Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

(МЭСИ)

ИНСТИТУТ    ПРАВА И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Специальность

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий

 

 

 

Студент     Хабибуллина Эльмира Ришатовна _________________

 

Руководитель Бойко Наталия Семеновна  _________________

 

Рецензент  Камашева Валентина Игоревна _________________

 

 

 

 

Заведующий

кафедрой   ___________________________ _________________

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА    2006 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….…….. 3

Глава 1  Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5

1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения

в Российской Федерации ………………………………………………….. 5

1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11

Глава 2  Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17

2.1 Понятие, правовая база и основные положения

о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17

    1. Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
    2. Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
    3. Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40

Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48

3.1  Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48

3.2  Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57

Заключение ……………………………………………………………..........…. 68

Список использованных источников .............................................................. 71

Приложения ……………………………………………………………........…...74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для написания данной дипломной работы  была выбрана тема из области социального  обеспечения. Основным аргументом этому послужило то, что одной из приоритетных задач государственной политики в любом цивилизованном обществе выступает социальное обеспечение граждан. Конституция Российской Федерации (ч.1 ст.7) провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопросы пенсионного законодательства затрагивают интересы достаточно широких групп лиц. Согласно данным Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного Фонда по Ульяновской области число пенсионеров по области на 31.12.2005г. достигло 378.764 человека, что составляет примерно  25 % жителей области. По статистике, проводимой Пенсионным Фондом,  количество людей, обращающихся в органы пенсионного обеспечения, ежегодно возрастает. Главным показателем данного роста, в первую очередь,  является процесс старения населения.

Так, по данным переписи населения в2002 году были зафиксированы возрастные группы со следующими показателями:

в возрасте от 0 до 16 лет  19%

в возрасте от 17 лет до 60 лет  60%

в возрасте от 61 года и старше 21%

Известно, что основная доля пенсионеров приходится на категорию от 17 до 60 лет (пенсия по старости на общих основаниях назначается лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, соответственно женщинам и мужчинам).

Кроме этого, государство предоставляет гражданам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца (в основном это дети  до 18 лет), и по инвалидности. В обществе, где происходит развитие промышленности и технологий, и как следствие этого ухудшение экологической обстановки, зафиксирован резкий рост заболеваемости населения и в результате - получение инвалидности.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что вопросы пенсионного обеспечения касаются практически каждой возрастной группы, а значит, и каждого из нас. В связи с этим государство в последнее время все большее внимание уделяет проблемам пенсионного обеспечения. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу социального обеспечения, и, в первую очередь, пенсионную систему. Подтверждением этому является Пенсионная реформа.

В связи с этим, тема пенсионного обеспечения представляется еще наиболее интересной.

Целью написания данной дипломной работы является следующее:

Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.

Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.

Для этого передо мной встала задача изучить такие категории права, как:

  • пенсионное обеспечение
  • пенсия
  • обязательное пенсионное страхование и др.;

а так же вникнуть в суть пенсионной реформы, систематизировать все знания и навыки в области пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В  РФ

    1. Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

 

Пенсионное обеспечение  является одним из видов социального страхования. К задаче социального страхования относится гарантия материального и социального благополучия каждого человека, независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального обеспечения.

Всеобщей декларацией прав человека от 10.12.1948г. закреплено право каждого члена общества на социальное обеспечение, гарантируемое в Российской Федерации каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Проведение такой социальной политики, которая бы обеспечивала достаточный жизненный уровень каждого члена общества, в том числе и в случаях, когда он по независящим от него причинам не может трудиться - одна из задач социального государства (ст.7 [1]).

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX в. и не получило широкого распространения.

До 1917г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.

После октябрьской революции, в 20-х гг., развернулась общественная дискуссия о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение престарелых строилось не на основе учета возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако ситуация быстро менялась, и уже в 1924г. пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928г. – рабочие текстильной промышленности и транспорта. В 1929г. впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать [32, с.12].

В 1932г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55лет – для женщины и 60 лет – для мужчин.

Конституцией СССР, принятой в 1936г., было предусмотрено, чтобы пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956г., когда был принят Закон о государственных пенсиях, регулирующий размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсий по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения на ряду с ростом уровня пенсий явилось увеличение доли работающих пенсионеров начала постепенно сокращаться и снизилась с 60% в 1956г. до 9% в 1962г.

В 1965г. был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который предусматривал с 1965г. выход на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет и для женщин - с 60 лет. С 1968г. колхозники получили право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочие и служащие. В результате к середине 60-х гг. в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

 Необходимо отметить. Что до недавнего времени непосредственное  влияние демографических факторов  не рассматривалось как определяющее  условие при создании пенсионной системы. Только с середины 60-х гг. по мере снижения темпов прироста численности населения в трудоспособных возрастах и развития процессов старения населения в полном объеме встает проблема реформирования пенсионной системы по причине демографического кризиса [32, с.13]. 

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Несмотря на то, что социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков обязательного пенсионного обеспечения, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система наряду с многочисленными экономическими особенностями содержало одно важное преимущество – обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, начиная с середины 60-х гг. и до 1990г. получила определение государственного пенсионного обеспечения.

На современном этапе развития пенсионной системы основы пенсионного обеспечения закреплены на государственном уровне.

Первым нормативно – правовым актом на территории Российской Федерации, закрепляющим нормы пенсионного обеспечения является Конституция РФ.

Термин «конституция» в переводе с  латинского «constitutio» означает устанавливаю, учреждаю.

Во–первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности.

Во–вторых, Конституция – закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.

В–третьих, Конституция  есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа.

В–четвертых, Конституция выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых,  Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения, коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция, есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве [27].

В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства, высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39).

Важнейшим условием ее реализации является создание эффективной системы социального обеспечения. Она включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий