Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан. В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
Введение...................................................................................................................3
1 Предпосылки к реформированию  пенсионной системы в Российской  Федерации................................................................................................................4
2 Законодательная база  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации................................................................................................................6
2.1 Виды законов.....................................................................................................6
2.2 Конституция Российской  Федерации – гарант пенсионного  обеспечения населения..................................................................................................................7
2.3 Закон «О государственных  пенсиях в Российской Федерации»  как основа пенсионного обеспечения  в России.......................................................................8
3 Нормативно правовые акты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения............................................................................................................13
3.1 «Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации» и  «Программа пенсионной реформы  в Российской Федерации»............................................................................................................13
3.2 Федеральный закон «Об  индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования».....................................17
3.3 Федеральный закон «О  порядке исчисления и увеличения  государственных пенсий»....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................20
Список использованной литературы...................................................................22
2)государственное пенсионное 
обеспечение для отдельных 
3)дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации – обязательных страховых взносов;
Основой дополнительного 
пенсионного обеспечения должны 
стать негосударственные 
1)в форме так называемых 
дополнительных 
2)в форме личного пенсионного 
страхования граждан, 
Одна из ключевых позиций в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит новым для нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.
Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит занять эту нишу, что бы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить такие коллективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал работодатель.
Во-вторых, НПФ выступают 
в роли специфических институтов 
финансового посредничества, аккумулирующих 
сбережения широких слоев населения 
для осуществления долгосрочных 
инвестиций. Небольшой размер минимальных 
пенсионных взносов при длительном 
сроке пенсионных платежей позволяет 
привлекать сбережения лиц с невысокими 
доходами, а так же денежные средства 
работодателей. Неликвидность активов 
НПФ и длительный срок большинства 
пенсионных схем позволяет этим институтам 
направлять аккумулированные средства 
на цели долгосрочного инвестирования, 
активно участвовать в 
Формирование системы НПФ в России началось в крайне неблагоприятных для этого дела условиях. Отсутствие необходимых нормативных документов, высокие темпы инфляции, тяжелое финансовое положение многих работодателей, неустойчивость фондового рынка, а так же политическая нестабильность и неопределенность сильно сужают возможности без рискового эффективного использования пенсионных накоплений.
Первой в России Негосударственный пенсионный фонд («Российский страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. На начало 1998 года в России фактически действовало около 280 Негосударственных пенсионных фондов, которые выплачивали дополнительные пенсии более чем 190000 человек[7].
«Программа пенсионной реформы 
в Российской Федерации « от 20 
мая 1998 года предлагает создание профессиональных 
пенсионных систем. Для профессий 
и должностей, включенных в Списки 
№ 1 и № 2 и связанных с относительно 
высокими факторами, профессионального 
риска, страхование работников работодателями 
с помощью профессиональных пенсионных 
систем должно быть обязательным. В 
тех случаях, когда Уровень 
За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.
Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы.
 
3.2. Закон «Об 
индивидуальном 
Предложенный выше подход 
к организации 
Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 года. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитии заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, что бы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.
Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.
Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, теперь будут обременены и организационными обязанностями: предоставлять сведения о всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.
Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, достаточно широк. В частности, необходимо указать период деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж (работа в особых условиях труда, на Крайнем Севере и так далее), сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начисляются и т.д.
Оговорены в Законе и обязанности застрахованного лица. Оно должно:
-пройти регистрацию в 
органах Пенсионного фонда 
-получить страховое 
-заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а так же при утере страхового свидетельства;
-представлять по требованию 
органов Пенсионного фонда 
Несомненным достоинством принятого Закона является реальное обозначение перспектив дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.
 
3.3. Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
С 1 февраля 1998 года вступил 
в силу Федеральный закон от 21 
июля 1997 года за № 113 «О порядке исчисления 
и увеличения государственных пенсий». 
В связи с принятием данного 
закона пенсии для неработающих пенсионеров 
могут исчисляться с 
 
Заключение
Экономические преобразования, 
проводимые в России, не могут не 
вызывать неблагоприятных социальных 
последствий, тяжесть которых наиболее 
остро воспринимается гражданами, имеющими 
фиксированные доходы, прежде всего 
пенсионерами. В нашей стране около 
37 миллионов престарелых, инвалидов 
и членов семей, потерявших кормильца, 
поэтому проблема совершенствования 
пенсионной системы приобретает  
В настоящее время сфера 
пенсионного обеспечения 
-финансовая нестабильность;
-слабая дифференциация 
пенсионного обеспечения в 
-неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:
-отсутствие социально-
С достаточной степенью достоверности 
можно прогнозировать, что негативные 
демографические тенденции в 
России, последствия экономического 
кризиса, структурная перестройка 
экономики в ближайшее 
В сложившихся условиях совершенно 
неизбежной становиться глубокая реформа 
пенсионной системы в Российской 
Федерации с включением в нее, 
в частности, такого общепризнанного 
в мировой практике института 
как негосударственное 
При рассмотрении данного 
вопроса я пришла к выводу, что 
законодательное обеспечение 
 
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации.
2.Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года.
3.Закон Российской Федерации «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» от 15 декабря 2001 года.
4.Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 15 декабря 2001 года.
5.Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» от 7 августа 1995 года.
6.Постановление Правительства Российской Федерации «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» от 20 мая 1998 года.
7.Бродский Г.М., Бродский М.Н. «Право и экономика пенсионного обеспечения», С-Пб., 2003.
8.Захаров М.Л. Тучкова Э.Г., Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», М., Бек, 2007.
9.Социальные права: Россия и Европа / под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008.
[1] Социальные права: Россия и Европа /под редакцией А.С. Леонова., стр. 22
[2] Г.М. Бродской, М.Н. Бродской. Право и экономика пенсионного обеспечения./С-Пб, 2003., стр. 18.
[3] Бродский К.М., Бродский М.Н.: Право и экономика пенсионного обеспечения \ С-Пб., 2003 г.
[4] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.: Комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Москва, БЕК, 2007 г.
[5] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год, стр. 22.
[6] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год, стр. 24
[7] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год.