантии.

Правительство Республики Казахстан с участием представителей трудящихся и работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития республики разрабатывает программу занятости населения, предусматривающую меры по снижению темпов падения уровня занятости, по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы. Важное место в программе отводится организации занятости отдельных групп населения, нуждающихся в социальной защите, особенно в сельской местности; поддержке и стимулированию развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места; созданию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда; совершенствованию организации общественных работ. Финансирование программ занятости осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Государственная социальная защита граждан от безработицы выражается в определении  их прав в сфере занятости, к которым относятся: 1) на свободный выбор места работы путем непосредственного обращения к работодателю, в уполномоченный орган либо в частное агентство занятости; 2) на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей; 3) на консультацию и получение информации в уполномоченных органах и в частных агентствах занятости, оказывающих содействие в трудоустройстве населения; 4) на участие в общественных работах; 5) обжаловать решения, действия (бездействия) государственных органов, частных агентств и их должностных лиц в центральном исполнительном органе или суде.

Граждане вправе заключать  договоры добровольного страхования  на случай потери работы. Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы:1) содействие в трудоустройстве; 2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных; 3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах; 4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Безработные граждане, желающие найти  работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство  занятости за содействием в трудоустройстве. Для регистрации безработных граждан, обратившихся в поисках работы, необходимы следующие документы: удостоверение личности (паспорт), свидетельство о присвоении СИК, документы, удостоверяющие трудовую деятельность, РНН. Регистрация осуществляется по месту жительства.

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны отмечаться не реже одного раза в течение 10 календарных  дней, а безработные, проживающие  в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.       

Безработный снимается с учета, если обращается с письменным отказом  от двух предложений подходящей работы, неявки в течение 5 дней со дня выдачи направления на работу по месту регистрации, переезда в другую местность и  других случаях (ст.16 Закона о занятости).

Уполномоченный орган  вправе направить гражданина на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.  
       Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе. 

Литература: 1; с.45-68; 2, с. 118-134; 3; 4; 13; 14; 15; 18

Контрольные вопросы:

1 Дайте понятие трудовых  правоотношений

2 Определите виды трудовых  отношений

3 Назовите субъектов трудовых отношений

4 Понятие занятости  населения

5 Основные направления  государственной политики в сфере  занятости населения

6 Круг лиц, относящихся  к занятому населению

7 Права граждан в  сфере занятости

8 Понятие трудового  посредничества

9 Порядок и условия  признания граждан безработными

10 Порядок и условия  трудоустройства безработных

 

 

Тема 4 Социальное партнерство. Коллективный договор

Цель: сформировать знания о понятии и содержании социального партнерства и коллективного договора

План:

1 Понятие, система,  задачи и принципы социального  партнерства

2 Организация социального  партнерства и порядок заключения  соглашений

3 Понятие коллективного  договора и его роль в регулировании  трудовых отношений

4 Структура и содержание  коллективного договора

5 Право на ведение  переговоров и порядок их организации

6 Исполнение коллективного  договора, ответственность сторон

 

1. Социальное партнерство (сотрудничество) - это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров.

  Ст.1 Трудового кодекса  РК определяет социальное партнерство следующим образом: «социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их и интересов  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Социальное партнерство  обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального  партнерства: 1) на республиканском  уровне - республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений; 2) на отраслевом уровне - отраслевыми комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений; 3) на региональном (областном, городском, районном) уровне - областными, городскими, районными комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений; 4) на уровне организаций в форме соглашений или коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между представителями работников и работодателем, а в организациях с иностранным участием - резидентами РК на основе международных договоров (соглашений) и законодательства РК (ст. 260 ТК РК).

Социальное партнерство  осуществляется в формах: 1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий прав работников в сфере труда и совершенствования трудового законодательства РК; 3) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст.261 ТК РК).

Ст. 258 ТК РК определяет задачи социального партнерства: 1) создание эффективного механизма регулирования социальных, трудовых и связанных с ними экономических отношений; 2) содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества; 3) содействие в обеспечении гарантий прав работников в сфере труда, осуществление их социальной защиты; 4) содействие процессу консультаций и переговоров между сторонами социального партнерства на всех уровнях; 5) содействие разрешению коллективных трудовых споров; 6) выработка предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений.

Ст. 259 ТК РК устанавливает  следующие принципы социального  партнерства: 1) полномочность представителей сторон; 2) равноправие сторон; 3) свобода выбора обсуждаемых вопросов; 4) добровольность принятия обязательств; 5) уважение интересов сторон; 6) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 7) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых обязательств по соглашению; 8) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства; 9) гласность принимаемых решений.

2. Организация социального партнерства регулируется главой 29 ТК РК.

На республиканском  уровне социальное партнерство обеспечивается республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. Республиканская комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Участниками республиканской комиссии являются полномочные представители Правительства РК, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей (ст.263 ТК РК). 

Социальное партнерство  на отраслевом уровне обеспечивается отраслевыми комиссиями по социальному  партнерству и регулированию  социальных и трудовых отношений. Отраслевая комиссия является постоянно действующим  органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Участниками отраслевых комиссий являются полномочные представители соответствующих исполнительных органов, представители работодателей и работников (ст.264 ТК РК). 

Социальное партнерство  на региональном уровне обеспечивается областными, городскими и районными  комиссиями по социальному партнерству  и регулированию социальных и  трудовых отношений. Региональная комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими соглашениями и решениями. Участниками региональных комиссий являются соответствующие уполномоченные представители местных исполнительных органов, представители работодателей и работников (ст.265 ТК РК).

Регулирование социально-трудовых отношений на уровне организации: для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта колдоговора и его заключения, обсуждения проектов актов работодателя, издание которых в соответствии с ТК РК осуществляется с учетом мнения или по согласованию с представителями работников, а также для организации контроля за выполнением колдоговора на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Работодатель в соответствии с условиями колдоговора создает условия для деятельности профессионального союза, действующего в организации. По согласованию сторон и при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель может ежемесячно перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из зарплаты работников (ст. 266 ТК РК). 

Комиссии формируются на основе следующих принципов: 1) обязательности участия представителей органов исполнительной власти, представителей работодателей и работников в деятельности комиссий; 2) полномочности сторон; 3) паритетного представительства; 4) равноправия; 5) взаимной ответственности сторон. Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно. Все участники сторон социального партнерства наделяются равными полномочиями (ст.267 ТК РК). 

Основными целями комиссий являются регулирование социальных и трудовых отношений и согласование интересов сторон. Основными задачами комиссий являются: 1) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной и экономической политики; 2) разработка, согласование и утверждение мероприятий по реализации соглашений; 3) разработка и заключение соглашений; 4) проведение в рамках республиканской комиссии консультаций и выработка рекомендаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм. Комиссии действуют в соответствии с утвержденными ими положениями и планами работ. Заседания комиссий проводятся не реже двух раз в год (ст.268 ТК РК). Решения комиссий принимаются только на основе достижения согласия всех сторон в переговорах и оформляются соответствующими соглашениями. В ходе переговоров, если стороны не смогли прийти к согласию, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон по устранению разногласий и о сроках возобновления переговоров. Порядок принятия решений и организации работы разрабатывается и утверждается комиссиями. 

Информация о работе Понятие, предмет, метод трудового права