Бытие: понятие и форма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

С момента своего появления человек пытается найти ответы на такие вопросы: что есть мир? Как он устроен? Для чего человек в этом мире? Какова цель и роль его существования? Бытие — в самом широком значении — и есть существования. То есть человек пытается понять смысл своего существования. Помогает в этом человеку именно философия. Так как бытие является базовым понятием философии. Бытие традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях: во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.

Вложенные файлы: 1 файл

Бытие понятие и форма.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Бытие: понятие и форма

 С момента своего появления человек пытается найти ответы на такие вопросы: что есть мир? Как он устроен? Для чего человек в этом мире? Какова цель и роль его существования? Бытие — в самом широком значении — и есть существования. То есть человек пытается понять смысл своего существования. Помогает в этом человеку именно философия. Так как бытие является базовым понятием философии. Бытие традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях: во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы. Античные философы также были озабочены истоками своего существования. Древнегреческий философ Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. «Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». []    Из этого тезиса мы делаем вывод, что бытие — едино, статично, не имеет частей, вечно, благо, оно не появляется и не исчезает, оно существует перманентно. Бытие обозначает мир – как целое, неделимое. В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное», сотворенное Богом бытие. Философы-материалисты XVII - XVIII веков нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея». XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

 Один из разделов философии XX века, изучающих проблему бытия является - онтология. Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия выступают такие понятия как реальность, мир, действительность.

 В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. Мартином Хайдеггером. Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия. Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует рассмотрению проблемы с точки зрения экзистенциализма. Так, согласно Хайдеггеру: «Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место». [] И далее: «Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени». []

 «Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое — бытие — нельзя рассматривать как временное, ни второе — время — как сущее». [] Исходя из сказанного, мы делаем вывод, что рационально познать и дать толкование бытия невозможно.

 Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования.

  «В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

 Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

 Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека)». []

Таким образом, бытие - это сумма объективной и субъективной.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 
1. «Бытие природы. При этом различают: - Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера. 
- Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется: - Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (то есть биологическим законам, циклам развития и гибели организмов). 
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это  сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить: - Духовное, каждого человека. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.

- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием  не только отдельного человека, но и общества, то есть это  «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука ).

4. Бытие социального, которое подразделяется на: 
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств. 
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов». []

 Таким образом, бытие  - значит существовать – обладать какой-то реальностью, набором определенных свойств. Бытие, так или иначе, проявляться в какой либо форме: бытие человека, бытие природы, бытие духовное и бытие социальное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственная культура личности

«Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях». [] Таким образом, нравственная культура личности проявляется в поступках человека, его поведении. Это очень важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплотились в сознании человека и его делах, поведении и поступках. Условия для достижения нравственной культуры личности разнообразны: жизненный опыт, воспитание, просвещение, искусство - все достижения нравственной культуры общества. Нужно отметить одно обстоятельство: человек не должен воспринимать достижения нравственной культуры общества как истину, догму. Личность может вносить свой вклад в совершенствование нравственной культуры общества. Здесь перед человеком стоит очень сложная задача: оптимально сочетать традиционные и творческие элементы, соединить свой уникальный жизненный опыт с богатством общественной морали. Мораль – явление, постоянное меняющееся в разных, конкретных исторических условиях, а носителями этих изменений были люди. Современный период истории – не исключение. Мы считаем, что современная личность, также, способна выступить инициатором новых моральных установок, принципов, которые будут восприняты обществом. По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них личностым осмыслением и выражением, преобладанием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данное правило. Одни прикладывают его к семейным отношениям, другие к профессионально-деловым, третьи к межличностным.  Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место, прежде всего, у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям, или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия. Слово «нравственность» означает в современном языке, примерно то же самое, что и мораль. В процессе нашей работы мы определили, что в современной философской литературе под моралью понимается нравственность, «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм». [] Мораль,  как и   нравственность,  регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях. «Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов». [] Таким образом, мы приходим к выводу, что мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.  Мораль воплощается в создании целой системы норм, принципов и ценностей.

- моральные нормы - принятое в данном обществе форма поведения. То есть, «так надо», «так положено»;

- моральные принципы –  эгоизм, альтруизм, гуманизм;

- моральные идеалы –  образ героя, нравственное совершенство;

- высшие моральные ценности  – те, которые выступают личностным  ориентиром - счастье, любовь, дружба;

Нравственная культура личности реализует себя в сфере сознания, чувствах, поступках. Например, когда человеку стыдно за свой поступок или всем известно – «совесть заела».

Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои механизмы функционирования морали и свои представления о добре и зле. Одним из ключевых понятий нравственности – является обоснование, что есть хорошо, а что плохо – что есть добро, а что зло. В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой. Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, то есть стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — с идеалом. Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, мы определили разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им. Наконец, в-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла — творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Степени развития нравственной культуры самого человека.

Таким образом, мы приходим к выводу, что нравственная культура существует на уровне общества в целом, в различных субкультурных группах, отдельной личности. Нравственная культура формируется, развивается и модернизируется на протяжении веков. И отличается в зависимости от нравственного воспитания каждого человека. В современном обществе существует ряд проблем, связанных с  формированием нравственной культурой. Обусловлено данная ситуация особенностями  современной культуры. Культ техники, масштабная урбанизация привели к стремлению уединенности, преследование исключительно своих интересов, ориентир на себя. Тем более, что большой город диктует иные правила жизни, ослабевают механизмы контроля за нравственным поведением – обсуждение, бойкот, осуждение. Главным становится правовое регулирование. Наконец, одной из основных проблем становится система самого нравственного воспитания, методик, формирование нравственных привычек, правил. Важно знать и понимать, что нравственная культура  - это одно из главных оснований духовной жизни общества и человека. Вместе с правом, нравственная культура формирует механизмы поведения, нормы и идеалы.

 

 

 

Объяснить, в чем заключается актуальность исследования проблемы человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Исаев А. А. Проблема обоснования категорий «бытие» и «существование» в истории философии // Философская жизнь Урала. Екатеринбург, 1999. С. 200—2006.
  2. Культурология: учеб. Пособие / З. А. Неверова.  – Минск:  Высшая школа, 2008. – 368 с.
  3. Культурология: учеб. Пособие для вузов / С. В. Лапина, Е. М. Бабосов,

 А. А. Жарикова. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 496 с.

  1. Маркузе,  Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Пер. с ам., послесл., примич. А. А. Юдина; сост. В. Ю. Кузнецова / Г. Маркузе.  – М: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 526 с.
  2. Мартынов,  В. Ф.  Культурология. Теория культуры: учебное пособие /  В. Ф. Мартынов. – Минск:  АСАР, 2008. – 848 с.
  3. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — 2659 с.
  4. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Сластенин В. А., Исаев И. Ф. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  5. Рябоконь, Н.В. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
  6. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого В. В. Бибихина.
  7. Усовская, Э. А. Постмодернизм: учеб. Пособ / Э. А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 256 с.
  8. Флиер, А. Я.  Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.

 

 


Информация о работе Бытие: понятие и форма