Понятие занятости, ее формы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:10, реферат

Краткое описание

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений..

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие занятости.docx

— 77.72 Кб (Скачать файл)
    1. Понятие занятости, ее формы и структура

 

Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход. [2]

В соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:

- лица, выполняющие оплачиваемую  работу в течение полного или  неполного рабочего дня;

- лица, занятые индивидуальной  трудовой деятельностью (без наёмного  труда);

- военнослужащие, проходящие  службу в вооруженных силах;

- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;

- лица, занятые уходом  за инвалидами.

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет. [6, c. 128].

К экономически неактивному (пассивному) населению в трудоспособном возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие. [6, c. 129].

Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:

а) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;

д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Одной из основных целей экономической политики является обеспечение полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми Международной организацией труда, являются следующие:

- добровольность занятости;

- равные возможности всех  граждан;

- содействие трудовой  мобильности с учетом изменения  трудовой структуры;

- социальное партнерство  работодателей и профсоюзов как  часть государственной политики  занятости.[17, c. 49].

. ПОЛИТИКА  ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. В действительности определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

Общий уровень безработицы - процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе, и исключающей студентов, пенсионеров, заключенных, а также молодежь до 16 лет. [4, c. 98].

Главными причинами безработицы являются:

1. Структурные сдвиги в  экономике, выражающиеся в том, что  внедрение новых технологий, оборудования  приводит к сокращению излишней  рабочей силы;

2. Экономический спад или  депрессия, которые вынуждают работодателей  снижать потребность во всех  ресурсах, в том числе и трудовых;

3. Политика правительства  и профсоюзов в области оплаты  труда: повышение минимального размера  заработной платы увеличивает  издержки производства и тем  самым снижает спрос на рабочую  силу;

4. Сезонные изменения в  уровне производства в отдельных  отраслях экономики;

5. Изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в  трудоспособном возрасте увеличивает  спрос на труд и, возрастает  вероятность безработицы.

 

Безработица в Беларуси сохраняется на уровне 0,5% 
17 февраля, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. По оперативным данным, в Беларуси на 1 февраля 2014 года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,5% экономически активного населения (год назад было 0,6%), сообщили корреспонденту БЕЛТА в управлении политики занятости Министерства труда и социальной защиты. 
 
За январь этот показатель повысился на 0,1 процентного пункта в Гродненской и Могилевской областях (до 0,6%), а также в Минской области (до 0,5%). В остальных регионах уровень зарегистрированной безработицы не изменился: в Брестской, Витебской, Гомельской областях на 1 февраля он составлял 0,7%, в Минске - 0,2%. 
 
Ситуация на рынке труда остается стабильной, кардинальных изменений в ближайшее время не прогнозируется, отметили в министерстве. 
 
В Беларуси число состоящих на учете безработных составило на 1 февраля нынешнего года 22,7 тыс. человек. Это на 14,3% меньше к уровню 1 февраля 2013-го. За январь численность безработных возросла почти на 1,8 тыс. человек. По словам специалистов, это характерно для первых месяцев года - после рождественских и новогодних праздников незанятые граждане стремятся решить вопрос трудоустройства, в том числе при содействии госслужбы занятости. 
 
Свободных рабочих мест на 1 февраля, исходя из заявок нанимателей, в стране насчитывалось 52,9 тыс. Большинство вакансий, как и прежде, предназначены для рабочих (73,8%). Основной спрос на рабочую силу формируется в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и связи. Напряженность на рынке труда республики (численность безработных на одну вакансию) остается на уровне 2013 года и на 1 февраля составила 0,4. 
 
В январе текущего года оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 10,6 тыс. человек, в том числе 8,4 тыс. безработных. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 3,4 тыс. человек, из них 2,3 тыс. безработных. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите направлены на обучение 675 человек. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан в январе оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 19 семьям безработных. 
 
Советом Министров утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год с объемом финансирования Br277 млрд 82,4 млн. Основная особенность новой госпрограммы - переориентация на решение проблем занятости и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Особое внимание уделено мероприятиям по интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. Акцент сделан на обеспечении занятости молодежи, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.-0-

   
   

Современный этап развития рынка труда характеризуется процессами, направленными на повышение экономической и социальной эффективности занятости населения, а также на обеспечение минимизации негативных последствий оптимизации численности работников организаций в условиях модернизации и структурных преобразований экономики. 
 
Обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 года № 125-3. 
 
В целях осуществления активной политики занятости и регулирования рынка труда в республике ежегодно реализуются мероприятия Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь и дополнительные мероприятия по обеспечению содействия занятости населения в регионах. 
 
В ходе реализации активных мер содействия занятости населения главной задачей государственной службы занятости является оказание помощи в трудоустройстве. Особое внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности безработных граждан. Службой занятости осуществляется бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных. 
 
Также в целях обеспечения занятости населения безработным гражданам оказывается содействие в организации собственного дела, в участии в оплачиваемых общественных работах. Для отдельных категорий безработных граждан, предусмотрены дополнительные меры содействия занятости (адаптация к трудовой деятельности инвалидов, «молодежная практика», временная трудовая занятость молодежи в период каникул и в свободное от учебы время). Обеспечивается социальная поддержка безработных в виде пособия по безработице, материальной помощи, стипендии в период прохождения профобучения. 
 
Кто может быть зарегистрирован безработным? Как получить те или иные услуги службы занятости? Какую помощь могут получить наниматели при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан? Какие специальности востребованы на рынке труда? 
 
На эти и другие вопросы можно получить ответы во времяonline-конференции с участием первого заместителя Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Петра Петровича Грушника и представителей управления политики занятости Минтруда и соцзащиты по вопросам практического применения законодательства о занятости населения 30 сентября с 11-00 до 12-00 на нашем сайте и www.belta.by. 
 
Online-конференция пройдет в рамках совместного интерактивного проекта «Online-марафон: Труд и социальная защита», который реализуется одновременно на сайтахwww.mintrud.gov.by и www.belta.by. Каждый посетитель сайтов может задать участникам онлайн-конференции те вопросы, которые считает для себя важными и актуальными. Ответы будут публиковаться в режиме реального времени в открытом доступе.

 

 

 

 

Налог с безработных в Беларуси появится в 2015 году?

Автор: s13. 15 октября 2013 года, 17:01  
Кейворды: Беларусь, деньги, планы

На сайте “Белорусский партизан” появились снимки документов, касающихся введения в Беларуси так называемого налога с безработных. В них указано, что белорусы, которые не платят налоги, будут раз в год компенсировать 20 базовых величин в счет расходов государства на социальную сферу. В Минтруда и соцзащиты эту информацию TUT.BY не прокомментировали.

В распоряжении “Белорусского партизана” оказались проект указа президента, постановления правительства и решение Министерства труда и социальной защиты. Согласно им, налог с безработных планируется ввести с 1 января 2015 года. Платить его будут граждане в возрасте от 18 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины), которые более 6 месяцев в календарном году “не принимали участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и иных платежей”. В документах налог назван “платежом в счет компенсации расходов государства на финансирование социальной сферы”, его сумма – 20 базовых величин. Платить придется ежегодно до 1 июня.

Как сообщает “Белорусский партизан”, в проекте закона также перечисляются категории граждан, которые будут освобождены от уплаты налога. Среди них военнослужащие, получающие денежное довольствие, студенты, пенсионеры, молодые мамы, получающие детское пособие, официальные безработные, которые зарегистрированы на бирже труда, заключенные и некоторые другие.

По оценке чиновников, денежные поступления в первый год реализации указа могут достигнуть 400 миллиардов рублей, но в дальнейшем будут сокращаться.

Как видно на снимке, под одним из документов стоит подпись замминистра труда и соцзащиты Петра Грушника. Однако в Минтруда, куда обратился FINANCE.TUT.BY, документы не комментируют, ссылаясь на то, что информация о планах по взысканию налога с безработных предназначена для служебного пользования.

Рынок труда Беларуси: топ-5 самых востребованных профессий в столице и регионах

В Минске ищут врачей, медицинских сестер и водителей, а в областях – водителей, сварщиков и трактористов

Если оценить количество вакансий на биржах труда и огромное число объявлений в стиле «Требуется!», то может показаться, что белорусскому рынку труда катастрофически не хватает рабочих рук буквально во всех профессиональных областях. Если же судить по масштабам оттока специалистов за рубеж, а также количеству неработающих людей, то в Беларуси хорошей работы днем с огнем не сыщешь. Так все же что нынче в дефиците — рабочие места или работники? Портал Prof-Press.by решил разобраться в этом вопросе, а помогло нам Управление политики занятости Министерства труда и социальной защиты РБ, которое предоставило необходимые цифры.

Информация о работе Понятие занятости, ее формы и структура