Органы службы занятости населения, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование деятельности органов службы занятости населения, их прав и обязанностей, а также особенностей правового положения безработных граждан.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
ознакомиться с основными правами и обязанностями органов службы занятости населения;
изучить порядок регистрации безработных граждан;
ознакомиться с понятием правового статуса безработного;
выяснить условия и сроки выплаты, а также размер пособия по безработице.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Органы службы занятости населения, их права и обязанности…………… 5
2 Порядок регистрации безработных граждан в органах
государственной службы занятости…………………………………………... 11
3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….... 25
4 Пособие по безработице: размер, условия и сроки выплаты…………….... 28
Заключение……………………………………………………….…………....... 35
Практические задания………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Органы службы занятости  населения, их права и обязанности…………… 5

2 Порядок регистрации безработных граждан в органах

государственной службы занятости…………………………………………... 11

3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….... 25

4 Пособие по безработице: размер, условия и сроки выплаты…………….... 28

Заключение……………………………………………………….…………....... 35

Практические задания………………………………………………………….. 37

Список использованной литературы………………………………………….. 40

 

 

Введение

 

На сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в интересах общества в целом и каждого индивида, желающего применить свои способности к труду.

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции РФ права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

Основная задача, проводимая высшими органами власти России в сфере социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, деятельность которой рассмотрена далее.

Актуальность темы контрольной работы: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» заключается в том, что в наше время практика по применению законодательства в области занятости населения носит противоречивый характер, имеют место множества пробелов и несогласованности правовых норм, содержащихся в различных правовых актах.

Проблемы занятости и трудоустройства уже привлекали внимание ученых - юристов. Данному вопросу уделяли внимание такие ученые в области права, как М.О. Буянова, М.В. Молодцев, И.О. Снегерев, В.Н. Скобелкин, В.Н. Толкунова и другие. Эти авторы внесли существенный вклад в изучение вопросов, касающихся регулирования занятости и трудоустройства населения, особенностей реализации и защиты права гражданина быть трудоустроенным в современных условиях.

Целью контрольной работы является исследование деятельности органов службы занятости населения, их прав и обязанностей, а также особенностей правового положения безработных граждан.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  1. ознакомиться с основными правами и обязанностями органов службы занятости населения;
  2. изучить порядок регистрации безработных граждан;
  3. ознакомиться с понятием правового статуса безработного;
  4. выяснить условия и сроки выплаты, а также размер пособия по безработице.

 

 

 

  1 Органы службы занятости населения, их права и обязанности

 

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1031-1-ФЗ.

Основные направления этой политики следующие:

1) предоставление равных возможностей  всем гражданам России в реализации  права на труд и свободный  выбор вида занятости;

2) поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному и творческому  труду;

3) соблюдение принципа добровольности  труда, в соответствии с которым  обеспечивается свободное волеизъявление  граждан в выборе профессий;

4) социальная защита в области занятости;

5) сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

6) координация деятельности в  области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

7) поощрение работодателей в  создании новых рабочих мест;

8) международное сотрудничество  в решении проблемы занятости  и некоторые другие направления.

На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. В каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют местные службы занятости.

Нужно отметить, что необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция МОТ N 88 «Об организации службы занятости» (1948г.) обязывает государства создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых – обеспечить воздействие на рынок труда для достижения поддержания полной занятости.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 15 федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1031-1-ФЗ, федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РФ, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния и  прогноз развития занятости населения,

- информирование о положении  на рынке труда;

- разработку и реализацию  федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других  целевых программ содействия  занятости населения, включая программы  содействия занятости граждан, находящихся  под риском увольнения, а также  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

- содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых  работников;

- организацию при необходимости  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных  выплат в виде пособия по  безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов РФ, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно.

Государственная служба занятости имеет право:

  • получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, административные данные по наличие вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характер и условия работы на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников;
  • разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства;
  • направлять для трудоустройства на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки, а инвалидов, кроме того, - соответственно рекомендациям МСЕК, имеющихся в них квалификации и знаний и с учетом их пожеланий;
  • направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • укладывать по доверенности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае необходимости) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также подавать помощь при переезде на новое местожительство и работы за счет средства предприятий, учреждений и организаций;
  • распоряжаться в установленном законодательством порядке средством Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
  • оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством о занятости населения;
  • в установленном законодательством порядке подавать гражданам пособие и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;
  • вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов об остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их следующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством;
  • взимать из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытого или заниженного обязательного собрания и недоимок к Фонду общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
  • компенсировать до 50 процентов затрат предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и работы, при условии их трудоустройства.

Обязанности государственной службы занятости заключаются в следующем:

1) анализировать, прогнозировать спрос  и предложение на рабочую силу  и информировать о состоянии  рынка труда;

2) вести учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства

3) информировать обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможности  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к гражданам, желающим приобрести  ту или иную профессию;

4) оказывать помощь гражданам  в выборе подходящей работы, в  том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых  работников;

5) организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

6) оказывать услуги в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  другим категориям населения;

7) обеспечивать регистрацию безработных  и оказывать им в пределах  своей компетенции помощь;

8) разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения;

9) подготавливать предложения и  заключения об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в Российскую Федерацию на  основе межправительственных соглашений  и лицензий;

10) оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

11) выдавать в установленном  законом порядке гражданам пособия  по безработице и приостанавливать  выплату этих пособий;

12) устанавливать надбавки к  пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

 

 

2 Порядок регистрации безработных граждан в органах

государственной службы занятости

 

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее – УСЗН) в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

Информация о работе Органы службы занятости населения, их права и обязанности