Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается во всестороннем изучении особенностей рассмотрения трудовых споров.
Объектом исследования выступают трудовые споры.
Предметом исследования является порядок урегулирования трудовых споров.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Во-первых рассмотреть общую характеристику трудовых споров
Во-вторых, проанализировать правовой статус комиссии по трудовым спорам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ СПОРОВ 3
1.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ 3
1.2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА 6
2. КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС). 9
2.1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС. 9
2.2. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ КТС. 10
3. РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ РАЙОННЫМИ (ГОРОДСКИМИ) СУДАМИ. 12
3.1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ СУДАМИ 12
3.3. СПОРЫ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ПЕРЕВОДЕ НА ДРУГУЮ РАБОТУ. 13
3.4. СПОРЫ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА. 18
3.5. СПОРЫ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА. 19
4. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 20
4.1. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ. 21
4.2. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА. 22
4.3. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В ТРУДОВОМ АРБИТРАЖЕ. 22
4.4. УЧАСТИЕ СЛУЖБЫ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Вложенные файлы: 1 файл

Коолективные трудовые споры и порядок их разрешения.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Что же касается дополнительных отпусков, которые установлены непосредственно в законодательных актах в отношении определенных категорий граждан (например, работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих и работающих на загрязненных радиоактивными веществами территориях и др.), то их предоставление не может зависеть от локальных актов.

Данные отпуска  должны предоставляться гражданам, на которых распространяется действие законодательных актов, установивших основания предоставления этих отпусков, в безусловном порядке и в  пределах определенной этими актами продолжительности.

При разрешении трудовых споров, касающихся досрочного отзыва работника из отпуска, следует  исходить из того, что такой отзыв  допускается только с его согласия (ст.125 ТК РФ). Отказ работника прервать свой отпуск нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины. Отзыв из отпуска оформляется приказом по организации, в котором также указывается, когда работнику будет предоставлена неиспользованная часть отпуска.

До настоящего времени работодателем продолжает применяться такая мера воздействия на работника, который допустил употребление спиртных напитков, прогул, как уменьшение ежегодного отпуска на число дней прогула, отстранение от работы. При разрешении споров следует исходить из того, что ТК РФ устанавливает дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение), которые работодатель вправе применить к работнику за нарушение трудовой дисциплины. Данным Кодексом, а также законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине не предусмотрено такое дисциплинарное взыскание как уменьшение отпуска.

Что же касается споров лиц, работающих по совместительству, по поводу предоставления ежегодных  оплачиваемых отпусков, то они им предоставляются  одновременно с отпуском по основной работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Согласно ст.286 ТК РФ если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

3.5. Споры об оплате труда.

 

Правильное  применение действующего трудового  законодательства в вопросах оплаты труда работников при разрешении трудовых споров обеспечивает защиту их прав, а также интересов организаций (воинских частей, военных организаций).

В судебной практике нередко приходится сталкиваться со спорами, возникающими при оплате сверхурочных работ. При их разрешении необходимо учитывать, что выполнение сверхурочных работ допускается только в исключительных случаях с соблюдением установленного порядка и в пределах установленной нормы сверхурочных часов.

Иски работников об оплате сверхурочной работы, выполненной  по распоряжению работодателя или с его ведома, подлежат удовлетворению и в том случае, когда эта работа применялась с нарушением предусмотренного законом порядка (без получения письменного согласия работника, с превышением установленных норм сверхурочного времени).

Выполненная работником с неполным рабочим днем работа сверх  предусмотренного трудовым договором  времени, но в пределах установленной  законом продолжительности рабочего дня не считается сверхурочной и  оплачивается в одинарном размере.

При разрешении споров о доплате за совмещение профессий (должностей) необходимо выяснять, в каком размере установлена доплата за это соглашением сторон, не входит ли работа, на которую работник указывает как на совмещаемую, в круг его трудовых обязанностей. Следует иметь в виду, что работник имеет право на доплату за выполненную работу и в том случае, когда совмещение профессий (должностей) было введено работодателем в нарушение установленного порядка. При определении размера доплаты учитывается объем работы, выполненной работником в порядке совмещения профессий (должностей).

Не подлежит дополнительной оплате работа, выполнение которой поручено работодателем  работнику с его согласия в  связи с недостаточной загруженностью этого работника в течение  рабочего времени.

Судебной практике известны случаи, когда работодатель устанавливал работнику должностной оклад в меньшем размере, чем это предусмотрено системой оплаты труда и схемой должностных окладов в организации. В этом случае работник вправе требовать выплаты разницы между окладом, установленным в схеме, и неправильно назначенным ему окладом.

Следует также  отметить, что защита работниками  своих трудовых прав может быть осуществлена путем обращения с заявлением, жалобой в органы прокуратуры, федеральной  инспекции труда, профсоюзные органы.

4. Примирительные процедуры

 

Примирительные  процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 2 ст. 398).

Соответственно  порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

1) рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией;

2) рассмотрение  коллективного трудового спора  с участием посредника и (или)

3) рассмотрение  коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Таким образом, органами, уполномоченными рассматривав коллективные трудовые споры, являются: примирительная комиссия и трудовой арбитраж, посредник – участник разрешения спора.

Каждая из сторон коллективного трудового спора  может обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения коллективного трудового спора.

Примирительные  процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

В случае уклонения  одной из сторон коллективного трудового  спора от участия в создании или  работе примирительной комиссии трудовой спор передается на рассмотрение в  трудовой арбитраж.

В случае уклонения  работодателя от создания трудового  арбитража, а также в случае невыполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения, рекомендации, принимаемые  в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколом представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418 ТК РФ).

Соглашение, достигнутое  сторонами коллективного трудового  спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выполнением осуществляется самими сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Моментом  начала коллективного трудового  спора являются день сообщения работодателю (его представителю) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения в соответствии со ст. 400 ТК РФ, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров (ч. 5 ст. 398 ТК РФ).

4.1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

 

Примирительная  комиссия создается в срок до 3 рабочих  дней с момента начала коллективного  трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии оформляется  соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная  комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

На работодателе лежит обязанность создать необходимые  условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5 рабочих дней с момента издания  приказа (распоряжения) о ее создании. Этот срок, как уже упоминалось, может  быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом. Для сторон оно имеет обязательную силу, исполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

Рекомендации  об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора  примирительной комиссией утверждены постановлением Минтруда России от 12 марта 1997 г. № И.

Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

4.2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

 

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение 3 рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Если в течение 3 рабочих дней стороны коллективного  трудового спора не достигли соглашения по кандидатуре посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посреднику  предоставлено право запрашивать  у сторон коллективного трудового  спора и получать от них необходимые  документы и сведения, касающиеся этого спора.

Для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника установлен срок – до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

Рассмотрение  коллективного трудового спора  с участием посредника завершается  принятием его сторонами согласованного решения, которое оформляется письменно. При недостижении соглашения составляется протокол разногласий.

Рекомендации  об организации работ по рассмотрению коллективного трудового спора  с участием посредника утверждены постановлением Минтруда России от 27 марта 1997 г. № 16.

4.3. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

 

Трудовой  арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного  трудового спора и Службой  по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее 3 рабочих  дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Создание трудового  арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Создание трудового  арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующими решениями работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный  трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до 5 рабочих иней со дня его создания. Трудовой арбитраж:

рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся это-спора;

информирует в  случае необходимости органы государственной  пасти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;

разрабатывает рекомендации по существу коллективного  трудового спора.

Рекомендации  трудового арбитража по урегулированию                     коллективного трудового спора оформляются в письменной форме передаются сторонам этого спора.

4.4. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в их разрешении

 

Служба  по урегулированию коллективных трудовых споров – это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду (Минтруда России), соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них (cm 407 ТК РФ).

Служба создана  при Минтруде России в 1992 г. В настоящее  время она действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468. В систему Службы входит 9 межрегиональных органов Минтруда России по урегулированию коллективных трудовых споров (Северно-Западный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный). Кроме того, полномочиями по урегулированию коллективных трудовых споров наделены подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Информация о работе Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения в РФ