Понятие и классификация трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 18:04, аттестационная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение понятия и классификации трудовых споров.
В соответствии с целью обозначим задачи:
1. Раскрыть понятие трудовых споров.
2. Рассмотреть классификацию трудовых споров.
3. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
4.Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….…..….…..... 3
2. Понятие трудовых споров …………………………………….….………..... 4
3. Классификация трудовых споров ……………………………………….….. 6
3.1. Классификация трудовых споров по субъектному составу и
предмету……………………..……………...……………………….….....6
3.2. Классификация трудовых споров по характеру ………………..... 8
3.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения …...9
4. Порядок рассмотрения трудовых споров ……………...…………….….….10
4.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.........10
4.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров …........18
4.2.1. Урегулирование разногласий сторонами трудового спора …..19
4.2.2. Примирительные процедуры …………….……………………..21
4.2.3. Забастовка .…………….………………………………………….25
5. Нормативная основа разрешения трудовых споров ………………………..26
6. Заключение……………………………………………………….……………28
Список использованной литературы …………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Аттестационная работа_основа.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

 

 

А Т Т Е С Т А Ц И О Н Н А Я     Р А Б О Т А

по программе дополнительного профессионального образования:

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

на тему:

«Понятие и классификация трудовых споров.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры»

                                                                                      

                                                                                     

                                                                                            Руководитель-консультант:

                                                                              кюн  И.А. Трофимова

                                                                                             

                                                                                Слушатель:

                                                                               Е.Л. Якимова

 

 

Сдана на проверку:                                        Группа №  02(УПО)-556-14

“____”           мая            2014 г.

Сдана в учебную часть:                                              Оценка:

“____”   ____________    2014 г.                                         “ _________________”      

 

               ___________________                                                                                ___________________

                          (подпись)                                                                                                    (подпись)     

 

 

 

  

Москва 2014 г.


 

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………….…..….…..... 3

2. Понятие  трудовых споров …………………………………….….………..... 4

3. Классификация  трудовых споров ……………………………………….….. 6

            3.1.  Классификация трудовых споров  по субъектному составу и

            предмету……………………..……………...……………………….….....6

            3.2. Классификация трудовых споров  по характеру ………………..... 8

           3.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения …...9

4. Порядок  рассмотрения трудовых споров ……………...…………….….….10

            4.1. Порядок рассмотрения  индивидуальных трудовых споров.........10

            4.2. Порядок рассмотрения  коллективных трудовых споров …........18

            4.2.1. Урегулирование  разногласий сторонами трудового спора …..19

            4.2.2. Примирительные  процедуры …………….……………………..21

            4.2.3. Забастовка .…………….………………………………………….25

5. Нормативная  основа разрешения трудовых споров  ………………………..26

6. Заключение……………………………………………………….……………28

Список использованной литературы …………………………………………..30

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работни- ков организаций приобретает все большее значение в связи с  проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформиру- ют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят  в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются  нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Столкновение  противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией)  трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры – коллективные и индивидуальные.

Массовый  характер приобрело нарушение коллективных договоров и соглашений, порождающих коллективные трудовые споры, перерастающие в забастовки.

Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономичес- кой сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора,  как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией).                          

Эти неправомерные действия могут быть  результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний  либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде,  условий коллективного договора, иных       соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда   недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

От  причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.

Все вышесказанное говорит об актуальности темы аттестационной     работы.

Цель работы – рассмотрение  понятия  и  классификации  трудовых      споров.

В соответствии с целью обозначим  задачи:

1. Раскрыть  понятие трудовых споров.

2. Рассмотреть  классификацию трудовых споров.

3. Порядок  рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

4.Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.  
              

2. Понятие трудовых споров

Предметом трудового  права  являются трудовые и  тесно  с  ними связанные отношения. В процессе регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и администрацией организации, например, в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий  коллективного договора.

Трудовой  конфликт не всегда трансформируется в трудовой спор, а спор редко становится предметом судебного разбирательства. Как известно, это происходит лишь в тех случаях, когда "обиженный" работник (а именно ему чаще всего закон предоставляет  право возбуждения трудового  спора, хотя виновником конфликта может  быть любая из сторон) инициирует обращение  в орган по рассмотрению трудовых споров, в том числе и в суд. Но зачастую работник не хочет или  боится обращаться в органы по рассмотрению трудового спора, и следовательно, конфликт остается неразрешенным.

Таким образом, трудовые споры – это разногласия  между субъектами трудового права  по поводу установления условий труда  или заключения трудового договора, а также применения норм трудового  законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Из  этого  определения  видно, что  нельзя сводить  трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие  трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими  субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры  по своему характеру могут быть связаны  как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых  условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры – это  не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного  органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.

Наряду  с этим, встречаются случаи, когда  трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных  рабочих и служащих к исполнению своих служебных обязанностей и  предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и  др.); или вследствие бюрократического отношения некоторых хозяйственных  руководителей к законным требованиям  работников, сознательного нарушения  ими действующего законодательства о труде (например, перенос или  отмена выходных дней, превышение установленных  норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска  в соответствии с утвержденным графиком и др.). 

 

3. Классификация трудовых споров

Классификация  трудовых  споров  необходима  для  того, чтобы  по      каждому трудовому спору  правильно определить его подведомственность. Трудовые споры различаются по субъектному составу, предмету, характеру спора, а также порядку рассмотрения. Трудовые споры разграничиваются в зависимости от того, из каких правоотношений они возникают. В соответствии с этими основаниями рассмотрим классификацию трудовых споров. 

 

3.1. Классификация трудовых споров по субъектному

составу и предмету

По субъектному составу и предмету все споры делятся на индиви-   дуальные и коллективные.

Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель (руководитель, администрация). Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежат на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора. 

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (его представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.

Учитывая  законодательство о трудовых спорах и его применение в Российской Федерации, а также опираясь на западный опыт разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), можно сделать  вывод, что в основе предмета этих споров заложены конфликты интересов.

Индивидуальные  трудовые споры как споры юридического характера, возникающие в связи с применением и толкованием действующих юридических норм, именуются конфликтами права. Индивидуальные споры возникают, в большинстве случаев, из трудовых правоотношений.

Коллективные споры могут возникнуть из следующих правоотноше- ний, производных от трудовых:  

а) правоотношения работников с работодателем (их представителей) по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, иные организационно-управленческие правоотношения;   
        б) правоотношения соответствующих профсоюзных органов с представителями работодателей, как правило, с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Информация о работе Понятие и классификация трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры