Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§1. 
Охрана труда
1.1 
Понятие охраны труда и основные направления 
государственной политики в области охраны 
труда
 
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, 
что труд и здоровье людей охраняются 
государством, а в ст. 37 закрепляет, что 
граждане реализуют право на труд в условиях, 
безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком 
смысле — это система обеспечения жизни 
и здоровья работника в процессе труда 
всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, 
санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, 
организационно-техническими и др. Это 
широкое понятие охраны труда закреплено 
в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах 
Российской Федерации об охране труда» 
(Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. 
Поэтому охрану труда каждый изучает в 
своем аспекте — не. только юридические, 
но и технические, экономические, медицинские 
вузы. Лишь такое широкое понятие охраны 
труда способно обеспечить безопасные 
и здоровые условия труда работников. 
Если хотя бы один ее компонент нарушен, 
нарушается вся охрана труда работника. 
В этом широком смысле охрана труда нужна 
везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона 
об охране труда распространяет это понятие 
более ограниченно — на труд в общественной 
организации на производстве всех форм 
собственности, включая труд как работников, 
так и администрации, членов производственных 
кооперативов, студентов-практикантов, 
военнослужащих, привлекаемых к работе 
на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих 
исправительные работы на предприятиях.
В трудовом праве используется 
понятие охраны труда в узком 
смысле — это система правовых 
норм, предусматривающих в законодательстве, 
коллективных и трудовых договорах и соглашениях 
мероприятия и средства обеспечения безопасных 
и здоровых условий труда работников и 
мер по оздоровлению и улучшению этих 
условий.
Третий аспект понятия охраны 
труда (как один из основных принципов 
трудового права) — обеспечение здоровых 
и безопасных условий труда работников.
Институт охраны 
труда состоит из следующих групп 
норм, которые тесно взаимосвязаны:
1)   нормы — принципы 
государственной политики в области 
' охраны труда и правила государственного 
управления охраной труда;
2)   право работника 
на охрану труда и его гарантии;
3)   нормы организации 
и обеспечения охраны труда 
работодателем,  включая  предупредительный  
надзор и расследование несчастных случаев 
на производстве;
4)   правила по технике 
безопасности и производственной 
санитарии, система стандартов безопасности 
труда (ССБТ);
5)   правила особой 
охраны труда женщин;
6)   правила особой 
охраны труда молодежи и лиц 
с пониженной трудоспособностью.
Значение охраны труда многоаспектно. 
Всесторонняя охрана труда имеет большое 
социальное, экономическое и правовое 
значение.
Социальное значение 
охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье 
трудящихся от возможных производственных 
вредностей; б) способствует их культурно-техническому 
росту: лишь не чрезмерно усталый от работы 
в грязных, загазованных производственных 
помещениях работник способен вечерами 
учиться, повышать свою квалификацию, 
читать, развлекаться, заниматься спортом, 
развивать личность; в) способствует гуманизации 
труда.
Экономическое значение 
охраны труда заключается в том, что она способствует: 
а) росту производительности труда работников, 
а тем самым и росту производства, экономики; 
б) сокращению потерь рабочего времени 
от временной нетрудоспособности работников 
из-за производственных травм, профессиональных 
заболеваний, экономии средств Фонда социального 
страхования.
Правовое значение 
охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, 
учитывая женский организм, организм подростков, 
пониженную трудоспособность инвалидов, 
пенсионеров; б) реализует субъективное 
право работников на всестороннюю охрану 
труда и обязанность работодателя по обеспечению 
этого права; в) является важнейшим элементом 
трудового правоотношения, прием работников 
осуществляется с учетом тяжести условий 
труда.
 
1.2 
Требования охраны труда и организация 
охраны труда
 
В числе норм права, регулирующих 
отношения в области охраны труда, особое 
место занимают государственные нормативные 
требования охраны труда — правила, процедуры, 
критерии, которые рассчитаны на сохранение 
жизни и здоровья работников в процессе 
трудовой деятельности и обязательны 
для исполнения юридическими и физическими 
лицами при осуществлении ими любых видов 
деятельности, в том числе при проектировании, 
строительстве (реконструкции) и эксплуатации 
объектов, конструировании машин, механизмов 
и другого оборудования, разработке технологических 
процессов, организации производства 
и труда.
Государственные нормативные 
требования охраны труда содержатся в 
федеральных законах и иных нормативных 
правовых актах РФ и законах и иных нормативных 
правовых актах субъектов РФ об охране 
труда153. 
Наиболее широкий круг государственных 
нормативных требований охраны труда, 
закрепленных федеральным законом, содержится 
в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана 
труда», «Особенности регулирования труда 
отдельных категорий работников» и др.).
Руководителю каждого предприятия 
необходимо помнить, что обеспечение безопасности 
и условий труда, соответствующих государственным 
нормативным требованиям охраны труда, 
является обязанностью работодателя. 
Государственные нормативные 
требования охраны труда обязательны для 
исполнения юридическими и физическими 
лицами при осуществлении ими любых видов 
деятельности (ст.211 ТК РФ).
Пунктом 3 статьи 37 Конституции 
РФ установлено право каждого на труд в 
условиях, отвечающих требованиям безопасности 
и гигиены.
Статья 219 Трудового кодекса 
устанавливает право работника:
1.   На рабочее место, соответствующее 
требованиям охраны труда.
2.   На получение достоверной 
информации от работодателя:
 об условиях и охране труда 
на рабочем месте,
 о существующем риске повреждения 
здоровья,
 о мерах по защите от воздействия 
вредных и (или) опасных производственных 
факторов.
В соответствии с положениями 
статьи 209 Трудового кодекса, под охраной 
труда подразумевается система сохранения 
жизни и здоровья работников в процессе 
трудовой деятельности, включающая в себя:
 правовые,
 социально - экономические,
 организационно - технические,
 санитарно - гигиенические,
 лечебно - профилактические,
 реабилитационные,
 иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны 
труда и контроль за их выполнением осуществляется 
работодателями в следующем порядке (ст.217 
Трудового кодекса):
1.   В компаниях, занимающихся 
производством, с численностью сотрудников 
свыше 50 человек, необходимо:
 либо создать службу охраны 
труда,
 либо ввести должность специалиста 
по охране труда (с соответствующей подготовкой 
или опытом работы в данной сфере).
2.   В компаниях, занимающихся 
производством, с численностью сотрудников, 
не превышающей 50 человек, решение:
 о создании службы по охране 
труда,
 о введении должности специалиста 
по охране труда,
принимается с учетом специфики 
производственной деятельности такой 
компании.
3.   При отсутствии:
 службы охраны труда,
 штатного специалиста по охране 
труда,
осуществляют их функции и несут 
ответственность:
 работодатель - ИП (лично),
 руководитель организации,
 другой уполномоченный работодателем 
работник, организация, специалист, оказывающие 
услуги в области охраны труда, привлекаемые 
по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
 правильной организации системы 
охраны труда,
 безопасных условий труда, организации 
необходимо разработать локальные правовые 
акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового 
кодекса, работодатель вправе принимать 
локальные нормативные акты, содержащие 
нормы трудового права, в пределах своей 
компетенции в соответствии с трудовым 
законодательством, иными нормативными 
правовыми актами, содержащими нормы трудового 
права.
Эти локальные акты представляют 
собой правовую основу системы охраны 
труда в компании.
Так же эти нормативные акты 
могут помочь компании предотвратить 
несчастные случаи на производстве и значительно 
упростят процедуру рассмотрения таких 
случаев, если, не смотря на усилия работодателя, 
они будут иметь место.
Выполнение правил по охране 
труда обязательно как для работодателя, 
так и для работников организации.
В статье будут рассмотрены 
требования действующего законодательства 
к организации системы охраны труда на 
предприятиях, обязанности работодателей 
и работников в сфере охраны труда, а так 
же методология составления правил и инструкций 
по охране труда.
Государственные 
нормативные требования охраны труда
В соответствии со ст.211 Трудового 
кодекса, порядок:
 разработки,
 утверждения,
 изменения
подзаконных нормативных правовых 
актов, содержащих государственные нормативные 
требования охраны труда, в том числе стандарты 
безопасности труда, устанавливается 
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. 
№1160 «Об утверждении Положения о разработке, 
утверждении и изменении нормативных 
правовых актов, содержащих государственные 
нормативные требования охраны труда», 
с учетом мнения Российской трехсторонней 
комиссии по регулированию социально-трудовых 
отношений.
К нормативным правовым актам, 
содержащим государственные нормативные 
требования охраны труда, относятся (п.2 
Постановления №1160):
1.   Стандарты безопасности труда 
(ГОСТы).
2.   Правила и типовые инструкции 
по охране труда.
3.   Государственные санитарно-эпидемиологические 
правила и нормативы:
 санитарные правила и нормы,
 санитарные нормы,
 санитарные правила,
 гигиенические нормативы,
устанавливающие требования 
к факторам рабочей среды и трудового 
процесса.
При разработке правил по охране 
труда необходимо учитывать положения 
системы ГОСТов по безопасности труда.
В частности, требования ГОСТа 
12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности 
труда. Системы управления охраной труда», 
целью которого является:
 содействие защите работников 
от воздействия опасных и вредных производственных 
факторов,
 исключению несчастных случаев, 
в том числе со смертельным исходом,
 профессиональных заболеваний 
на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание 
системы управления охраной труда в организации.
Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение 
охраны труда в организации, включая соответствие 
условий труда требованиям охраны труда, 
установленным национальными законами 
и иными нормативными правовыми актами, 
входит в обязанности работодателей.
В связи с этим работодатель 
должен продемонстрировать руководство 
и заинтересованность в деятельности 
по обеспечению охраны труда в организации 
и организовать создание системы управления 
охраной труда.
Основные элементы управления 
охраной труда:
 политика,
 организация,
 планирование и применение,
 оценка,
 действия по совершенствованию.
 
Организация охраны 
труда.
 
Организация охраны труда включает 
государственное управление, органы охраны 
труда, ее планирование и финансирование, 
предупредительный надзор и расследование 
несчастных случаев на производстве, их 
профилактику и учет. 
Государственное 
управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ 
об охране труда) заключается в реализации 
указанных основных направлений государственной 
политики, разработке нормативных актов 
в этой области, а также в утверждении 
требований к средствам производства, 
технологиям и организации труда, обеспечивающим 
здоровые и безопасные условия труда работника. 
Госуправление охраной труда 
осуществляет непосредственно Правительство 
Российской Федерации и по его поручению 
Минтруд РФ и другие федеральные органы 
исполнительно власти, а на территории 
субъектов РФ - федеральные органы и органы 
субъектов РФ в пределах их полномочий. 
Распределение полномочий по охране труда 
между федеральными органами осуществляет 
Правительство РФ. В отраслевых министерствах, 
ведомствах и объединениях предприятий 
(концерны, ассоциации и др.) создаются 
службы охраны труда для обеспечения соблюдения 
требований охраны труда, осуществления 
контроля за их выполнением в каждой организации 
производственной деятельности. 
В организациях, осуществляющих 
производственную деятельность, с численностью 
более 100 работников создается служба 
охраны труда или вводится должность специалиста 
по охране труда, а с численностью 100 и 
менее работников решение о создании такой 
службы или введении должности специалиста 
по охране труда принимает работодатель 
с учетом специфики деятельности организации. 
Если он решит не создавать их, то должен 
заключить договор со специалистами или 
организациями об оказании услуг в области 
охраны труда. Структуру и численность 
службы охраны труда в организации определяет 
работодатель с учетом рекомендаций Минтруда 
РФ по этому вопросу (ст. 217 ТК). В организации 
по инициативе работодателя и (или) по 
инициативе работников или профкома для 
организации работ по охране труда создается 
комитет (комиссия) по охране труда из 
представителей работодателя и работников 
на паритетной основе. Ответственность 
за состояние условий и охраны труда на 
производстве законом возлагается на 
работодателя (его администрацию). Статья 
212 Трудового кодекса подробно перечисляет 
обязанности работодателя в области охраны 
труда. Изучите их тщательно. За нарушение 
каждой из 20 указанных в ней обязанностей 
по обеспечению охраны труда работодатель 
несет ответственность. Основы об охране 
труда в ст. 23 закрепляют ответственность 
работодателей и лиц, виновных в нарушении 
требований охраны труда. Планирование 
мер по охране труда и их финансирование 
должны на каждом производстве осуществлять 
работодатели. Комплексные планы улучшения 
условий труда, охраны труда трудовые 
коллективы одобряют и конкретизируют 
в коллективных договорах и соглашениях. 
В них, в частности, указывается, что выделенные 
на охрану труда средства запрещается 
использовать на другие цели. Кодекс в 
ст. 226 предусмотрел порядок финансирования 
мер по охране труда. Предупредительный 
надзор за охраной труда в отличие 
от текущего (в процессе труда) называется 
так потому, что осуществляется еще до 
пуска в эксплуатацию промышленных зданий, 
сооружений, оборудования, технологических 
процессов. В предупредительный надзор 
входит прием в эксплуатацию промышленных 
зданий, машин, станков, технологических 
процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному 
надзору относится и вводный предварительный 
при приеме на работу инструктаж работников 
по технике безопасности и производственной 
санитарии. По срокам и содержанию инструктаж 
согласно ГОСТ 12.0.004-90 "Системы стандартов 
безопасности труда" бывает: 
а) вводный со всеми работниками при их 
приеме на работу, а также со студентами 
и учащимися-практикантами, с лицами, командированными 
на данное производство; б) первичный на 
рабочем месте; в) повторный, если требуют 
обстоятельства; г) внеплановый при изменении 
правил охраны труда технологического 
процесса и т. д., а также при несчастных 
случаях, если в акте о нем указано на это; 
д) целевой при работе по ликвидации последствий 
аварий, катастроф и т.д.